Электроэнергия дает большую пользу и удобства в жизни и деятельности человека.

Официально

Сегодня не существует ни одной промышленной отрасли или иной сферы, где бы не использовалось электричество. Подключение к сетям электроснабжения - актуально для бизнес-структур. Как организовать электроснабжение? Как оформить все необходимые документы и договор? На эти и другие вопросы, в интервью ответил – Главный специалист ГУ «Территориальный департамент Комитета атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики РК по ВКО Маукенова Малика Мурткызы.

-Добрый день, Малика Мураткызы, расскажите пожалуйста подробнее, какие были внесены изменения и дополнения в законодательные акты Республики Казахстан по процедуре подключения к сетям электроснабжения?

-В рамках государственной политики по кардинальному улучшению предпринимательской деятельности в стране и для улучшения позиций Казахстана в международном рейтинге «Doing Business», ежегодно вносятся законодательные поправки, позволяющие сократить количество процедур по подключения к сетям электроснабжения.

Министерством энергетики Республики Казахстан были внесены изменения и дополнения в Правила пользования электрической энергией.

В соответствии с внесенными изменениями перечень документов необходимых для заключения договора электроснабжения с потребителями был сокращен с 9 до 7 документов, при этом потребителю было необходимо предоставлять документы в энергоснабжающую организацию. После внесенных изменений потребитель для заключения договора электроснабжения предоставляет 7 документов в энергопередающую (энергопроизводящую) организацию. Вместе с тем, были сокращены сроки выдачи технических условий на подключения вновь вводимых или реконструируемых электроустановок. Энергопередающая или энергопроизводящая организация после получения заявления в произвольной форме от потребителя выдает технические условия на подключение вновь вводимых или реконструируемых электроустановок в течение 5 рабочих дней.

-Был ли изменен порядок и сроки подключения потребителей к электричеству?

- В соответствии с новой редакцией, строительно-монтажная организация или потребитель направляет в энергопередающую (энергопроизводящую) организацию уведомление (в произвольной форме) о выполнении технических условий и готовности к подаче напряжения на электроустановки и заявление об акцепте договора электроснабжения. Энергопередающая (энергопроизводящая) организациях: в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения уведомления производит осмотр

внешнего подключения и соответствие выполненных работ выданным техническим условиям; в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения уведомления производит подачу напряжения на электроустановки потребителей, пломбирование системы коммерческого учета электрической энергии, а также выдает акт пломбирования системы коммерческого учета электрической энергии; в течение 2 (двух) рабочих дней со дня выдачи акта пломбирования системы коммерческого учета электрической энергии направляет в выбранную потребителем энергоснабжающую организацию документы.

Что, если энергопередающая организация в ходе осмотра выявила невыполнение заявителем требований технических условий?

-В случае выявления недостатков внешнего подключения и несоответствие выполненных работ выданным техническим условиям энергопередающая (энергопроизводящая) организация в течение 2 (двух) рабочих дней со дня осмотра внешнего подключения выдает акт о выявленных недостатках. После устранения недостатков, указанных в акте о выявленных недостатках, строительно-монтажная организация (подрядчик) или потребитель направляет в энергопередающую (энергопроизводящую) организацию повторно уведомление (в произвольной форме) о выполнении технических условий и готовности к подаче напряжения на электроустановки. Энергопередающая (энергопроизводящая) организация в течение 1 (одного) рабочего дня со дня получения повторного заявления проводит осмотр внешнего подключения и производит подключение электроустановок потребителя и уведомляет в письменной форме, что в случае не устранения замечаний после повторного осмотра, следующий осмотр будет производиться по истечению 1 (одного) месяца. При повторном осмотре внешнего подключения не допускается выдавать замечания, не указанные при первичном осмотре внешнего подключения. В случае не устранения недостатков после повторного осмотра энергопередающая (энергопроизводящая) организация не производит осмотр внешнего подключения и не принимает уведомление (в произвольной форме) о выполнении технических условий и готовности к подаче напряжения на электроустановки в течение 1 (одного) месяца со дня последнего осмотра.

- Необходимо ли получать новые технические условия при смене собственника объекта?

- Переоформление раннее выданных технических условий при изменении владельца, смене собственника не производится. Согласно внесенных изменений порядок заключения договора электроснабжения при смене владельца был изменен, теперь при смене

владельца объекта, новый собственник в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента регистрации права собственности направляет в энергопередающую организацию заявление с приложением требуемых документов. Энергопередающая организация в течение 2 (двух) рабочих дней выдает новому собственнику акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон и направляет документы, для заключения договора электроснабжения в энергоснабжающую организацию, выбранную новым собственником. Прежний собственник производит окончательный расчет за потребленную электроэнергию по показаниям приборов учета на день изменения владельца объекта электроснабжения.

-Ранее, потребителю необходимо было согласовывать проектные документации на строительство электроустановок, были ли внесены какие-либо изменения в этой части? - Согласно внесенных изменений, согласование проектной документации на строительство, реконструкцию или модернизацию электроустановок потребителей до начала строительно- монтажных работ с энергопередающей или энергопроизводящей организацией не требуется.

- Каким образом государством ведется контроль над процедурами подключения к сетям электроснабжения?

- Есть нормативно-правовые акты, такие как, Закон РК «Об электроэнергетике», Правила пользования электрической энергией, где регламентируется порядок подключения к сетям электроснабжения. Департаментом ведется контроль над соблюдением данных нормативно-правовых актов. Кроме того, «Процедура подключения к сетям электроснабжения» является одним из индикаторов рейтинга «Doing Business» - ежегодное исследование группы Всемирного банка, оценивающее в 190 странах простоту осуществления предпринимательской деятельности по 10 индикаторам и определяющий легкость ведения бизнеса. В рамках данного рейтинга, в целях обеспечения исполнения проводимых реформ законодательства в области электроэнергетики, а также их освещения для широкого круга потребителей Министерством энергетики на постоянной основе проводится праворазъяснительная работа по освещению проводимых реформ, а также мониторинг соблюдения требований законодательства в части подключения к системе электроснабжения.

- Благодарю за разъяснение. Куда можно обращаться жителям города и области в случае нарушения процедур подключения к сетям электроснабжения?

- В случае нарушения энергопредприятиями порядка подключения к сетям электроснабжения, потребители могут обжаловать их действия в Департаменте, который находится по адресу: г. Усть-Каменогорск, пр. К. Сатпаева 64, каб. 308, т. 8 (7232) 21-43-16