Центр ядерной медицины: долгострой завершён, но вопросы остались

Газета "Flash!"

«Сегодня посетил Центр ядерной медицины и онкологии в Семее, строительство которого находится на стадии завершения.

Наконец-то здесь концептуально устранены все недостатки. Установлено замечательное оборудование, среди которого - два позитронно-эмиссионных томографа, новый циклотрон.

Позитронно-эмиссионный томограф – это уникальный аппарат, которого нет нигде в стране. Теперь казахстанцы будут получать необходимое лечение, не выезжая из страны.

Здесь также оборудовано новое отделение жидких радиоактивных отходов, которое обеспечивает полную безопасность не только персонала, но и, прежде всего, самих больных.

В Центре будет работать отделение радионуклеидной терапии. Кроме того, это первая в Казахстане радиойодотерапия, которая применяется при лечении рака щитовидной железы. Причем, как отмечают медики, данный вид терапии в 98% случаев приводит к полному излечению пациента.

Таким образом, в 2021 году все жители Казахстана получат медицинские услуги, которых до этого не было в нашей стране». Такую весьма позитивную информацию можно было прочитать на странице акима ВКО Даниала Ахметова в социальной сети Facebook.

 Так что – действительно стройка века завершилась? Центр ядерной медицины, или более официально – радиологический центр областного онкологического диспансера – это действительно, наверное, самый знаменитый долгострой в Казахстане. Ведь строительство началось ещё в 2004 году!

 

                                       Вспомним историю

Кратко напомним основные эпизоды этой великой стройки. Радиологический центр включает в себя три очереди строительства. Первоначальная полная сметная стоимость объекта вместе с оборудованием составляла 8 млрд. 171 млн. 500 тыс. тенге. Первая очередь – это все хозяйственные, инженерные сооружения, и радиологический корпус без оборудования. В ходе строительства произошло удорожание на 162, 6 млн. тенге, объект был сдан в декабре 2015 года.

 Вторая очередь – это стационар на 85 койко-мест и ряд хозяйственных зданий. Эти объекты были построены в декабре 2011 года.

И, наконец, третья очередь – это трёхэтажное здание, пристроенное к радиологическому корпусу и стационару, с подвальным и техническим этажом, а также поставка и монтаж оборудования. Или, говоря официально – отделение радиоизотопной диагностики и терапии на 15 палат (15 пациентов).  Эти работы начались 6 марта 2012 года, срок окончания был определён в декабре 2015 года.

 Строительные работы и поставка оборудования велись в целом по графику, но в декабре 2014 года, согласно протокольного поручения заместителя премьер-министра РК Бердыбека Сапарбаева от 22 декабря и протокольного поручения акима ВКО Даниала Ахметова от 6 января 2015 года на объекте побывала комиссия под руководством тогда ещё вице-министра здравоохранения РК Алексея Цой. Комиссия выявила ряд недостатков. Самое главное – комиссия пришла к выводу, что установленная  система жидких радиоактивных отходов не соответствует проекту и её нужно демонтировать.

 

                                          Четыре года судебных разборок!

С этого момента начались бесчисленные судебные разбирательства, приезды всевозможных комиссий, и стройка остановилась. Так уж получилось, что все эти споры вокруг системы жидких радиоактивных отходов возникли после назначения на должность акима ВКО Даниала Ахметова (он начал руководить областью 11 ноября 2014 года). Что характерно – до этого момента никаких претензий к поставляемой системе ЖРО не было ни у генерального подрядчика – ТОО «ИртышГЭСстрой», ни у заказчика – управления строительства ВКО. Более того, были подписаны акты выполненных работ и произведена оплата за поставленное и смонтированное оборудование. Систему начали монтировать ещё в 2013 году.

Наконец, 9 апреля 2017 года, спустя два года длительных судов, коллегия по гражданским делам ВК облсуда постановила -  отказать в иске ТОО «ИртышГЭСстрой» к АО «Медтехника» о демонтаже системы ЖРО. Весь сыр-бор состоял в том, что смонтирована была система ЖРО  по итальянской технологии, а проект был разработан под германскую систему. Запомним это обстоятельство, оно очень понадобится нам в дальнейшем повествовании. Своё постановление  ВК облсуд вынес на основании заключения экспертов из России – из «Федерального центра по проектированию и развитию объектов ядерной медицины». Это единственный на постсоветском пространстве подобный центр, больше таких специалистов нет в странах СНГ. Российские эксперты пришли к выводу, что демонтировать систему ЖРО не нужно, достаточно доработки, которая не зависит от комплектации конкретного производителя.

 Но стройка после этого вступившего в законную силу решения суда не возобновилась. Хотя и Верховный суд оставил это постановление в силе. После письменного обращения акима ВКО Даниала Ахметова к председателю Верховного суда, глава высшей судебной инстанции вносит представление. И коллегия по гражданским делам ВС РК 11 июня 2019 года выносит новое постановление – побудить АО «Медтехника» демонтировать систему ЖРО.

 Прошло четыре года судов! И всё-таки судьи решили, что систему нужно демонтировать. Но это только на словах говорят, что «ломать – не строить». На самом деле иногда сломать гораздо труднее, чем построить заново.

 

                                           Ещё плюс шесть миллиардов

Сама система сбора и хранения жидких радиоактивных отходов – это самое последнее звено в технологической  цепочке радиоактивного лечения больных. Пациенты, проходящие радиоактивную диагностику или лечение радиоактивным йодом,  а также врачи, моют руки, отправляют естественные потребности и т.д. Все жидкие отходы собираются в системе сбора и хранения ЖРО, отстаиваются, проходят очистку. Кроме этого в процессе деятельности радиологического отделения образуются и твёрдые радиоактивные отходы (бельё, пищевые отходы, расходные материалы и т.д.), но это к нашей теме не относится.

 Вопрос о том, как демонтировать систему ЖРО, решался довольно долго. Ведь система проходит по всем этажам радиологического корпуса. Поэтому нужно было найти такой вариант, чтобы нанести минимальный ущерб строительным конструкциям. Одновременно разрабатывалась новая проектно-сметная документация по системе ЖРО. Было проведено несколько совещаний с участием руководства ВКО. Кстати, привлекались и специалисты центра ядерной медицины Федерального медико-билогического агентства РФ. Вообще работы подобного рода велись в Казахстане впервые: и монтаж спецканализации, а затем и её демонтаж. Все предложения сводились к тому, чтобы максимально снизить затраты бюджета на демонтаж системы ЖРО. Но, похоже, к этим предложениям не особенно  прислушались.

 Новая проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу в конце 2019 года. Сметная стоимость завершения работ составила 6 млрд. 062 млн. 824 тыс. 798 тенге (без НДС). Напомним, что ранее на строительство третьей очереди радиологического центра – отделения радиоизотопной диагностики и терапии – было выделено 6 млрд. 665 млн. 538 тыс. 098 тенге. Итого общая стоимость строительства одного отделения больницы в общей сложности составляет более 12 млрд. 700 млн. тенге!

 В сметной стоимости затраты на систему специальной канализации (сбора и хранения ЖРО) составляют 1 млрд. 099 млн. 232 тыс. тенге.  Предусмотрено также 1 млрд. 418 млн. тенге на ремонт и пуско - наладочные работы четырёх единиц медицинского оборудования фирмы «Simens». Это оборудование уже было ранее поставлено и смонтировано АО «Медтехника». Логично предположить, что  стоимость пуско-наладочных работ уже, наверное, была заложена в предыдущей смете. А понадобиться ли ремонт – такой вопрос выясняется как раз в ходе пуска и наладки, ведь всё может пройти «без сучка и задоринки».

 Мы решили выяснить – какие именно работы были проведены в ходе завершения строительства третьей очереди радиологического центра. Вот какие вопросы были отправлены в акимат области:

«В 2019 году была утверждена государственной экспертизой дополнительная проекто-сметная документация на демонтаж системы жидких радиоактивных отходов, закуп, поставку и монтаж новой системы ЖРО, а также полное окончание строительства третьей очереди центра ядерной медицины в г. Семей на сумму 6 062 824 798 тенге, в том числе 1 099 232 582 тенге по системе ЖРО. Сроком окончания работ был определен декабрь 2020 г.

   Прошу Вас ответить на следующие вопросы:

Завершены ли все запланированные строительные работы? Почему объект до сих пор не введен в строй?

Какие работы уже проведены, какие ещё осталось доделать, и в каком объёме?

Произведена ли замена системы ЖРО, оборудование какого производителя было закуплено? Проведено ли обследование безопасности новой системы ЖРО? Кто проводил такое обследование и сделал итоговое заключение?

Когда планируется полностью завершить все строительно-монтажные работы и ввести объект в эксплуатацию? Когда центр ядерной медицины начнёт принимать первых пациентов?».

На вопросы редакции ответил заместитель акима ВКО Бакытжан Байахметов.

«Строительные работы по объекту «Строительство незавершенного радиологического центра областного онкологического центра в г. Семей» завершены и решением комиссии подписан акт приемки объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, работы на объекте проведены в соответствии с утвержденным проектом, согласно положительного заключения государственной экспертизы от 16.11.2020 года.

 На основании Постановления судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Казахстан от 11 июня 2019 года система сбора и хранения жидких радиоактивных отходов (далее – ЖРО) демонтирована, т.е. решение суда исполнено в полном объеме.

Вышеуказанный проект предусматривает оборудование для сбора ЖРО, производителем которого является ООО «РадиоИзотопные Приборы», монтаж которого выполнен при сопровождении авторского и технического надзоров».

 А вот теперь давайте вспомним, из-за чего четыре года шли судебные разбирательства вокруг системы жидких радиоактивных отходов.

 Цитируем постановление судебной коллегии по гражданским делам ВК областного суда от 9 января 2017 г.

«Согласно заключению независимой экспертной комиссии, созданной по протокольному поручению заместителя премьер-министра РК Сапарбаева Б.М. и протокольному поручению акима ВКО Ахметова Д.К., монтируемая система ЖРО не соответствует проекту, её необходимо демонтировать и выполнить работы в соответствии с проектом (справка от 24 января 2015 г.).

 Вместе с тем, исходя из содержания справки от 24.01. 2015 г., не соответствие проектной документации выражается в том, что смонтировано оборудование не завода – изготовителя ENVIRO DTS (Германия), прямо указанного в рабочем проекте в прайс-листе от 13.07. 2010 г.».

 Итак, вся эта 4-х-летняя судебная эпопея сводилась к тому, что, по мнению государственных органов нужно было демонтировать систему ЖРО итальянской технологии и установить германскую систему.

Теперь ещё раз внимательно читаем ответ заместителя акима ВКО: производителем оборудования для системы ЖРО является ООО «РадиоИзотопныеПриборы». Это российская фирма.

Вот и первый вопрос – ради чего нужно было 4 года ходить по судам, остановить строительство, если в итоге смонтирована  система ЖРО не германского, как настаивала комиссия в январе 2015 года, а российского производства? И чем хуже была уже смонтированная по итальянской технологии система ЖРО, высоко оцененная российскими экспертами в области ядерной медицины?

Вопрос второй – почему такая громадная смета расходов предусмотрена проектом 2019 года на завершение работ по радиологическому центру? Ведь она превышает первоначальную смету, в которую были включены не только все виды работ, но и поставка всего медицинского оборудования. Если на новую систему ЖРО в ней предусмотрено чуть более миллиарда тенге, на какие расходы были запланированы оставшиеся пять миллиардов тенге?

 

                                                  Когда начнут лечить?

Ну, и наконец, краткая информация о том, что сейчас происходит в Центре ядерной медицины.

 Как нам сообщил и.о. руководителя областного управления здравоохранения ВКО Е. Саринов, решением комиссии подписан акт приемки объекта в эксплуатацию, ведутся работы по передаче объекта. Пуско-наладочные работы  оборудования выполнены при сопровождении авторского и технического надзора.

Также в облздраве редакции пояснили, что «финансирование деятельности радиологического центра будет осуществляться в рамках Гарантированного объема бесплатной  медицинской помощи (ГОБМП) и средств Фонда социального медицинского страхования (ФСМС)».

На наш вопрос – когда же Центр ядерной медицины заработает в полном объёме и примет первых пациентов? -  и.о. руководителя облздрава сообщил: «С учетом проведения необходимых технологических процедур и процедур получения разрешительных документов радиологический центр заработает в полном объеме в пределах текущего года».

 Директор Центра ядерной медицины и онкологии г. Семей Марат Сандыбаев проинформировал редакцию, что «процедура передачи объекта на баланс КГП на ПХВ «Центр ядерной медицины и  онкологии г. Семей» проводится и на текущий момент не завершена».

На наш вопрос о кадровом обеспечении деятельности Центра и квалификации врачей, с учётом сложности медицинского оборудования, Марат Нурланбекович сообщил, что кадровый вопрос будет решён в рамках имеющейся численности врачей, а также с частичным привлечением новых специалистов. «Кроме того, начиная с 2012 года, в рамках совместных программ с МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), министерства здравоохранения РК и программы акимата ВКО по повышению квалификации медицинских работников,  обучено в ведущих зарубежных клиниках по профилю 8 врачей, 7 инженеров и 5 сотрудников среднего медперсонала».

 Итак, почти 17-летняя эпопея строительства центра ядерной медицины всё-таки завершается. От всей этой истории остаётся очень горький осадок. Возможно, что когда-нибудь мы узнаем все закулисные тайны возведения этого объекта. Этот сюжет достоин и захватывающего документального расследования, и художественного произведения, и даже фильма. А пока – пожелаем врачам хорошо  делать своё дело, и будем надеяться, что новый центр поможет спасти жизнь сотням и тысячам больных.

 

                      Денис Данилевский

 

    Фото – пресс-служба акима ВКО