Мусорные миллиарды: продолжение

Газета "Flash!"

Небывалый общественный резонанс вызвала информация об отказе и.о. директора ГКП «МЭП «Келешек» г. Семей подписывать договор с Европейским банком реконструкции и развития о выделении банком кредита на строительство нового полигона ТБО в Семее. Читатели уже знают, что эта новость мигом разлетелась по стране, о ситуации с сомнительной стоимостью возведения полигона уже сделаны заявления депутатами Мажилиса от фракции «Ак жол», а также известным телеведущим, депутатом от партии «Nur Otan» Артуром Платоновым.

 30 марта была опубликована официальная информация по будущему полигону ТБО в Семее, подготовленная управлением энергетики и ЖКХ ВКО. Эта информация была широко распространена, и читатели наверняка с ней знакомы, нет смысла повторять.

 Несколько комментариев по поводу этой официальной информации. На мой взгляд, главная цель т.н. «опровержения» - это успокоить общественное мнение, и закрыть вопрос, чтобы народ не пытался хотя бы элементарно проанализировать  ситуацию.

 Большая часть текста уделена убеждению в том, что новый полигон ТБО, и не просто полигон для складирования, а современный комплекс для сортировки и переработки мусора очень необходим городу Семей. А разве эту необходимость кто-то оспаривает? Конечно, все только «за» новые современные полигоны и в Семее, и в Усть-Каменогорске.

 Затем идёт манипулирование цифрами. Почему-то власти говорят, что публикации в соцсетях напугали народ увеличением  тарифа за вывоз мусора до суммы в 21 тысячу тенге. Но ведь о таких цифрах речь вообще не шла. Цитирую из своей статьи «Мусорные миллиарды», опубликованной 29 марта: «Смотрим расчёты по повышению тарифов. При этом базовым признан сценарий по росту тарифов не более чем на 40%. Есть ещё два сценария – на 30% и на 20%, но они не основные. Итак, в 2021 году плата за ввоз тонны мусора на полигон составляет 1374 тенге. В 2025 году – уже 21 670 тенге, рост более чем в 15 раз! Наибольший рост тарифа для населения предусматривается в 2023 году – на 38%, и в 2024 году – на 40%».

 Итак, названы цифры стоимости ввоза тонны мусора на полигон. Вот они и вырастут с нынешних 1374 до 21 670 тенге через 4 года. Естественно, это вызовет и рост тарифа для населения. Власти назвали предположительный размер тарифа не более 450 тенге с человека в 2025 году. Может быть, тариф действительно будет таким, а может и выше. Но в официальной информации нет других цифр: каков уровень  оплаты за вывоз мусора при нынешнем тарифе в 260 тенге с человека? Официальных данных у меня нет, но уверен, что, к примеру, в Усть-Каменогорске этот показатель не более 50-60%. Когда к нам в квартиру приходит контролер организации, занимающейся вывозом мусора, я всегда спрашиваю: «А вы зачем к нам зашли? Ведь мы платим ежемесячно, долгов нет». В ответ она говорит: «А может, вы заплатите месяца за три вперёд? Ну что для вас 800-900 тенге?». И тут становится понятно, что за счёт исправных плательщиков, да ещё и тех, которые готовы оплатить авансом какие-то 800-900 тенге, предприятие просто закрывает дыры, образующиеся за счёт злостных неплательщиков. Прошу контролёра рассказать, как платят наши соседи по подъезду, по дому, без фамилий, только цифры. И выясняется, что есть те, у кого долги по 10 и более тысяч. Значит, они не платят годами!

 Оплата за вывоз мусора – самая труднособираемая. Нет никаких механизмов воздействия на должников. По электричеству, интернету – всё понятно. Отрубили – и должник сразу побежал платить. Если не рассчитываются за холодную воду и канализацию, тогда уже научились с крыши перекрывать смыв в унитазе. Тоже действенная мера. Можно отключить и горячую воду. А что делать, если не  платят за вывоз мусора? Перестать вывозить? Так это мало кого волнует, ведь не в квартире же мусорные горы скапливаются. Многие наши земляки вообще этот вопрос решают предельно просто.  Если раньше «чистоплотные» жильцы возмущались мусорными пакетами, брошенными прямо у подъезда, то сейчас «в тренде» уже другой шик – выставить пакет на лестничную клетку. Взыскивать через суд? Должников так много, а суммы вроде и не гигантские – по 10-20 тысяч, если подавать тысячи исков, то замучаешься по судам ходить.

 Есть и другие неразрешимые проблемы взаимоотношений мусоровывозящих организаций и населения. Это реальное число жильцов в квартире и официально зарегистрированных, обычно зарегистрированных всегда меньше. Это квартиранты, вообще, как правило, проживающие без регистрации. А в частном секторе ситуация и того хуже. Там просто не заключают договоры на вывоз мусора, а сваливают его, где попало. Мы уже писали о такой ситуации в посёлке Меновное. И в ответ на запрос редакции городской акимат лишь в бессилии констатировал, что никто не может понуждать к заключению договора.

 Мало кто знает, что в элитном посёлке Куленовка, местной «Рублёвке», с 3-5 – этажными особняками, вообще практически никто не заключает договор на вывоз мусора. Хотя коммунальная организация готова установить каждому индивидуальный контейнер. Проблема решается оригинально – выезжая утром на работу в навороченном джипе, хозяин особняка прихватывает с собой           пакет с мусором, по пути заезжает во двор многоэтажного дома, и выбрасывает пакет в контейнер. Совершенно бесплатно! Сколько тысяч горожан выбрасывают мусор или на стихийных свалках, или вот так бесплатно пользуются общедомовыми контейнерами?! Кто-нибудь делал эту аналитику?

 Для чего я столь подробно остановился на проблемах оплаты за вывоз мусора? Чтобы показать, что и при нынешнем тарифе в 260 тенге с человека реальная оплата составляет 50-60%, и десятки тысяч горожан вообще исключены из процесса этой оплаты, занимаясь партизанскими способами вывоза мусора. А если тариф будет в 450 тенге? Каков тогда будет уровень собираемости оплаты, и каким будет рост числа стихийных свалок?

 А ещё потому, что плата за вывоз мусора является основным источником выплаты кредита Европейскому банку. Т.е. предприятию нужно покрывать свои текущие расходы и ещё платить кредит. А за счёт чего, если уровень оплаты снизится? Проводились ли расчёты – а вообще удастся собрать необходимую сумму? А если предприятие будет не в состоянии оплачивать, тогда возвращать кредит будет государство, ведь даны государственные гарантии в лице акимата ВКО и акимата г. Семей. Бюджет – деньги народные, значит, в любом случае за счёт народа.

 И вот здесь мы переходим к тем вопросам, на которые нет никаких ответов в официальной информации управления энергетики и ЖКХ. Самый главный вопрос, из-за которого Максут Нигметов и отказался подписывать договор – является ли смета реальной, или стоимость строительства действительно завышенная? В официальном комментарии названа стоимость в 5,2 млрд. тенге, из которых 3,83 млрд. – кредит ЕБРР. В депутатском запросе фракции «Ак жол» - ещё большая сумма – 6,8 млрд. тенге.  Можно ли построить полигон, участок сортировки, цех переработки дешевле? Попутно ещё один вопрос – действительно ли на новом полигоне будут использоваться самые современные технологии утилизации и переработки ТБО? Или это вчерашние технологии?

 Ещё один важнейший вопрос – можно ли обойтись без кредита, можно ли построить полигон своими силами за счёт бюджетных средств? В управлении энергетики и ЖКХ скромно умолчали о том, что реальная стоимость полигона будет совсем не 5,2 млрд. тенге. Кредит выделяется на сумму 3,83 млрд. тенге. А вот с учётом процентов и комиссии за банковские услуги нужно будет выплатить 6 млрд. 559 млн. тенге! К названной сумме в 5,2 млрд. прибавляем 2 млрд. 668 млн. по банковским процентам и 102 млн. тенге комиссии банка. Итого получается 7 млрд. 970 млн. тенге! И это при благоприятном колебании курса доллара. Ведь кредит выдаётся в тенге, но рассчитывается в долларах, и возвращать нужно в долларах. А каким будет курс все эти годы до 2033 года – неизвестно, но вряд ли доллар подешевеет. Вполне возможно, что сумма вырастет и до 9, а то и 10 млрд.

 Так может быть, лучше ещё раз просчитать все затраты, применить самые эффективные технологии, и найти средства в бюджете? Неужели мы не можем выделить на новый полигон 4-5 миллиардов? И никаких процентов платить не надо, не нужно залазить в кредитную кабалу. Говорят, денег нет в бюджете. Да что же это за бюджет такой?! На волейбольную команду «Алтай» почему-то находят более миллиарда тенге в год. Конечно, девушки-волейболистки имеют право на хорошую зарплату, имеют право отдохнуть в отпуске на Мальдивах или Гавайях под пальмами и выложить в соцсети очаровательные фото в бикини. Но почему за счёт бюджета?! Уберите финансирование волейбольного клуба – и вот уже четвёртая часть на строительство полигона ТБО! Не делайте  «Арбаты» – и вот ещё полмиллиарда!

 Ещё один вопрос  - а не получится ли так, что полигон и весь мусороперерабатывающий комплекс построят, за счёт народа, затянувшего пояса, погасят кредит, а потом этот полигон кто-то тихонько приватизирует, и явно не за 8-9 миллиардов. И будет собирать плату в 26 тысяч тенге за ввозимую тонну мусора (таков расчёт на 2033 год), став мусорным олигархом!

 Вот сколько вопросов, но ни на один из них не найти ответа в официальной информации. Есть ли у областного акимата, акимата Семея, или управления энергетики и ЖКХ ВКО  желание ответить на эти вопросы?

 Но в этой истории есть и положительные моменты. Люди выражают готовность оказать поддержку Максуту Нигметову, не допустить в отношении него произвола и преследований. Заявляют о желании собирать подписи, составлять петиции президенту, из сотен комментариев практически все не только поддерживают его, но и полностью одобряют его поступок, благодарят за мужество и честность. Народ устал от коррупции, продажности, «распилов», «откатов», народ истосковался по честности, принципиальности, справедливости.

   А ещё хорошо, что ситуация со строительством полигона ТБО в Семее стала поводом, чтобы обратить внимание на проблему кабальных кредитных договоров. Этот вопрос подняла в парламенте фракция партии «Ак жол». Приведём некоторые цифры из депутатского запроса. Так, Казахстан должен 160 млрд. долларов по внешним кредитам, что составляет 90,7% ВВП.

 Только ЕБРР выдал кредиты по 280 проектам на сумму свыше 9,4 млрд. долларов, из них 66% в частном секторе. При этом кредиты ЕБРР выдаются под гарантии государства. «Фактически подобные займы становятся инструментом по выкачиванию денег из населения в чьи-то личные карманы. И акиматы всё больше подсаживаются на иглу внешних займов, которые перекладывают на плечи своих сограждан», - говорится в запросе. Депутаты также потребовали защитить Максута Нигметова от возможных преследований чиновников.

 

        Денис Данилевский

Фото – Информационный центр ВКО