Несколько слов о Вере Николаевне Сухоруковой

Газета "Flash!"

19 декабря вечером внезапно скончалась Вера Сухорукова. Ещё днём она была на мероприятии Ассоциации деловых женщин, а через несколько часов её не стало.

Мне довелось поработать с Верой Николаевной в бытность депутатом городского маслихата Усть-Каменогорска II созыва. Её назначили акимом города в сентябре 1999 года, и через пару недель началась выборная кампания.

Помню, что в кулуарах городской власти тогда настороженно обсуждали нового акима: «Эта железная леди наведёт порядок, наверное, всем придётся увольняться». Но опасения оказались напрасны, кадровую революцию Вера Николаевна не устроила, а вот порядок в городе действительно пыталась навести.

Выборы осени 1999 года прошли на удивление довольно честно. Нас, кандидатов от Коммунистической партии Казахстана, баллотировалось 8 человек. Семь из них победили в своих округах. В ходе выборов я не чувствовал, что идёт административное давление. Борьба была жёсткой, но в целом всё зависело от кандидата, его умения убедить избирателей. Похоже, что Сухорукова не давала никаких указаний по «протаскиванию нужных депутатов». В целом депутатов, которые были готовы оппонировать исполнительной власти, набралось 12 человек из 25.

Три года нашего созыва пришлись на время руководства городом Веры Николаевны. Всё это время она взаимодействовала с нами только путём диалога. По самым важным вопросам она непременно встречалась с депутатами, если была необходимость, то отдельно разговаривала с нашей депутатской группой «Коммунист». Это были откровенные, честные разговоры, без увиливаний, без «камня за пазухой», и, уж тем более, без угроз или давления со стороны акима. Такова была главная отличительная черта Сухоруковой – прямота и откровенность. Мы ни разу не голосовали за принятие бюджета, считая его нищенским для главного города области. Конечно, Сухоруковой доставалось от руководства области за то, что не может справиться с депутатами. Перед голосованием за бюджет 2002 года она попросила нас: «Ребята, я знаю, что за бюджет вы не проголосуете, но хотя бы воздержитесь, не голосуйте против». Мы решили пойти ей навстречу.

Бывало, что Вера Николаевна обращалась к нам за помощью, и тоже предельно откровенно. В то время жилья строилось очень мало. И вот сдали новый дом на КШТ. Вера Николаевна собрала нас. «Мне уже надоело, звонят каждый день: «Этому дай квартиру, тому. Прошу вас принять решение, что определённое количество квартир выделить ветеранам, афганцам, переселенцам из ветхого жилья, многодетным, сиротам». Тогда я смогу сказать – депутаты так решили, я ничего не могу сделать». Конечно, постановление было принято, и потом Вера Николаевна сообщила, что звонки «сверху» прекратились.

Она принимала на себя всю полноту ответственности. Когда депутаты возмутились тайным ночным сносом памятника Ленину на центральной площади Усть-Каменогорска, созвали заседание постоянных комиссий, Сухорукова заявила, что именно она приняла такое решение. Это был мужской поступок, она отводила удар от акима области Виталия Метте, хотя понятно, что это решение принимали на самом верху.

Она никогда не была «забронзовевшим чиновником». Всегда оставалась простым человеком, не скрывала эмоций, могла разразиться и мощным «разносом», и своим заразительным смехом. С ней было легко и просто, никакого лицемерия. Она была самой собой, не связанная ни с какими группами влияния, бизнес-интересами и прочими мотивами лоббирования. В этом и была её сила. Сейчас уже вряд ли появятся такие руководители. Она сразу полюбилась горожанам. Легендой стали её пешие прогулки от дома до работы. При этом она сразу пояснила, что в этом нет никакой рисовки. «Весь день сидишь, никакой физической нагрузки. Хотя бы утром пройтись пешком. Польза двойная: и для здоровья, и своими глазами увидишь, что делается в городе, поговоришь с людьми».

Судьба отпустила Вере Николаевне недолгую, но яркую жизнь. Она навсегда останется в нашей памяти.

Денис Данилевский