Поможет ли будущий социальный кодекс всем нуждающимся в поддержке государства?

Газета "Flash!"

Осенью прошлого года стало известно, что министерство труда и социальной защиты населения приступило к разработке социального кодекса. Новый законопроект в сфере социального обеспечения граждан разрабатывается по поручению президента.

 Вот что об этом  сказал Касым-Жомарт Токаев.

- По сути, этот документ призван систематизировать взаимоотношения между гражданином и государством, четко очертить их взаимные обязательства, а также конкретизировать минимальные социальные гарантии, предоставляемые казахстанцам: от получения дошкольного образования и до пенсионного обеспечения граждан, - отметил Президент.

  Бывший министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов на пресс-конференции в октябре прошлого года сообщил, что концепцию кодекса представят не позднее второго квартала 2021 года.

- Сегодня у нас в стране социальные вопросы регулируются 17 законами и более 100 нормативно-правовыми актами. Консолидация и объединение всех вопросов, которые регулируют социальные отношения, в один закон, один кодекс была бы удобна, как для населения, так и для исполнителей. Но в данном случае мы не должны преследовать цель все объединить, как-то их систематизировать. В ходе разработки Социального кодекса мы должны решить и другие системные вопросы в этой сфере.

- В министерстве создана группа, которая занимается разработкой варианта концепции и рабочих подходов кодекса. После этого мы перейдем к этапу общественного обсуждения этих проектов, - добавил министр.

В данную рабочую группу входит председатель профсоюза работников предпринимательства ВКО Галина Казанцева.  Мы попросили её рассказать, как идёт работа над важнейшим документом.

- Галина Сергеевна, как Вы вошли в данную рабочую группу?

- Меня включили в её состав от республиканского объединения профсоюзов «Содружество профсоюзов Казахстана «Аманат», в которое входит и наш профсоюз.

- Как идёт работа над проектом социального кодекса?

- Состоялось два заседания рабочей группы, одно из них организационное. На втором заседании начался сбор предложений от членов рабочей группы. Сейчас пока работа приостановилась, видимо, это связано с тем, что прошли выборы, начал деятельность новый состав мажилиса, в минтруда новый министр. Наверное, после решения всех организационных вопросов, вхождения в курс дела, работа продолжится, причём в более интенсивном режиме. Ведь прежний министр публично заявил, что проект будет представлен не позднее второго квартала этого года, значит, до июля проект кодекса нужно вынести  на общественное обсуждение.

- Какие предложения были внесены Вами, как представителем не только предпринимателей, но и жителей ВКО?

- Прежде чем внести предложения, я обсудила их с активом нашего профсоюза, с предпринимателями, общественниками. Пока мы направили три предложения.

 Как Вы знаете, предприниматели ВКО вынуждены платить наёмным работникам т.н. экологическое пособие, как пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. До 1998 года  пособие выплачивало государство, а потом эту социальную ношу возложили на предпринимателей. Государство уже более 20 лет платит пособие только госслужащим и работникам бюджетной сферы. Размер этой выплаты зависит от зоны, подвергшейся испытаниям. В Семее и Усть-Каменогорске предприниматели должны ежемесячно доплачивать каждому работнику по 1,5 МРП (4375 тенге). Только по одному работнику получается дополнительная финансовая нагрузка в 52 500 тенге за год. А если работников 10, если 100 и более?! Кроме этого нужно обязательно предоставлять ежегодно дополнительный отпуск в 10 календарных дней и оплачивать его.

 Такие дополнительные затраты делают наших предпринимателей неконкурентоспособными по сравнению с предпринимателями других регионов страны. Сейчас в тендерах могут участвовать все, независимо от места нахождения фирмы. Предприниматели ВКО вынуждены в стоимость товаров и услуг закладывать затраты на эти выплаты, поэтому их ценовые предложения выше и они проигрывают на тендерах. Если же эти затраты не включить в цену, тогда отработаешь в убыток. Это вопиющая социальная несправедливость! Почему испытания проводило государство, государство взяло на себя обязательства по компенсации пострадавшим, а потом переложило эти обязательства на частный бизнес, причём бизнес только одного региона – Восточного Казахстана?! Годами мы добиваемся отмены этой дискриминации, но пока безуспешно.

- Да, действительно, это  несправедливость по отношению к предпринимателям нашего региона. Этот вопрос всё равно нужно решать, недовольство накапливается, и лучше решить его в рамках нового кодекса. Какие ещё предложения были направлены?

- Мы предлагаем внести в социальный кодекс норму, чтобы все дети, болеющие тяжёлыми заболеваниями, требующими дорогостоящей операции за рубежом, имели право на полную оплату операции и лечения в зарубежных больницах за счёт государства.

 В каждом магазине, на улицах, в газетах, в социальных сетях десятки, сотни объявлений о сборе средств на лечение тяжелобольных детей. В Конституции наша страна провозглашает себя социальным государством. Но разве может называться  социальным государство, в котором отчаявшиеся родители собирают с миру по нитке на спасение своих погибающих детей?! Разве наша страна, богатая нефтью, другими полезными ископаемыми, не может оплатить лечение ребёнка за рубежом, если наши врачи не в состоянии его спасти?! Разве можно равнодушно взирать на трагедию детей и их родителей?

- Такое обязательство государства давно нужно зафиксировать в законе. И не только по отношению к тяжелобольным детям, но и ко взрослым, оказавшимся в подобной безвыходной ситуации. Если люди погибают потому, что у них нет денег на лечение в зарубежной больнице, это позор для страны! Ну, а третье предложение по какой проблеме?

- О введении региональных коэффициентов. Люди старшего поколения помнят, что такие коэффициенты были в советское время. Тем, кто проживал в районах с суровым климатом, в труднодоступных местностях, была установлена доплата к заработку. Чем более отдалённый район, чем более суровый климат, тем больше доплата. Казахстан – огромная страна, у нас совершенно разные районы. Мы живём в регионе, где морозы доходят до 50 градусов. Есть районы пустынь, нехватки воды, там свои тяжёлые условия. Районирование просто необходимо. Если будут региональные коэффициенты, то это привлечёт приток населения в такие районы, решит проблему нехватки рабочей силы, да и притормозит отъезд людей из таких районов.

- Отличное, и очень нужное предложение! Только такая региональная доплата должна быть из бюджета. Если её опять возложат на предпринимателей, то ничего хорошего из этого не получится.

- Конечно. Этот вопрос мы уже ставили перед правительством.

- И какой был ответ?

- Что в Казахстане нет специалистов по разработке районных коэффициентов. Во всём СНГ этим занимается только один научно-исследовательский институт в Санкт-Петербурге.

- И в чём проблема? Что мешает заказать исследование учёным этого института?

- Ничего не мешает. Было бы желание. Мы с Россией в едином экономическом союзе, и российские специалисты свободно могут работать в Казахстане.

- Будем надеяться, что все эти и другие предложения войдут в социальный кодекс.

- Работа над проектом продолжается, и, пользуясь случаем, я обращаюсь к жителям Восточного Казахстана с просьбой принять активное участие в его подготовке. Этот будущий закон касается всех. Предложения можно направлять по телефону нашего профсоюза 25-48-31 (код Усть-Каменогорска 7232), а также по электронной почте g.kazantseva48@mail.ru

 Предложения можно направлять также в министерство труда и социальной защиты населения РК:

в группу в Facebook;

по WhatsApp: +7 (708) 180-35-38;

в Telegram-канал;

на электронную почту: expert2020@mail.kz.

 

Беседовал Денис Данилевский

Иллюстративное фото из Интернета