В поисках обращения к президенту Или лирические размышления о «слышащем» государстве

Газета "Flash!"

5 апреля через электронное правительство я отправил обращение к президенту Касым-Жомарту Токаеву по поводу приватизации Усть-Каменогорской и Шульбинской ГЭС, в котором пытался донести до главы государства своё мнение, что гидроэлектростанции нельзя продавать в частную собственность ни в коем случае. Для этого нет экономических причин, поскольку эксплуатация ГЭС не требует вложения бюджетных средств, станции приносят годовой доход в миллиарды тенге. Нельзя этого делать и из соображений безопасности. Крупная авария на УК ГЭС может привести к затоплению огромной территории Усть-Каменогорска. Наверняка вслед за переходом станций в руки частного владельца последует и повышение тарифов на вырабатываемую электроэнергию.

Публикация обращения неожиданно вызвала большой общественный резонанс – тысячи просмотров, сотни комментариев, репостов, тему подняли республиканские телеканалы, печатные и интернет-СМИ.

Спустя две недели я решил посмотреть – на каком этапе работа по данному обращению, ведь ответ мне всё равно должны дать, хотя бы формальную отписку. На портале электронного правительства открылась унылая картина.

Обращение было доставлено в администрацию президента 05.04. 2021 г. в 12-15. Однако зарегистрировано было лишь 08.04. 2021 г. в 11-29. Честно говоря, даже в районном акимате обращения регистрируют в тот же день. Никаких усилий для этого не нужно, все происходит на мониторе компьютера. Почему в высшей инстанции страны на регистрацию ушло трое суток – непонятно.

Далее следует фамилия исполнителя – Гулсум Сейылхановна Иралимова. Вероятно, это всего-навсего чиновница, зарегистрировавшая обращение, и переславшая его другому исполнителю.

Затем следует графа «Отметка об отказе в регистрации». 12 апреля, т.е. через 4 дня после регистрации и через неделю после поступления обращения, письмо явно затерялось в недрах АП. В регистрации отказали, потому, что обращение уже было зарегистрировано, а вот кому его переслали дальше - так и не ясно. На этом этапе движение письма прекращается.

Итак, спустя две недели, обращение по важнейшему вопросу, вызвавшее такой отклик практически во всех уголках Казахстана, потерялось. В данном случае даже не применишь фразу, что его «положили под сукно». Письмо поступило в электронном виде, и оно просто где-то висит!

Обращение явно никто не ищет, и не будет искать. Приходится поиски вести самостоятельно. Оказалось, что задача эта не из лёгких. Решил начать с поиска телефона канцелярии АП. На официальном сайте президента akorda.kz есть страница «Администрация президента». В разделе «Контакты» указан лишь один телефон – 8(7172) – 74-56-31. Это номер факса. После продолжительных гудков срабатывает факс, телефон на автомате. А как же дозвониться до администрации президента? Выходит, что никак. Номера телефона, по которому может ответить человек, или, хотя бы, робот, просто нет в широком доступе!

Придётся идти другим путём. В соцсетях Facebook и Instagram есть страница AkordaPress. Контактные телефоны здесь также не указаны, но есть функция «Написать сообщение». Через эту функцию отослал сообщение с просьбой выяснить судьбу моего обращения от 5 апреля. Прикрепил фото обращения и скриншот с портала электронного правительства. На момент работы над материалом, спустя более чем пять часов после отправления сообщения, никаких ответных сообщений нет. Оно и понятно, люди в пресс-службе президента очень заняты важной государственной работой, им некогда просматривать сообщения в мессенджерах.

Для верности написал письмо через виртуальную приёмную президента. Ту самую, в которую Касым-Жомарт Токаев просил обращаться к нему напрямую.

«Уважаемые читатели! На моей страничке подписчики оставляют тысячи комментариев и вопросов. Зачастую поднимаются серьезные проблемы, требующие работы на системной основе. Каждый, кто пишет, рассчитывает на то, что его обращение будет услышано. Однако, думаю, вы хорошо понимаете, что дать ответы на все запросы через социальную сеть не представляется возможным.

С целью улучшения взаимодействия с общественностью и реагирования на запросы граждан на сайте www.akorda.kz была открыта моя Виртуальная приемная.

В Виртуальную приемную поступают многочисленные письма, в которых граждане страны обращаются по вопросам, волнующим их лично или имеющим широкое общественное звучание. Каждое поступившее сюда письмо официально регистрируется и рассматривается мной лично и сотрудниками Администрации.

Виртуальная приемная дает возможность каждому гражданину направлять запросы и получать ответы, имеющие юридическую силу» - написал президент в соцсетях 16 июля 2019 г. Что же, попытаемся воспользоваться такой возможностью. Попросил главу государства лично ознакомиться с обращением по поводу ГЭС и сообщил, что в АП это обращение где-то затерялось без движения, приложил текст обращения. Посмотрим, как работает виртуальная приёмная. Да, обращение действительно сразу же зарегистрировали. Но что реально последует за регистрацией? Как оказалось, портал электронного правительства, где письмо зарегистрировано с точностью до часов, минут и секунд, не является гарантией, что обращение вообще будет рассмотрено!

Почти два года назад президент заявил о переходе к «слышащему государству», которое должно оперативно и эффективно реагировать на все конструктивные запросы граждан. Как же воплощается в жизнь эта концепция? Регистрация обращения в администрацию президента через трое суток с момента поступления – это оперативность? Через две недели обращение и вовсе потерялось – это эффективность? Нет ни одного контактного телефона администрации президента, кроме безмолвного автоматического факса – это такая открытость?

Что делать людям, которые плохо, или совсем не владеют компьютером или мобильным телефоном? Они даже сообщение в мессенджер не смогут отправить, не смогут написать в виртуальную приёмную.

А ведь народ писал и продолжает писать президенту в надежде на справедливое решение проблемы. Это извечная наивная вера в «доброго царя». Люди даже в отчаянии грозно заявляют зарвавшимся чиновникам: «Ну, всё, терпение лопнуло! Буду писать президенту!». Пишут обычной почтой, отправляют письмецо в конверте, с нетерпением и надеждой ждут ответа. И что? Письма или теряются, или их переправляют тем, на кого и написана жалоба. Совершив круговорот, письмо возвращается туда, откуда было отправлено, а человек получает отписку. Чиновники вроде бы работу сделали, зарплату получили, а проблема не решена. Поэтому, наверное, и усмехаются, ухмыляются всевластные акимы, акимчики и их подручные, услышав угрозу «писать президенту». Они-то знают, что, кроме клочка бумаги, эта жалоба никакой ценности не имеет, и никакой угрозы для них не таит. А в это время открываются показушные open office, т.н. открытые офисы, где чиновники сидят на первых этажах за стеклянными перегородками. Так, якобы, ближе к народу, и «прозрачнее»!

Так как же людям донести свою боль до «всенародно избранного»? Во время визитов в регионы президент встречается с общественностью. Но там участвуют уже тщательно «отфильтрованные» общественники, которые вряд ли озвучат критику, будут хвалить, петь дифирамбы. Попасть на личный приём в АП не так-то просто, а уж к Самому - вообще нереально. И если уж в самой администрации президента такой бардак и такое наплевательское отношение к обращениям граждан, то, что говорить о местной власти! И такое положение сложилось не сегодня, и не вчера. Система перекрывает все официальные каналы общения народа и власти. Тем хуже и для власти, и для народа. При таком вакууме в один не совсем прекрасный день крышку может просто сорвать.

Возможно, концепцию стоить сменить? Вместо «слышащего государства» - «кричащий народ»? Потому что, только если громко кричать, тогда это государство, возможно, нас услышит. А ещё лучше – ударить кулаком по столу, или звонить во все колокола.

Да, и ещё ведь есть Организация Объединённых Наций. Может быть, чиновников пугануть, что будем писать в ООН?

Денис Данилевский