Праймериз – как шанс на обновление или очередная формальность?

Газета "Flash!"

Беседа редактора газеты «Flash!» Дениса Данилевского и редактора газеты «Акжолтай» Рахата Алтая

Денис Данилевский:

- В стране уже несколько месяцев наблюдается предвыборная активность. Но самое громкое предвыборное мероприятие провела партия «Nur Otan» – предварительные внутрипартийные выборы, или, как сейчас принято говорить на западный манер, праймериз. Эти выборы были заявлены как элемент обновления партии, оживления внутрипартийной жизни, и смены партийного имиджа в глазах избирателей. Достигнута ли эта цель?

Рахат Алтай:

- Даже начинающий политик или политолог скажут, что все успехи партии «Nur Otan» базируются на авторитете ее лидера – Елбасы. Голосуя за эту партию, народ голосует за стабильность. В общественном сознании сложились противоречивые настроения. С одной стороны, люди, вроде бы, и хотят перемен, с другой – этих перемен боятся. А вдруг станет хуже, вдруг ситуация раскачается, и страна пойдет вразнос, вдруг и у нас случится или «цветная революция» и начнется хаос, как в других странах? Вот эта боязнь политического радикализма, страх, что станет хуже, и побуждает избирателей ставить «птичку» в избирательном бюллетене за «Nur Otan». Хотя и воспринимается эта партия как партия чиновников, тяжеловесная, неповоротливая, закостеневшая, где все ждут указаний сверху. Поэтому предварительные выборы и должны были изменить это представление. Сигнал обществу был таким: поскольку у нас в партии демократия, выдвинуться в депутаты можно лишь через сито внутренних выборов, то и в целом мы – за честные, прозрачные выборы, и за демократические перемены в стране.

Д. Д.:

- На мой личный взгляд, проведение праймериза кардинально не изменило представление о партии. Вряд ли это стало значимым событием в череде важнейших жизненных проблем.

Р.А.:

- Согласен. Предварительные выборы стали чисто внутренним партийным делом, и их итоги заинтересовали лишь тех, кто профессионально занимается политикой. Но кроме стремления показать демократизацию внутрипартийного кадрового отбора, важна еще и законность. Как с точки зрения закона относиться к праймеризу? Избирательная кампания начинается только после официального объявления выборов. Вот тогда можно проводить праймериз. Затем на основании итогов предварительного голосования на региональных конференциях и на партийных съездах утверждать списки кандидатов и в Мажилис, и в маслихаты. Мы в партии «Ак жол» так и делаем. После объявления президентских выборов в прошлом году мы провели на съезде внутрипартийные выборы кандидата на пост главы государства. Из шести претендентов тайным голосованием кандидатом была выдвинута Дания Еспаева. Не хочу пиарить свою партию, но мне кажется, что вот так и должно быть по закону.

Д.Д.:

- Действительно, получается, что партия «Nur Otan» раньше времени начала предвыборную агитацию. Просматривая результаты праймериз, я обратил внимание, что кадровый потенциал партии практически не изменился. Вроде бы и участников много, и новые лица есть, но социальные группы, на которых опирается партия – те же. Это директора школ, ректоры вузов, главные врачи, руководящий и инженерно-технический персонал нескольких крупных предприятий, предприниматели, которые давно на слуху, да и молодежь в основном или из «Jas Otan», или из молодежных центров при акиматах. Честно говоря, новых лиц я что-то не увидел ни в Усть-Каменогорске, ни в Семее.

Р.А.:

- Да, хотя и было заявлено, что может участвовать любой желающий, но в итоге круг участников ограничился директорским корпусом и теми активистами, которые уже постоянно присутствуют на партийных мероприятиях.

В Усть-Каменогорске участвовало 82 человека, а в Семее даже 118. Массовость вроде бы обеспечена. Но в городские маслихаты избирается по 25 депутатов, в областной – 43, из них из двух крупнейших городов в списке будет человек 15-20, несколько человек войдут в список в Мажилис. А что с остальными участниками? Как будет сформирован список? Если по справедливости, то занявшие первые несколько мест должны войти в список кандидатов в Мажилис, далее в областной маслихат, и остальные 25 – в городской. Формирование списков и покажет, действительно ли это был справедливый внутрипартийный отбор кандидатов, или предвыборный имиджевый ход.

Я думаю, что должен быть несколько иной подход. Не стоит набирать такое огромное количество участников. Если всего мы должны выдвинуть около 40 кандидатов в законодательный и представительные органы, в данном случае, от города, то и нужно на конференции тайным голосованием выбирать из 45 -ти – максимум 50-ти самых достойных представителей. Зачем набирать сотни участников для видимости? Всего приняли участие около 10 тысяч человек! Это в несколько раз больше, чем число депутатских мест в Мажилисе, областных, городских, районных маслихатах (эксперты подсчитали, что депутатов разных уровней в стране всего 1376). Думаю, что такая показная массовость принижает значение праймериз. Ведь многие участвовали, заведомо зная, что на этом все и завершится, отбывали номер. Была ли реальная борьба при такой размытости?

Д.Д.:

- Можно ли сказать, что проведение внутрипартийных выборов ведущей партии страны – это попытка модернизировать политическую систему в Казахстане? Можно ли поставить проведение праймериз в «Nur Otan» в один ряд с реализацией концепции «слышащего государства», созданием национального совета общественного доверия, изменениями в законодательство о проведении митингов, о политических партиях?

Р.А.:

- Да, конечно, это один из шагов в попытке модернизации политической системы. Но пока эта заявленная модернизация идет слабо и очень медленно. Да, нужно действовать осмотрительно, без поспешности и резких шагов. Но процесс затухает уже после обнародования планов власти. Можем ли мы сказать, что государство действительно стало слышащим, спустя год после Послания Президента, где впервые было заявлено об этом? Глава государства говорил, что в качестве пилотного проекта будут проводить опросы населения об оценке работы акимов. И если 30% опрошенных выскажут отрицательную оценку, в регион направят комиссию по проверке деятельности акима и последующего принятия кадрового решения. Пока ни одного подобного опроса не было проведено. Мы снова топчемся на этапе выборности акимов сельских округов. Мы никак не можем перейти к реальному местному самоуправлению.

Д.Д.:

- Да, последние события у наших ближайших соседей и партнеров по Евразийскому экономическому союзу показывают, что ситуация может кардинально изменится за несколько дней, и поводом становятся именно выборы.

Р.А.:

- Предстоящие выборы покажут, может ли власть работать на опережение, извлекать уроки, и действительно меняться с учетом требований времени. Или аппарат настолько закостенел, что не может измениться даже хотя бы для самосохранения.

Д.Д.:

- Будем надеяться, что хотя бы какие-то изменения произойдут, и в лучшую сторону.