ЕБРР отказался выдать кредит на приобретение автобусов казахстанской сборки

Газета "Flash!"

А где же новые автобусы? Этим вопросом задаются жители Усть-Каменогорска. Ведь ещё в конце 2018 г. в средствах массовой информации было опубликовано сообщение о том, что между ТОО «Транспортная компания г. Усть-Каменогорска» и Европейским банком реконструкции и развития было подписано соглашение о получении займа на сумму 5,4 млрд. тенге для приобретения  85 новых автобусов. Прошло почти три года, а автобусов нет.

 Чтобы прояснить ситуацию, редакция обратилась к акиму г. Усть-Каменогорска Жаксылыку Омару. Вот какие вопросы были заданы.

«Действительно ли было подписано это соглашение?

Действительно ли ТОО «Транспортная компания г. Усть-Каменогорска» получило кредит от ЕБРР на указанную сумму?

Если кредит был получен, то, почему не закупили 85 новых автобусов? Была информация о том, что они будут закуплены и выйдут на линию уже в 2019 году, но автобусов так и нет.

Если кредит не был по каким-то причинам получен, какова в таком случае судьба этого проекта по приобретению новых автобусов?

Как будет решаться вопрос обновления подвижного состава, работающего на городских маршрутах? Сами перевозчики приобрести новые автобусы не в состоянии. Поскольку уже три года не проводится конкурс на право обслуживания маршрутов, никто не будет вкладывать средства в дорогостоящие приобретения, банки не выдают кредиты, поскольку нет договоров. Проблема обновления подвижного состава явно зашла в тупик».

 

               Прокукарекали, но раньше времени

На наши вопросы ответил заместитель акима Усть-Каменогорска Денис Федченко.

«В целях обеспечения качественного и бесперебойного автобусного движения в городе Усть-Каменогорске был заключен договор от 14 ноября 2018 года между ТОО «Транспортной компанией города Усть-Каменогорска»  и Европейским банком реконструкции и развития (далее ЕБРР) на приобретение до 85 автобусов. 

При реализации проекта «Модернизация автобусного парка города  Усть-Каменогорска» совместно с ЕБРР одним из требований является проведение конкурса по их Принципам и правилам закупок, в соответствии с международными стандартами и экологическим стандартом EURO 5.

Конкурсная комиссия, принимая во внимание Постановление Правительства РК  от 14 ноября 2002 года №1204 «О мерах по усилению государственной поддержки отечественных производителей», приняла решение о внесении изменений в техническую спецификацию, разработанную консультантами банка,  для возможного участия в конкурсе потенциальных поставщиков отечественного производства.

Решение конкурсной комиссии было доведено до Европейского банка реконструкции и развития.

Принимая во внимание вышеизложенное, ЕБРР посчитал, что предлагаемые изменения тендерной документации не являются приемлемыми для реализации проекта, в связи с чем, договор бы расторгнут.

На сегодняшний день по реализации проекта «Модернизация общественного транспорта в городе Усть-Каменогорске» в связи с изменениями конкурсной документации о поддержке отечественного производителя, было принято решение о заключении договора с АО «БРК-Лизинг» для покупки 85 автобусов для города Усть-Каменогорска. Для реализации проекта рассматривается приобретение автобусов у отечественного производителя».

Итак, если перевести этот ответ с казённого чиновничьего языка на простой, то вся суть сводится к тому, что ЕБРР не согласился выделять деньги на покупку автобусов отечественной сборки. Логично предположить, что эти автобусы в тот момент не соответствовали  жёстким европейским  стандартам, в частности, экологическому стандарту Евро5.

 Зачем тогда было раньше времени давать в СМИ такие оптимистические заявления? Ради повышения собственного имиджа? Да только получается, что прокукарекали раньше времени! 

Наша справка. Евро-5 — экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах. Стандарт обязателен для всех новых грузовых автомобилей, продаваемых в Евросоюзе с октября 2008 года. Для легковых автомобилей — с 1 сентября 2009 года.

В Казахстане стандарт Евро -4  был ведён для всех ввозимых в страну автомобилей с 2013 года (в Европе этот стандарт действует с 2005 г.). Евро- 5 в РК действует с 2016 г. для ввоза машин. Ещё больше запаздывает в Казахстане введение жёстких экологических стандартов для производимого топлива. Лишь только с 2018 года все три казахстанских нефтеперерабатывающих

завода стали выпускать бензин и дизтопливо по стандарту не менее Евро- 4 и Евро - 5, и в розничную продажу должен поступать бензин только такого качества. Это был предельный срок для введения высоких стандартов ля топлива в странах Евразийского экономического союза.

 

                     Вторая серия сериала про новые автобусы

 В ходе онлайн - отчёта перед населением 26 февраля  аким ВКО Даниал Ахметов коснулся темы новых автобусов для областного центра.

 При этом глава региона отметил, что он также ездит по городу, и хорошо видит, что автобусы в Усть-Каменогорске не лучшего качества.

 Вспомнив о теперь уже не состоявшемся договоре на получение кредита от ЕБРР, Даниал Ахметов отметил, что при этом «хотели поддержать бизнес г. Семей». Аким ВКО сообщил, что через несколько месяцев будет подписан договор с БРК – Лизинг (Банк развития Казахстана) и он надеется, что в скором времени в областном центре появятся сто длинномерных комфортабельных автобусов. Также выразил надежду, что это будут автобусы производства автосборочного завода в Семее. На сегодняшний день в Казахстане производством автобусов занимаются также предприятия «Hyundai Trans Auto» (Алматы), «Сарыарка АвтоПром» (Костанай).
  На официальном сайте завода СемАЗ есть информация, что на предприятии ведут сборку трёх автобусов DAEWOO. Самый вместительный из них позволяет находиться в салоне 105 пассажирам. Двигатель рассчитан на топливо стандарта Евро-3.  Наверное, именно этот автобус имел в виду аким, говоря о «длинномерных комфортабельных автобусах». В то же время на сайте ТОО «DAEWOO BUS KAZAKHSTAN», входящего в структуру СемАЗ, несколько другие сведения. Производится сборка семи типов автобусов, из них самый вместительный  позволяет перевозить 69 пассажиров, и уже соответствует стандартам Евро - 5.

 Условия лизинга (долгосрочная аренда с правом выкупа, когда из конечной стоимости вычитаются арендные платежи) в АО «БРК – Лизинг» таковы: внесение аванса не менее 15% от стоимости, 7% годовых, срок до 7 лет. С 2018 г. в Казахстане через Фонд развития предпринимательства действует программа лизингового финансирования по обновлению автобусного парка в рамках поддержки отечественного товаропроизводителя.

  При помощи этой программы был обновлён подвижной состав в Атырау в 2018 - 2019 годах и в 2019 году в Семее. Во второй по значению город ВКО было поставлено 170 автобусов семейской сборки на сумму 4,135 млрд. тенге. Для приобретения новых автобусов было создано ТОО «Semey Bus», где 51% уставного капитала принадлежит ТОО «Автобусный парк «Семей», 49% - государству.  

 Осталось рассчитать примерные затраты на приобретение автобусов. Цены на официальном сайте не указаны. Косвенным путём, через сравнение стоимости автобусов на различных сайтах объявлений, можно сделать вывод, что в среднем новый автобус будет стоить не менее 100 тыс. долларов, т.е. около 45 – 50 млн. тенге. Этот расчёт подтверждает ранее опубликованная информация о стоимости автобусов, произведённых для города Семей: автобусы большого класса – 40 млн. тенге, среднего класса – 29 млн. тенге, малого класса – 10,2 млн. тенге.

   В итоге на 100 автобусов получается около 5 млрд. тенге. Практически на эту же сумму и хотели взять кредит в ЕБРР. 15% аванса – это 750 млн. тенге. Скорее всего, эти средства в бюджете ещё не предусмотрены, если аким области говорит о том, что договор будет подписан лишь через несколько месяцев. Из конечной суммы будут вычитаться арендные платежи, но и в этом случае 7% годовых – это 150-200 млн. тенге. Значит, бюджету нужно ещё найти деньги на арендные платежи, и выплату процентов, а также полный расчёт после окончания срока лизинга.

 В любом случае пока это единственный вариант получения новых автобусов. Если арендатором, или лизингополучателем будет ТОО «Транспортная компания г. Усть-Каменогорска», каким образом и на каких условиях эти новые автобусы будут передаваться перевозчикам? И  ещё один вопрос – в 2025 году ТОО «Транспортная компания г. Усть-Каменогорска должна быть выставлена на приватизацию. Получается, что будущий частный собственник станет монопольным обладателем практически нового подвижного состава, приобретённого за счёт бюджета.

А ведь перевозчики могли бы сами, постепенно, по 2-3 автобуса в год, обновлять свой парк, если бы работали в нормальных условиях – при субсидировании стоимости проезда, субсидировании льготников,  при проведении конкурса в установленные сроки, без попыток со стороны контролирующих органов уничтожить эти предприятия. И могли бы приобретать автобусы по своему усмотрению, превосходящие по качеству и комфорту автобусы казахстанской  сборки.

 - Конкурс должен был состояться три года назад – в феврале 2018 года. С 1 января 2019 года были временно заключены действующие договора со сроком действия – до проведения конкурса. Вот и всё. Все перевозчики находятся в подвешенном состоянии. Никто не знает, что будет дальше, будут ли работать. В такой ситуации ни о каком обновлении подвижного состава не может быть и речи. Кто будет вкладывать огромные средства, если не известно будущее. Да и ни один банк не даст кредит. В банках сразу требуют договор, сразу смотрят на долгосрочные перспективы, - говорит председатель  Ассоциации «Союз автоперевозчиков Восточного Казахстана» Николай Масич.

 Итак, долгая история с новыми автобусами для Усть-Каменогорска продолжается. И будет ли у неё хоть какой-то конец – пока неизвестно.

 

             Денис Данилевский

Фото – страница завода СемАЗ в соцсети Facebook