Прогулка по проспекту, который должен был носить название «Коммунистический»

Газета "Flash!"

В этом месте должны были сходиться два проспекта – Карла Маркса и Коммунистический. Так было предусмотрено ещё генеральным планом развития Усть-Каменогорска 1969 года для левобережной части областного центра. Проспект Карла Маркса просуществовал несколько лет. Даже когда самой улицы ещё не было, некоторые дома всё равно нумеровались уже с таким названием. Ну, а затем появился и сам проспект – широкий, просторный. Переименовали его три года назад – теперь это проспект Казыбек би.

Интересно, что ещё несколько лет назад даже в официальных документах фигурировал несуществующий проспект Коммунистический. Например, когда выделяли в этом месте земельные участки, то официально привязывали их к этому проспекту. Видимо, потому, что других ориентиров не было, и пользовались названием, которое перешло из прежнего генплана 1969 года в новый генплан 2009 года. Когда реально стали строить первую часть проспекта, его назвали в честь известного казахстанского писателя Ильяса Есенберлина. Тогда окончательно из всех документов исчезло название «Коммунистический».

В этом году начались работы по продлению проспекта Есенберлина. Всё-таки, планирование в таких грандиозных по нынешним временам стройках есть. Ведь железную дорогу «Усть-Каменогорск – Шар» построили гораздо раньше прокладки второй части проспекта Есенберлина, она была официально открыта в декабре 2007 года. Тогда ещё не был принят и новый генеральный план города. Кстати, строительство этой железной дороги не было предусмотрено генпланом 1969 года. И вообще мало кто думал, что в левобережной части города появится новая железная дорога. Эту ветку проложили уже после обретения Казахстаном независимости, чтобы сократить и упростить путь из Усть-Каменогорска в столицу страны и в Алматы. Ведь прежний путь через российскую станцию Локоть был не только длиннее, но и стал вызывать трудности из-за двойного пересечения границы, которая раньше была чисто условной, административной, а после развала Советского Союза стали государственной.

Тем не менее, при строительстве железной дороги всё же учли положения генплана города ещё 1969 года. И в том месте, где железнодорожная магистраль пересекала будущую трассу будущего Коммунистического проспекта, был построен железнодорожный мост, для того, чтобы под ним прошла автомобильная дорога. Этот проезд долго ждал своего часа, зарос травой, и вот теперь оказался очень востребован, когда к нему подошло строительство теперь уже проспекта Есенберлина.

Судя по ширине проложенной и уже предварительно заасфальтированной дороги, продолжение проспекта будет широким, скорее всего, с 8-полосным движением.

Прогуливаясь по асфальту, хорошо видишь, что старая часть микрорайона КШТ построена на возвышенности. Дорога на большом протяжении идёт под гору, и если обернуться, то можно примерно оценить масштаб возвышения, наверное, не один десяток метров.

Не крутое, пологое, но солидное возвышение. И не зря новый микрорайон стали строить в начале 70-х годов не сразу за Комсомольским островом, а на довольно удалённом расстоянии, именно на этой возвышенности. Дело в том, что территория от Иртыша и до первых жилых домов в новом микрорайоне считалась зоной затопления в случае аварии на Усть-Каменогорской ГЭС, и строить здесь было запрещено. Кроме этого, данный район изобилует грунтовыми водами, о чём мы поговорим чуть позже.

Новые времена изменили подходы к безопасности строительства, и эта пустая территория стала активно застраиваться. Когда проходили общественные слушания по плану застройки этого участка, я задал вопрос о запрете строительства в зоне затопления автору проекта. Ответ, честно говоря, обескуражил:

- Внешнеполитическая ситуация изменилась, теперь нет противостояния с США, нет холодной войны, и нет такой угрозы, что ГЭС будет разрушена, - ответил архитектор,

предвосхитив мировую геополитику на века вперед. А буквально через год после такого громкого заявления архитектора из Усть-Каменогорска возникло такое явление, как «Исламское государство» (организация, запрещённая в Казахстане) и религиозный терроризм.

Но такими громкими словами архитектор, конечно, прикрывал более прозаичную причину. В условиях капитализма строительство привязывается к действующим коммуникациям, к оживлённым дорогам, чтобы уменьшить затраты и получить большую прибыль. Вот и стали строить в этом районе торговые центры, спортивные сооружения, а позже и многоэтажные жилые дома.

С окончанием строительства проспекта Есенберлина масштаб возведения здесь жилья и различных торговых и социальных объектов многократно возрастёт. Пока проспект прошёл под железнодорожным мостом, и здесь остановился. Основной объём работ будет продолжен весной. Дальше его трасса дойдёт до ул. Жибек Жолы в районе перекрёстка с пр. Сатпаева. Здесь планируется построить грандиозную транспортную развязку. И можно будет сразу свернуть на Есенберлина, и за несколько минут домчаться по широкому проспекту до 19 микрорайона. За железной дорогой проспект соединяется с уже построенным участком, выходящим на алматинскую трассу.

Теперь можно будет легко проехать от проспекта Назарбаева по схеме: мост через Иртыш – улица Тогас, которую расширяют – объезд посёлка Меновное – алматинская трасса - и сразу или в 19 микрорайон, или на проспект Сатпаева. Эта новая дорога будет выходить на проспект Сатпаева между «Фрешмаркетом» и центральным бассейном. В этом месте уже давно установили стойку для светофора. Тогда же, видимо, и решится вопрос восстановления здесь пешеходного перехода для посетителей этого торгового центра, театра и учащихся Назарбаев интеллектуальной школы.

Строительство в разгаре, и сейчас, пока ещё не всё закопали, очень хорошо видно, каков здесь уровень грунтовых вод. Где ни копни, обнаружишь небольшое озеро. На фото эти мини-озёра хорошо видно.

Честно говоря, не могу понять, как можно прокладывать коммуникации прямо в земле, да ещё и в грунтовых водах. Работа в молодости в энергосистеме «Алтайэнерго» приучила меня к тому, что и кабельные линии, и теплотрассы, и линии связи прокладывались в каналах, закрывались плитами. Сейчас прокладывают прямо в земле.

Экономят средства? Для этой цели изменили и строительные нормы? Да, можно строить и на участках с грунтовыми водами. Но перед этим нужно проводить гидрогеологическое изучение почвы, чтобы затем разработать меры по осушению земли, или отводу грунтовых вод, установке дренажной системы. Всё это значительно усложняет строительство, затягивает сроки, ведёт к удорожанию. Проводятся ли сейчас такие изыскания, строятся ли дренажные системы? В 19 микрорайоне уже были случаи провала асфальта, затопляло новый детский сад и там несколько недель откачивали воду в подвале, топит подвалы жилых домов… Через ещё незакрытые колодцы ливневой канализации на строящемся проспекте Есенберлина слышно, как непрерывным потоком шумит вода. Что это? Шум грунтовых вод, или это система их отвода из-под дороги? С этими вопросами мы обратились в отдел строительства г. Усть-Каменогорска – заказчику всех проектов. После получения ответов мы и продолжим тему нового строительства в левобережной части города.

Прогулка туда и обратно по очертаниям нового проспекта составляет, согласно шагомеру, почти 7 километров. Пока там гуляет народ, выгуливают собак, катаются на велосипедах и роликах. Но уже в конце следующего года должен пойти поток автомобилей.

 

Денис Данилевский