Пожар в доме на улице Гастелло. Что будет дальше с аварийным жильём?

Газета "Flash!"

«Так что же получается? Неужели, как всегда, проблема не будет решаться, как говорят, «пока гром не грянет»? Если что-то сгорит, или обрушится, да ещё и с человеческими жертвами, сразу найдутся и деньги, и стройматериалы… Не дай Бог! Неужели в большом 350-тысячном городе, крупном промышленном центре, нет возможности переселить 143 семьи из аварийного жилья?! Ведь всего-то и нужно построить одну пятиэтажку! Или возможности есть, но нет желания у власти?». Это цитата из моей статьи «Аварийно-барачные жители», опубликованной в газете «Flash!» чуть более года назад, 14 ноября 2020 г.

К сожалению, мрачный прогноз сбылся. Для этого не нужно быть провидцем. Совершенно ясно, что в аварийных и ветхих домах обязательно случится трагедия, вероятность этого практически стопроцентная. Вот и случилось.

«Спасателями ликвидирован пожар в многоквартирном доме в Усть-Каменогорске. В Усть-Каменогорске по улице Гастелло в 16 часов 26 минут полностью ликвидирован пожар в двухэтажном многоквартирном жилом доме. О происшедшем спасателям сообщили в 14 часов 31 минуту. Прибывшие на место происшествия пожарные подразделения в составе 40 человек личного состава и 12 единиц техники вступили в схватку с огнем. Огонь мигом распространялся на деревянную кровлю жилого дома. Благодаря усилиям пожарных пламя было потушено на площади 432 кв.м. Жители самостоятельно покинули горящий дом. Однако, до момента вызова спасателей и их прибытия, 2 жительницы - 1966 и 1959 года рождения, а также 12 летнего ребенка, в больницы города доставили врачи Скорой медицинской помощи, на данный момент пострадавшие проходят обследование. По заключению специалистов Испытательной Пожарной лаборатории ГУ «СПиАСР» ДЧС ВКО причиной пожара является поджог», - такое сообщение распространила пресс-служба ДЧС ВКО вечером 16 декабря.

«Жители сгоревшего дома по ул. Гастелло будут размещены в социальном центре "Ульба" акимата г. Усть-Каменогорска. В данный момент все квартиры дома непригодны к проживанию. Большинство жителей нашли приют у родных и близких.

4 взрослых и 4 ребенка будут размещены акиматом города в социальном центре "Ульба" – чуть позже сообщили в отделе внутренней политики города.

И, наконец, поздним вечером появилась ещё одна информация ДЧС ВКО, самая трагическая – при разборе завалов конструкций сгоревшего дома были обнаружены два трупа – женщины и ребёнка.

Героически повёл себя житель соседнего дома Иван Жолобов. Он обнаружил пламя, оповестил всех соседей, оказал помощь при эвакуации детей из горящих квартир. Если бы не он, жертв могло быть больше.

Итак, дом сгорел, 12 взрослых и 10 детей остались без жилья, пусть и аварийного, трое пострадавших, двое погибших. Вот так трагически прошёл праздничный день в Усть-Каменогорске.

Вновь обратимся к прошлогодней статье «Аварийно-барачные жители».

«А ведь таких домов, официально признанных аварийными, в Усть-Каменогорске совсем немного. По информации начальника городского отдела жилищных отношений Фархата Жилибаева, аварийными считаются 38 домов. В основном это двухэтажные деревянные бараки, или двухэтажные 8-16 квартирные дома на окраинах города. В переселении нуждаются 143 семьи.

И каковы же перспективы получения благоустроенного жилья? Они весьма печальные. За последние три года для жителей аварийных домов выделено… 11 квартир. Динамика такова: 2016 год – 2, 2017-3, 2018 – 6. Такими темпами ждать комфортных квартир аварийно-барачному населению придётся десятилетиями, и многие из них понимают, что «жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе».

- Мы распределяем квартиры в новых домах не только согласно очерёдности, но и по пяти категориям, которые имеют право на получение квартир из государственного жилищного фонда, - поясняет Фархат Жилибаев. – Допустим, сдали 100-квартирный дом. 20%, т.е. 20 квартир мы должны предоставить сиротам. Оставшиеся 80 делим среди других категорий. Жители аварийных домов могут попасть и в другую льготную категорию, но таких немного. Всего 7 семей из них относятся к социально-уязвимым, и могут получить жильё через эту группу льготников.

Ситуация осложняется тем, что аварийно-барачные жители не попадают ни в одну из государственных программ, по которым можно получить, допустим, льготную ипотеку под низкий процент. Аварийное жильё приватизации не подлежит. И это правильно, ведь если бы такие квартиры находились в частной собственности, то народ остался бы в этих аварийных домах один на один со своими проблемами. А так они хотя бы могут надеяться, требовать. Хотя бы ремонта. Но некоторые обитатели бараков умудрились приватизировать своё ветхое жильё в лихие 90-е. Тогда действительно чиновники пытались уговорами побудить народ к приватизации подобного жилья, и, тем самым, сбросить с себя всю ответственность. Даже с нарушением закона. Такие дома есть, например, на Гавани. Жителям аварийных приватизированных квартир вообще надеяться не на что.

Программа ремонта государственного аварийного и ветхого жилья в Усть-Каменогорске действовала до 2010 года. Всего на эти цели было выделено 443 млн. тенге. Ничтожная сумма, в среднем чуть более 10 млн. на один дом. Что можно сделать на 10 млн.? Перекрыть крышу? А ведь в домах в негодность приходит система отопления, гниют и проваливаются деревянные полы, стены вот-вот рухнут, электропроводка превратилась в труху. Короткое замыкание – и может быть беда, дом просто сгорит, как спичка» - об этом было написано год назад.

О проблемах аварийного жилья в областном центре и о его жителях прошлой осенью говорили на круглом столе в областном комитете тогда ещё Коммунистической народной партии Казахстана (теперь это Народная партия), по итогам заседания и была написана статья. Приведём ещё несколько выдержек из этого материала.

«- Неверно думать, будто в таких домах живут «неудачники», «лузеры», «лохи» или вообще антисоциальные элементы – пьяницы, наркоманы. Я хорошо знаю ситуацию по Аблакетке, - говорит секретарь ВК обкома КНПК Сергей Михеев. – Например, в доме по ул. Физкультурной осталось всего 3-4 семьи. Знаю одну из таких семей, нормальная молодая семья. Оба супруга работают на «Гидростали», двое детей. Но их зарплаты рабочих хватает лишь на текущие расходы, какие уж тут накопления на квартиру! Перспектив никаких, только ждать, когда дом снесут. В то же время и какой-то хороший ремонт они делать боятся. Потратят деньги, а вдруг действительно дом снесут? Вот и живут ожиданием и неопределённостью. А в это время торжественно объявляют год молодёжи! Вот если бы в этот год, хотя бы несколько тысяч молодых семей по стране получили квартиры, тогда в этом был бы какой-то смысл.

Что предпринимают депутаты, чтобы помочь своим избирателям, проживающим в аварийном и ветхом жилье? На этот вопрос ответил секретарь Усть-Каменогорского городского маслихата Александр Светаш.

- Выход только в том, чтобы больше строилось государственного жилья, - сказал главный депутат города. – Объём вводимого жилья, построенного за счёт бюджета, увеличивается, поэтому в прошлом году и удалось выделить 6 квартир для проживающих в аварийных и ветхих домах. Но полностью решить эту проблему пока не удаётся, из-за отсутствия средств. Мы обращаемся в областной маслихат, чтобы городу увеличили процент отчисления средств, остающихся на нужды Усть-Каменогорска, и нам удалось немного повысить этот процент. Сейчас упор сделан на ремонты дорог, вы видите, как меняются улицы города. Но своими силами городскому бюджету не решить задачу увеличения строительства жилья, нужна помощь и областного, и республиканского бюджетов.

- Поднимают ли депутаты вопрос о более рациональном расходовании бюджетных средств? Например, полмиллиарда тенге было потрачено на обустройство «Арбата» - пешеходной улицы протяжённостью в несколько десятков метров. Проект весьма сомнительный с точки зрения пользы для горожан. А ведь эти средства можно было бы направить на строительство дома для переселения из аварийного и ветхого жилья, или на покупку квартир на вторичном рынке. На полмиллиарда можно было бы купить около 60-70 квартир, вот и половину семей уже переселили бы.

- По закону любые передвижки в бюджете мы не можем утверждать без согласия акима, - сказал Александр Светаш.

Ну и что? Требуется согласие акима – поставьте вопрос. Вдруг аким проникнется чувством сострадания к аварийно-барачным жителям и согласится, что вместо «Арбата» лучше людей переселить? А не согласится – у депутатов есть право поднять вопрос о доверии акиму города. Но, можно с полной уверенностью сказать, что не будут депутаты ставить вопрос о передвижке средств, чтобы убрать на помпезные проекты и направить на народные нужды. И уж тем более не будут даже в страшном сне выражать недоверие акиму. Нынешний депутатский корпус, состоящий почти на 100% из директоров и бизнесменов, а также членов партии «Нур Отан», вряд ли способен на такие решительные действия».

Денег нет, - традиционно ответил секретарь городского маслихата. Забыл добавить уже классическую фразу: «Но вы держитесь!». Нет, говорите, денег? Кроме «Арбата» за несколько секунд можно легко найти и другие источники для предоставления жилья обитателям аварийных бараков. Например, в областном бюджете на профессиональный спорт в 2020 году выделено 3,3 млрд. тенге. Из них на хоккейную команду «Торпедо» - более 1,2 млрд. тенге, на волейбольный клуб «Алтай» - более 1 млрд., на футбольный клуб «Алтай» - более 600 млн., на профессиональный легкоатлетический клуб – более 300 млн. И даже на женскую гандбольную команду – более 60 млн. За профессиональный легкоатлетический клуб из ВКО выступают четыре бегуна из Кении, с поразительной быстротой получившие гражданство РК, так что теперь это наши полноценные земляки. Причём, расходы на профессиональный спорт не были урезаны в связи с пандемией КВИ. Хотя соревнования проходят или при пустых трибунах, или вообще не проходят. За эти три миллиарда можно переселить в нормальное жильё не 143, а 300 и даже больше семей! И таких примеров можно приводить столько, что их хватит на десятки страниц!

«Ничего не говорится о решении проблемы ветхого и аварийного жилья и в проекте Стратегии развития Усть-Каменогорска до 2050 года. Кстати, такого индикатора, как снижение аварийного и ветхого жилья, нет и среди критериев оценки работы акимов.

- Мы в основном работаем по пятилетним программам, - сказала заместитель руководителя городского отдела экономики и бюджетного планирования Елена Ухоботова. – При этом Стратегия – это не застывший документ, она будет корректироваться, жизнь не стоит на месте. Есть такой целевой индикатор, как обеспеченность жильём. В проекте стратегии записано, что к 2050 году обеспеченность в Усть-Каменогорске должна достигнуть 30 кв. м. на человека (сейчас – 23,2). Согласно проекту стратегии, убыль ветхого и малоценного жилья за предстоящие 30 лет составит 34,9 тыс. кв.м.

Не совсем понятно, что такое «малоценное жильё». Ветхое жильё вроде бы будет убывать, но в компании с «малоценным». Под этой категорией, видимо, подразумеваются какие-то старые дома в центральных районах города, чтобы освободить место для нового строительства. Почти 35 тыс. кв. м за 30 лет – чуть более 1000 кв. м. в год, а точнее – 1 163. Если взять в среднем площадь квартиры в 50 кв. м., то, получается, что «убыль» составит примерно по 20 квартир в год. Негусто. Таких домов в городе 38, значит, ориентировочно, по одному дому в год. Не очень впечатляющие и обнадёживающие планы.

- Нам бы к 2050 году обеспечить жильём все 12 000 очередников, стоящих сейчас в очереди. А ведь за это время появятся новые очередники» - так завершил своё выступление в прошлом году начальник городского отдела жилищных отношений Фархат Жилибаев.

Прошёл год. Что изменилось в положении жителей аварийных домов. Ничего. Случился только вот этот трагический пожар на улице Гастелло именно в день Независимости. Не подвергаю сомнению профессионализм экспертов, выяснивших причину пожара. Они определили, что это поджог. Высочайший профессионализм экспертов позволил в кратчайшее время назвать причину пожара. В 14-31 были вызваны пожарные, в 16-52 поступило сообщение пресс-службы ДЧС ВКО, в котором уже названа причина возгорания. Интересно бы провести расследование до конца. Если это поджог, то пожарные должны передать материалы в полицию, чтобы полицейские нашли поджигателей и суд наказал их. Кто может быть поджигателем? Скорее всего, следствие так и не найдёт никого, и дело положат в архив. А вот стала бы причиной пожара неисправность электропроводки – тогда можно было бы претензии предъявлять власти, так и не удосужившейся провести в аварийных домах хотя бы ремонт.

Между тем, по версии сайта toppress.kz , цитируем: «Жаксылык Омар – пожалуй, самый активный аким города в Казахстане. Причем его активность проявляется не только на просторах социальных сетей, но и в реальной жизни. В частности, недавно в Усть-Каменогорске был завершен ремонт улицы Виноградова. В результате улица была расширена до трех полос. Расширение улицы позволило перенаправить транспортные потоки и сократить автомобильную пробку.

Кроме того, к завершающейся стадии подошло строительство аллеи протяженностью более километра. Вдоль прогулочной зоны аллеи уже высаживают хвойные деревья. Сейчас там уже появились скамейки, качели для детей и взрослых, стрит-арт и несколько арт-объектов.

Наряду с этим в городе началась реконструкция фасадов домов возле областного Дома дружбы, построенных в стиле сталинского классицизма. Домам предполагается вернуть первоначальный облик, который они имели еще при Советской власти.

Также в областном центре продолжается восстановление фонтанов, которые не функционировали долгие годы. Так, например, в августе состоялся запуск фонтана у амфитеатра.

В сентябре аким подвергся информационной атаке, однако оперативный ответ и диалог акима с жителями позволил нивелировать критический момент. Преподнесенная СМИ информация об отстаивании своих придомовых территорий, еще раз демонстрирует компромисс и диалог, который ведут городские власти в отношении спорных ситуаций в городе.

В сентября также была запущена система электронного билетирования, планируется обустройство трамвайных павильонов. Открываются скверы, музеи и зоны отдыха, завершено благоустройство 25 придомовых территорий.

Соцсети. Как мы уже отмечали, Жаксылык Омар очень активно ведет страницы в соцсетях Instagram и Facebook. Причем общая аудитория акима Усть-Каменогорска составляет более 40 тыс. пользователей. Не каждый аким области может похвастаться такими показателями. Мэр города публикует посты чуть ли не каждый день, получая в ответ огромное количество комментариев исключительно с позитивной тональностью».

Конечно, информационный портал выстраивал свой рейтинг по сообщениям в СМИ и соцсетях. Иначе, журналисты бы знали, что система электронного билетирования до сих пор не запущена, а расширение улицы Виноградова никак не решило проблему пробок. И новых музеев в городе не появилось. Да и вообще особой заслуги акима во всех этих ремонтах нет. Ведь средства поступили из республиканского бюджета и даже из Национального фонда в рамках программы «Дорожная карта бизнеса -2020» для смягчения удара коронавируса на экономику, чтобы через работы по ремонту и строительству новых объектов инфраструктуры создать новые рабочие места и не допустить массовой безработицы. Усть –Каменогорску выделили 19 млрд. тенге. Колоссальные средства! И можно было бы распорядиться ими гораздо более эффективно, нежели обустраивать очередные пешеходные зоны.

А вот такого критерия оценки работы акима, как снижение количества аварийного и ветхого жилья, к сожалению, нет ни при официальной оценке работы, ни в рейтингах, которые составляют различные издания. И, наверное, не будет. Ведь гораздо проще за счёт средств республиканского бюджета запустить фонтаны, чем переселить людей из разваливающихся бараков. Поэтому Жаксылык Омар на сегодня в рейтинге, пусть и одного из сайтов, лучший городской аким.

Всё хорошо, похоже, и у ещё одного руководителя города – секретаря городского маслихата Александра Светаша. Он вновь в списке партии «Nur Otan», среди кандидатов в городской маслихат. Не сомневаюсь, что Александр Александрович вновь станет депутатом, и, вероятнее всего, секретарём маслихата. И потянется спокойная, безмятежная жизнь ещё на 5 лет. На все вопросы избирателей можно отвечать: «Денег нет», и ещё обязательно добавлять, что все передвижки в бюджете депутаты не могут утверждать без согласия акима.

Почти два года назад гибель в пожаре пятерых детишек, сгоревших во времянке, которую снимали их родители в Астане, привела к тому, что хоть как-то стали решаться проблемы многодетных и малоимущих семей. Приведёт ли гибель людей в бараке на улице Гастелло к решению проблемы аварийного и ветхого жилья в Усть-Каменогорске?

Пока известно, что аким города провёл встречу с пострадавшими. Трём семьям из сгоревшего дома, которые стоят в очереди по программе расселения из ветхого жилья будет предоставлено временное жильё до получения квартир. Другим жителям будет оказана помощь в сборе документов на постановку в очередь, пока они также будут проживать во временном жилье. Акиматом полностью оплачены расходы на похороны погибших, все сотрудники акимата и его отделов перечислят однодневный заработок для помощи родным погибших.

А что с остальными ветхими и аварийными домами? Ждать следующего пожара или обрушения, следующих жертв? Городской акимат в Инстаграм оставил такое сообщение: «Нами будет направлено письмо в правительство об ускорении выдачи квартир для граждан, которые живут в аварийном жилье». Это они такие меры приняли – письмо напишут! А почему правительство должно «ускорять выдачу квартир гражданам, которые живут в аварийном жилье»? Ведь это вопрос местных органов власти! Может быть, автор текста имел в виду «ускорить» выделение средств для переселения? Опять переписка, а ведь вопрос можно решить быстро и собственными силами. Неужели нет возможности построить всего одну пятиэтажку?

Денис Данилевский

Фото пресс-службы ДЧС ВКО и страница Ж. Омар в Instagram