Пограничная черта совести

Газета "Flash!"

- Мы знали, что там, «за речкой», боевики, и в любой момент они могут вторгнуться на территорию Таджикистана, и уже отсюда пойти дальше, в центр республики, раздираемой гражданской войной,  в Киргизию, Казахстан… Мы должны были охранять уже вроде бы и не свою границу, и, в то же время, свою. Потому что нужно было держать на замке таджикско-афганскую границу, чтобы мог спокойно жить Казахстан, да и всё СНГ, - рассказывает майор пограничной службы КНБ РК в отставке Сергей Мочалов.

 

 Согласно решению глав государств СНГ, принятом на саммите в Душанбе в 1993 году, на охрану таджикско-афганского участка внешней границы Содружества направили воинские подразделения Казахстана, Кыргызстана, России и Узбекистана. Постановлением Верховного Совета РК от 15 апреля 1993 года «Об усилении охраны внешней границы СНГ на таджикско-афганском участке» был создан Отдельный сводный стрелковый батальон численностью до 500 человек. В батальон, кроме десантников, включили подразделения Пограничной службы КНБ РК, Внутренних войск МВД РК, а также впоследствии подразделения из Министерства обороны РК. В противостоянии боевикам, в ходе миротворческих операций за 9 лет – с 1992 по 2001 год – погибло 43 военнослужащих казахстанской армии,  в том числе 11 пограничников, многие получили ранения. Службу в ОССБ за эти годы проходили 8755 военнослужащих.

 

 Сергей Мочалов принимал участие в боевых действиях в составе военного контингента РК  по охране таджикско-афганской границы дважды: с октября 1998 года по февраль 1999-го, и с декабря 1999-го по май 2000 года, всего почти 8 месяцев.

- Никогда не думал, что прослужив на границе более 20 лет, побывав в «горячих точках», рискуя жизнью, я в итоге окажусь на улице, - печально говорит Сергей Валерьевич.

 Последним местом службы майора Мочалова была в/ч 2017, дислоцированная в г. Зайсан. Он был уволен в запас летом 2012 года. Прослужил Сергей Валерьевич в общей сложности более 21 года. В период службы ему была предоставлена служебная квартира в г. Зайсан. В ноябре 2013 года он подал заявление на получение денежной компенсации взамен права приватизации служебного жилья.

 

- На моё заявление я получил уведомление жилищной комиссии от 25. 11. 2013 г. о принятом решении выплатить мне компенсацию, и что подана заявка в центральный аппарат пограничной службы на выделение денег, - продолжает рассказ Сергей Валерьевич.

- Согласно действовавшему на тот период времени законодательству, Мочалов должен был получить компенсацию на семью из 4-х человек: себя, супругу, приёмную дочь, и сына, - поясняет адвокат  Юрий Николенко.

Однако несовершенство законодательства не позволило отставному пограничнику сразу получить компенсацию. Он дождался положенных ему денег лишь через 8 лет! Но и после столь долгого ожидания, Сергей Мочалов испытал горечь и разочарование. Компенсация получилась значительно урезанной!

Ситуация развивалась так. В запас майор был уволен 25 июня 2012 года. Он получил служебное жильё в закрытом военном городке, и такое жильё приватизации не подлежало. Взамен военнослужащему при увольнении в запас должны выплатить компенсацию. Однако, правила начисления и выплаты такой компенсации были утверждены только 28 августа 2012 года, с вводом в действие с 1 января 2013 года.

- Механизм реализации военнослужащими права на получение жилища за счёт государства, которое было закреплено с 1993 года в Законе «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» и в Законе «О жилищных отношениях», не продуман до настоящего времени, - объясняет адвокат Юрий Николенко. – До 2013 года военнослужащих попросту включали в очередь местных исполнительных органов. Механизма получения денежной компенсации военнослужащим, проживающим в закрытых военных городках, вообще не было. И до 2013 года, чтобы реализовать своё право на получение компенсации, они были вынуждены обращаться в суд. В 2013 году порядок получения компенсации военнослужащим, проживающим в закрытых городках, был впервые установлен постановлением правительства. Однако в нём было множество недоработок, которые органы военного управления использовали для отказа в выплате компенсаций.

 Именно так получилось и у Сергея Мочалова. Хотя он обратился за получением компенсации в ноябре 2013 года, когда уже действовали правила её предоставления, и жилищная комиссия части приняла решение о выплате, деньги он так и не получил. Дело в том, что руководство ПС КНБ РК посчитало это решение жилищной комиссии незаконным!  В ответе заместителя директора ПС КНБ РК Т. Джунусова на адвокатский запрос так и написано: «Мочалов С.В. утратил статус военнослужащего»! Т.е. на момент обращения он был уже уволен в запас, а значит, по мнению высшего пограничного командования страны, не являлся военнослужащим!

- В этом и есть принципиальная разница. Департамент ПС КНБ РК по ВКО считает, что правоотношения возникли с момента обращения Мочалова о выплате компенсации. Мы считаем, что правоотношения возникли на момент увольнения Мочалова из рядов Вооруженных Сил, - говорит Юрий Николенко.

 В дальнейшем это разногласие в толковании законодательных норм стало определяющим при выплате компенсации, которую Сергей Валерьевич, всё-таки, получил лишь в 2020 году.

 В феврале 2018 года были приняты два постановления правительства, которые уже более чётко регламентировали порядок получения военнослужащими компенсации. Однако те, кто уволился в 2012 году, получили право обратиться зав получением компенсации лишь с 1 января 2020 года.

 Как только наступил заветный 2020 год, такое заявление подал и Сергей Мочалов. Компенсацию он получил в марте, но лишь на себя и на супругу. Оказалось, что его сын, уже давно достигший совершеннолетия, уже не считается членом семьи военнослужащего!

 Майор в отставке обращается в суд, считая такое решение несправедливым. Ведь в момент его увольнения из ВС его сын ещё был несовершеннолетним!  Он требует взыскать недополученную сумму компенсации за сына. Однако и военный суд Семейского гарнизона, и Военный суд РК отказывают в удовлетворении исковых требований.

- Считаем, что такая позиция военных судов никак не отвечает принципам справедливости и разумности. Более того, из приведённых фактов следует, что органы военного управления, а вслед за ними и военные суды цинично издеваются над целой категорией военнослужащих, уволенных в 2012 году. Именно в этом году прекратил своё действие Закон «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей», согласно которому они могли бы претендовать на получение жилья. Новый Закон «О воинской службе и статусе военнослужащих», в  части выплаты денежных компенсаций, был введен в действие только 1 января 2013 года. И лицам, уволенным в 2012 году, стали отказывать в получении компенсации на том основании, что, будучи уволенными в запас, они потеряли статус военнослужащего. В 2018 году законодатели вроде бы повернулись лицом к данной категории лиц. В закон были внесены изменения, дающие право на получение компенсации, однако новые нормы ввели только через 2 года, с 1 января 2020 года. И вот, когда в 2020 году бывшие военнослужащие, наконец, получили возможность обратиться за компенсацией, они узнают, что сумма будет значительно меньше той, на которую они рассчитывали. Их повзрослевшие дети, по мнению органов военного управления, перестали быть членами семьи получателя выплат! – возмущается адвокат Юрий Николенко. 

 Но на этом величайшая  несправедливость не заканчивается. 1 сентября 2020 года в правила предоставления компенсации вносят дополнения, которые чётко определяют, кого следует считать  членами семьи получателя выплат. Члены семьи определяются на день исключения из списков воинской части в связи с увольнением с воинской службы. А в это время сын Мочалова был несовершеннолетним. Казалось бы, всё ясно.

 - Однако суды отреагировали  парадоксально. Они посчитали данное разъяснение закона новой правовой нормой, действие которой не распространяется на лиц, обратившихся с заявлением о выплате компенсации до 1 сентября 2020 года! Верхом цинизма считаю решения военных судов, которые, отказывая в компенсации на детей, фактически говорят: «Вы поспешили с обращением за выплатой компенсации, если бы после 8 лет ожидания подождали ещё каких-то 9 месяцев, то в сентябре 2020 года получили компенсацию в полном объёме». И это мнение хоть и военного, но всё равно суда – органа, который должен осуществлять правосудие, основываясь на принципах разумности и справедливости, - говорит адвокат. 

 Стоит отметить, что военная прокуратура Усть-Каменогорского гарнизона обратилась в Военный суд РК с ходатайством об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении исковых требований Сергея Мочалова. Но ни доводы адвоката, ни позиция прокуратуры не были приняты во внимание.  30 марта 2021 года решение суда вступило в силу.

 В это время события стали развиваться совсем драматически. Майор в отставке получил уведомление о выселении из занимаемого служебного жилья, поскольку он уже получил компенсацию. К тому же, ему придётся возвращать половину этой компенсации. Он развёлся с женой, дело житейское, но теперь её долю нужно вернуть государству, так решил суд. В итоге он остаётся без крыши над головой, а на оставшуюся сумму невозможно приобрести даже комнату. Вот так государство отблагодарило ветерана, участника боевых действий в «горячих точках»!

- Когда придут вышвыривать меня из квартиры, я позову журналистов республиканских телеканалов, блогеров, пусть покажут на весь мир, как в Казахстане относятся к военнослужащим! – говорит Сергей Мочалов. – Терять мне уже нечего, в 55 лет придётся начинать жизнь заново. Кроме пенсии у меня нет ничего!

 На какое отношение к людям в нашей стране можно надеяться штатским, если государство вот так равнодушно оставляет на произвол судьбы защитников этого государства! За 30 лет независимости кое-как определили порядок предоставления жилья военным и выплаты компенсации за жильё. Власти посчитали эти законы явно не самыми важными, если годами не решали такие вопросы. А люди, служившие стране верой и правдой, рисковавшие жизнью, всё это время ждали и надеялись…

 Совсем скоро,7 мая, власти в очередной раз  пышно отметят день Защитника Отечества. Будут торжественные речи, присвоение воинских званий, разговоры о долге, о патриотизме, о том, как государство заботится о людях в форме… Этот праздник майор в отставке, пограничник Сергей Мочалов встретит в худшем случае на улице, в лучшем – на съёмной квартире.

 

              Денис Данилевский

Фото из личного архива С. Мочалова.