Роль национального почтового оператора в развитии мировой е-коммерции

Официально

Электронная коммерция – это сфера, прочно вошедшая в жизнь современного общества как неотъемлемый формат как приобретения необходимых товаров, так и формат ведения предпринимательской деятельности.

В рамках настоящей статьи рассмотрим отдельные характеристики данного рынка в Казахстане и мире.

Согласно прогнозам центра Insider Intelligence к 2025 году объём розничных продаж e-commerce в мире может вырасти на 50% в сравнении с текущим 2021 годом, то есть до 7,3 трлн, и составит 24,5% от общего объёма розничных продаж. По итогам 2021 года объем розничных продаж e-commerce составил $4,9 трлн, или 19,6%.

 

На долю топ-10 стран с крупнейшими объёмами рынков e-commerce приходится 88,6% всего мирового объёма этой отрасли, топ-3 из которых формируют порядка 75,9% мирового объема. В частности, это:

  • 52,1% – Китай;
  • 19,0% – США;
  • 4,8% – Великобритания;
  • 3,0% – Япония;
  • 2,5% – Корея;
  • 2,1% – Германия;
  • 1,6% – Франция;
  • 1,4% – Индия;
  • 1,3% – Канада;
  • 0,8% – Бразилия.

 

Примечательно, что за исключением Индии и Бразилии все эти страны относятся к категории государств с высоким уровнем жизни и, соответственно, покупательской способности населения. Эти же две развивающиеся страны формируют свой объем во много благодаря существенной численности населения.

Уникальное положение тут занимает Китай, представляющий собой крупнейший мировой рынок электронной торговли, оцениваемый в 2,56 трлн долларов и подкрепленный достойным уровнем доходов существенной части населения.

 

Казахстанский же рынок e-commerce в 2021 году в  отметки в 1 трлн тенге, что на 8,4% выше по сравнению с 2020 годом и в 2,4 раза выше относительно 2019 года. По прогнозам Министерства торговли и интеграции этот объем увеличится до 1,9 трлн тенге уже в 2022 году и до 3,5 трлн к 2025 году.

Данные правительственные оценки основаны на том, что пандемия оказала существенное влияние на экономическое поведение граждан, что подтверждается статистическими данным и при этом для электронной торговли существует достаточно комфортные условия ведения бизнеса – торговля в интернете, оплаченная через онлайн-транзакции не облагается корпоративным подоходным налогом.

 

Характерно, что региональная дифференциация в данном вопросе наиболее наглядно представлена в части средней стоимости одной онлайн-покупки.

Средний чек варьируется от 5,3 тыс. тенге в Карагандинской области до 150,4 тыс. тенге в Жамбылской области. Достаточно неожиданным также является фиксация среднего размера покупки в Туркестанской области, на уровне 131,2 тыс. тенге, что может быть связано с активным переселением туда платежеспособного населения в связи с притоком существенного объема государственных инвестиций в развитие города Туркестан и области в целом.

Лидирующими же категориями товаров, реализуемых через интернет, в 2021 году стала в основном цифровая техника:

  • мобильные телефоны, 19,0%;
  • приборы электрические бытовые, 12,6%;
  • косметические товары, 11,3%;
  • компьютеры и программное обеспечение, 11,2%.

 

Что эта ситуация означает для казахстанских и международных маркетплейсов, банков, технологических компаний? Что это сулит казахстанским производителям и поможет ли им конкурировать с зарубежными товарами? Как все это скажется на наших соотечественниках? Какова роль национального почтового оператора в глобальном и региональном рынке электронной комерции?

Ответы на эти и многие другим вопросы наша команда попыталась найти вместе с партнерами из АО «Казпочта» в рамках маркетингового исследования рынков курьерских, почтовых, e-commerce, финансовых и  агентских услуг, проведенного в этом году.

К сожалению, в силу правовых и этических ограничений мы не можем поделиться полнотекстовыми результатами данной работы, но можем лишь сказать, что национальный почтовый оператор имеет существенные амбиции по развитию этого и многих других направлений услуг. Для этого у него имеются все логистические, правовые, программные и человеческие ресурсы, АО «Казпочта» имеет самую широкую региональную сеть филиалов, не только в областных центрах, но и отдаленных районах/селах.

Авторы: Буторина Ольга, Искаков Азиз, Серикказина Лия

 

Время создания: 2022-10-20 22:08:02