Берег левый, берег правый - только нету переправы

Официально

ПРОБЛЕМА Что нам стоит мост построить?

Строительство моста через Бухтарминское водохранилище стало главной темой для обсуждения на заседании Совета Общественности Курчумского района, которое проходило в селе Курчум.

По словам акима Курчумского района по-прежнему стратегически важным вопросом для района остается переправа через Бухтарминское водохранилище. Чиновники пытались решить проблему с приобретением новых паромов, но пока барьер непреодолим.

— Мы поднимали вопрос о приобретении новых теплоходов для переправы. Ездили в Россию с целью выбора оптимального варианта приобретения этих теплоходов, но они стоят настолько дорого, а вопрос их доставки в два раза дороже. Было решено возвращать в коммунальную собственность хотя бы те теплоходы, которые имеются. После капитального разбирательства аким области пошел нам навстречу, и на баланс государства было возвращено 2 теплохода. Сейчас один работает, а второй на ремонте. В течение 1-2 месяцев он поступит в эксплуатацию, — рассказывает Алтайбек Сеитов.

Навигационный период на Бухтарминском водохранилище длиться с мая по октябрь каждый день — с 6 утра до 8 вечера. За этот период совершается 8 рейсов в направлении правого берега и 7 в направлении левого. Данный транспорт недоступен в весенний и зимний период. Связь с районами в зимнее время значительно упрощает ледовая переправа, эксплуатация которой зависит от погодных условий. Но при переправе по льду имеется большой риск гибели людей, потери груза и транспорта. В этой связи остро возникла необходимость строительства моста.

15 февраля 2013 г. был подписан меморандум о взаимном сотрудничестве между акиматом ВКО и корейской компанией в рамках государственно — частного партнерства. Стороны договорились о совместном сотрудничестве по строительству и эксплуатации нового мостового перехода через Бухтарму с выходом на дорогу областного значения Большенарым-Курчум. В настоящее время Управление ЖКХ, автотранспорта и автомобильных дорог совместно с региональным центром государственно — частного партнерства по ВКО разработало инвестиционное предложение, которое также должно пройти отраслевую экспертизу.

— В случае получения положительного заключения на реализацию данного моста по средствам концессии будет необходима разработка концессионного предложения, которое также должно пройти ряд экспертиз. В настоящее время ведется доработка технико-экономического обоснования под строительство и эксплуатацию мостового перехода, — говорит заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нурпеисова Мира.

По словам Миры Нурпеисовой, планируемый автомобильный мост будет иметь протяженность 1300 метров и шириной 13 метров. Мост планируется возвести на участке минимальной ширины Бухтарминского водохранилища в районе села Куйган Курчумского района.

На сегодняшний день ориентировочная стоимость проекта составляет 20,9 миллиарда тенге. Период его реализации — 2015-2018 гг.

Пока же чиновники скрупулёзно подсчитывают деньги, медики ведут счет жертв рискованной переправы и надеются на перемены к лучшему.

— То, что нет прямого сообщения с областью, крайне неудобно для нас, медицинских работников, потому что все ЧП и неотложные состояния, например, родовспоможение — возникают в ночное время. У нас работает круглосуточно санитарная авиация, но погодные условия тоже бывают разные, — говорит заместитель руководителя управления здравоохранения ВКО Сауле Мукашева.

Жители Курчумского района относятся ко всем потугам властей решить проблему переправы скептически и говорят, что по мосту будут ездить в лучшем случае их правнуки.

— Наша главная боль — это строительство моста. Шесть районов привязаны к этому мосту. Столько техники лежит под водой. Мы понимаем, что 20 миллиардов — это большая сумма, но что может быть дороже человеческой жизни? — говорит председатель Совета Общественности Курчумского района Советхан Искаков.

Совет Общественности обращается ко всем, от кого зависит решение данного вопроса, все же найти средства и услышать, наконец, глас людей, находящихся по ту сторону водохранилища.

Совет Общественности Курчумского района был создан в 2009 г. и его предложения носят скорее рекомендательный характер, но власти активно идут на диалог с общественниками.

— Мы часто собираемся, если возникают вопросы со стороны населения, мы направляем для ее решения специалистов из рядов общественности. Они умудренные жизненным опытом и их слова и предложения очень весомы. Все вопросы решаются в процессе диалога, — говорит аким Курчумского района Алтайбек Сеитов, и охотно делиться с корреспондентами успехами совместной работы.

— Сейчас мы активно занимаемся строительством и ремонтом социальных объектов и возвращаем в коммунальную собственность те из них, которые были приватизированы в 90-х годах. Мы вернули 4 детских сада, сегодня они благополучно функционируют. В 2007 г. функционировало всего 7 клубных учреждений, сегодня их 30, было 8 библиотек, а на сегодня их более 20. Также ведется реконструкция спортивного комплекса — это бывшее здание МТМ. Его приватизировали, забрали оборудование и металлические части, а здание осталось не у дел. А сейчас там спортивный комплекс со множеством залов. Мы находим внутренние возможности, ищем резервы и все эти моменты обращаем в пользу населения и это, конечно, благодаря поддержке общественности. Вынесли на совет, он сказал надо — значит надо, и мы делаем. Главное это рационально использовать то, что мы имеем. Если сидеть, сложа руки и говорить, что нужны средства, ничего не выйдет. С деньгами любой человек, любого уровня все сделает, а без денег это надо попробовать, — резюмирует Алтайбек Сеитов.



По материалам Информационного центра ВКО