Выстоит ли Брестская крепость?

Газета "Flash!"

- Мы всю страну превратим в Брестскую крепость! – сказал Президент Беларуси Александр Лукашенко на митинге своих сторонников в Минске 16 августа. Станет ли Беларусь крепостью, преградой на пути рвущихся на её землю буржуазно-либеральных реформ?

Но сначала анекдот советских времён. Житель Советского Союза и американец спорят – где больше демократии и свободы. Американец говорит:

- Я могу свободно выйти к Белому дому и крикнуть: «Долой президента США!».

Житель СССР ему парирует:

- Подумаешь! Я тоже могу свободно выйти на Красную площадь, и крикнуть «Долой Президента США!».

Вот и у нас в Казахстане свобода слова такова, что можно легко крикнуть в соцсетях: «Долой президента Беларуси!». А если серьёзно, то в обсуждениях событий в братской стране гораздо больше эмоций, чем попытки осмыслить ситуацию. Есть взвешенные, объективные публикации, но их очень мало. В основном идёт словесная перепалка между «демократами» и «ватниками».

Так что же происходит в Беларуси? Попытку ответить на этот вопрос начнём с совета В.И. Ленина. «Для того чтобы понять, что из себя представляет настоящее явление, нужно посмотреть, когда, где, в каких условиях оно зародилось, какие этапы проходило в ходе исторического развития и только после этого судить, чем оно стало теперь».

А зарождались нынешние события в теперь уже далёком 1991 году, когда был развален Советский Союз и на огромном пространстве погибшей красной державы полным ходом пошло установление капитализма. Кстати, не лишним будет напомнить, что когда в Верховном Совете Беларуси утверждали Беловежское соглашение о ликвидации СССР, единственным депутатом, проголосовавшим против, был тогда ещё молодой, никому не известный бывший председатель колхоза Александр Лукашенко. Хотя бы своим голосом он выступил против, и не сдал советское государство.

Именно Лукашенко и суждено было приостановить наступление олигархического капитализма в Беларуси. Он победил на президентских выборах 1994 года, победил неожиданно, когда никто его всерьёз не принимал.

Благодаря жёсткой воле Лукашенко в стране был взят курс на государственный капитализм. Крупные промышленные предприятия, энергетика, сфера жизнеобеспечения остались в государственной собственности, приватизация в этих отраслях экономики не проводилась. В аграрном секторе сохранились коллективные хозяйства. При этом развивался малый и средний бизнес. Сохранение основных отраслей производства в собственности государства позволило решать многие социальные вопросы. По сути, в Беларуси была построена многоукладная экономика с мощным государственным сектором, и социальное государство. Судя по свидетельствам тех, кто побывал в Беларуси, по имеющимся сведениям, информации от самих жителей страны, хотя уровень зарплаты и относительно невысокий, но и цены гораздо ниже, чем в странах СНГ, особенно на коммунальные услуги. В Беларуси нет вопиющего социального расслоения, нищеты с одной стороны и сверхбогатства с другой, хотя и очень богатые, конечно, есть, это не социализм и не уравниловка.

Такая система в целом неплохо функционировала в течение четверти века пребывания Лукашенко у власти. Естественно, при видимой стабильности этой системы внутри шли общественные процессы, копились противоречия, проблемы. Как и в Советском Союзе, главной проблемой в общественных отношениях стало преобладание мелкобуржуазных настроений. В позднем Советском Союзе народ сдал без боя свою страну и лучшую в мире систему социального обеспечения за «полные прилавки», за колбасу, джинсы, бананы, возможность смотреть порнографию, и за иллюзию стать акционером, получать дивиденды. Была в этом списке и мифическая свобода, жизнь без политической монополии КПСС, многопартийность и т.д. Но, вспоминая эти события 30-летней давности, всё же, можно сказать, что сдали главным образом за потребительские ценности, если их вообще можно назвать ценностями. «Так жить нельзя!», и «Будем жить, как на Западе!» - вот, пожалуй, главные умонастроения того времени.

В Беларуси, конечно, все происходило несколько по – иному. Прилавки и витрины там цветут многообразием продуктов и товаров, как и везде на постсоветском пространстве. Поэтому сдать страну и социальную систему мелкобуржуазное большинство населения желает не за колбасу и за

джинсы. Этого добра там полно. Если в Советском Союзе люди с благоговением смотрели на Запад, и, открыв рот, внимали рассказам тех, кто там побывал, то белорусы смотрят и на Запад, и на соседние страны, в первую очередь, на Россию.

Приезжает, к примеру, директор крупного белорусского завода с деловым визитом к своим российским экономическим партнёрам. Его встречает российский коллега, но он не только директор, но и владелец предприятия. Будучи «красным директором», он заводик приватизировал. Везёт он после трудов праведных белоруса на «шашлычок под коньячок». Прекрасный многоэтажный особняк в местной «Рублёвке», с бассейном, какими-нибудь экзотическими животными, гаражом на несколько машин люксового класса, охраной. В доме картины, роскошь, предметы старины. Собственный легкомоторный самолёт, а то и вертолёт. Кроме этого ещё и роскошный коттедж, как минимум, на берегу Чёрного моря, но лучше всего – на берегу Средиземного. Счёт в иностранном банке и т.д. Короче, жизнь удалась.

- Вот подготовлю сына, и отойду от дел, буду отдыхать на море, ему передам завод, - расслабившись, откровенничает российский промышленник.

А чем может похвастать директор-белорус? Зарплата в пару тысяч долларов, квартира в Минске, дача на берегу Свислочи. Ну, есть и служебная, и личная машина. И постоянное напряжение на работе, требование выполнения плана, никакой хозяйственной самостоятельности, угроза быть уволенным за невыполнение плана, разносы от министра, да и от самого «усатого». Это разве жизнь?

Никогда не поверю, что забастовки на крупных государственных предприятиях произошли сами по себе. Нынешний народ с его полным «пофигизмом» и равнодушием не придёт даже на собрания в КСК, не предъявит претензии к председателю КСК. В Беларуси КСК нет, это я привёл более понятный пример. И вдруг забастовки, да ещё на нескольких предприятиях сразу! Это что, за одну ночь люди стали такими активными и сознательными? Если уж директора на этих предприятиях сами не организовали эти забастовки, то они точно не препятствовали тем, кто подбивал рабочих на остановку производства.

Попытка буржуазно-либерального государственного переворота в Беларуси происходит в интересах крупного капитала – белорусского, российского (который давно мечтает завладеть современными, сохранившимися и даже модернизированными предприятиями Беларуси), международного. Вполне возможно, что в числе заинтересованных - и представители власти страны, которым также хочется стать капиталистами. Если обратиться к истории развала СССР, то у многих возникает вполне закономерный вопрос – а куда смотрел КГБ? Почему чекисты не принимали никаких мер? А всё объясняется очень просто – многие бывшие чекисты сегодня в числе главных выгодоприобретателей буржуазной реставрации, а один из них – президент России. Наверняка и в белорусской политической элите, и среди силовиков, и среди спецслужб есть те, кто давно повернул голову на Запад, и вожделенно ждёт свой кусок пирога при дележе государственной собственности.

Идеологией переворота является буржуазный либерализм, абстрактные свободы и права человека, замешанные на национализме. Это тоже уже давно опробованные ещё при развале СССР лозунги. Ну, а ударной силой становится мелкобуржуазная масса. Ленин ещё в начале прошлого века говорил об опасности мелкобуржуазной стихии. Мелкий собственник, замыкаясь в своих узких, частных интересах, не понимает социальной сути происходящих общественных процессов, объясняет существующие проблемы результатом деятельности отдельных лиц, их ошибками. Поэтому вместо изменения социального и экономического устройства мелкая буржуазия требует «исправлять ошибки». И вот тут, как говорил Ленин, мелкие собственники начинают «швыряться громкой фразой». Что мы и видим сейчас в Беларуси. Какой главный лозунг протеста? Одно слово: «Уходи!». Они действительно верят, что стоит уйти «засидевшемуся» и уже старому руководителю страны, и прийти молодому или молодой, да ещё и ориентированным на свободу и права человека, как жизнь сразу изменится, и потекут молочные реки с кисельными берегами.

А что же рабочий класс? Да нет рабочего класса в полном понимании этого слова. О рабочем классе можно говорить только тогда, когда рабочие не только отчётливо понимают свой общий классовый интерес, но и действуют для защиты своих интересов. Что мы видим на предприятиях Беларуси? К ним приезжает пока ещё действующий президент для откровенного разговора. Если вы чем-то недовольны, пользуйтесь моментом, пользуйтесь тем, что вы вышли сплочённой массой, другой такой возможности может и не быть, выдвигайте свои требования, рабочие требования! Если вы недовольны, что «мало плотют», требуйте повышения зарплаты. Требуйте улучшения условий труда, снижения пенсионного возраста (кстати, в Беларуси до 2016 года держался ещё советский возраст выхода на пенсию: 55 лет – женщины, 60 лет – мужчины, а потом началось постепенное повышение, в 2020 году на пенсию выходят женщины в 57 лет, мужчины в 62 года, процесс повышения до 58/63 завершится в 2022 году). Если перешли к политическим требованиям – почему бы не поставить вопрос, например, о возможности создания независимых профсоюзов? Или ещё лучше – чтобы в парламенте и местных советах было не менее 30 или 50% депутатов – рабочих и крестьян, трудовой интеллигенции. Вот тогда можно говорить о рабоче-крестьянской власти. Вот это были бы требования рабочего класса! А что мы слышим? Всё тоже: «Уходи!». Как будто запрограммировали. Рабочие даже не могут выдвинуть своих собственных требований. Почему? Потому, что, хотя по социальному положению они относятся к рабочим, по умонастроению, по мировоззрению, по поведению они давно стали мелкой буржуазией, ими овладела психология мелкого собственника. Также орали «Долой» и стучали касками по асфальту шахтёры в 1989-91 годах. Достучались. Теперь не доживают до пенсии, не дотягивают до 63 лет.

Правда, раздаются пока малочисленные, но здравые голоса, что рабочих просто используют. Так, в соцсетях появилось сообщение, что создан забастовочный комитет рабочих Беларуси и опубликованы его требования. В частности, там говорится: « Тем временем за нашей спиной уже создаётся координационный совет, где представлены бизнесмены, говорящие головы и политики-неолибералы. Кто создаёт их? Точно не мы, не трудящиеся. Эти комитеты и советы создает либеральная общественность, собственники, часть отвернувшегося от Лукашенко госаппарата. Их интересы – не наши». Среди требований стачкома: «запрет на приватизацию предприятий; сохранение рабочих мест; демократизация политической системы; отмена контрактной системы; запрет на штрафы и лишения премии; увеличение социальной поддержки; отмена пенсионной реформы; независимые профсоюзы». «Белорусы, работники, будьте бдительны. Нас пытаются использовать. Это делал Лукашенко, когда рассчитывал на нашу молчаливую поддержку, и продолжают делать стремящиеся к власти в стране неолиберальные силы. У нас с ними нет общего интереса. Мы не дадим использовать трудящихся и должны отстоять наши заводы, наши рабочие места, нашу страну, которую создавали все эти годы. Стачкомы должны выражать интересы трудящихся и только трудящихся!».

Хорошо, что появились такие требования и такая структура у рабочих. Судя по всему, и в Беларуси не всё гладко в трудовых взаимоотношениях. Так ведь и там капитализм, хотя и государственный. Кстати, аналитики обратили внимание, что забастовки проходят лишь на государственных предприятиях, а вот на частных, в том числе и там, где владельцы-иностранцы, работа продолжается. Там капиталисты не позволяют останавливать производство себе в убыток. Но, к сожалению, пока такие здравые силы среди рабочих, которые могут поддержать требования республиканского стачкома, очень малочисленны. Ведь на тех митингах, которые можно посмотреть в сети, не слышно ни одного такого требования. И переломить создавшуюся политическую ситуацию в сторону интересов трудового народа сейчас не удастся.

Немаловажно и то, что поколение советских людей стареет, уходит на пенсию, и в мир иной. В активный возраст входят те, кто родился уже после развала СССР. Они знают о прежней жизни лишь по рассказам. То, что есть сейчас, в частности, социальную политику в Беларуси, считают такой же данностью, как и воздух, и этим не дорожат. Их тяготит атмосфера единоличной власти, атмосфера ограничений, они стремятся на кажущийся им раем Запад. Рядом Польша, где, вроде бы, жизнь кипит. Меняются президенты, много партий, кипят политические споры, горит калейдоскоп огней. Картинка очень привлекательная, гораздо интереснее репортажей из цехов, полей и ферм, да прославлений бессменного президента.

Ну, и конечно, свою роль, и очень важную, играют геополитические интересы. Вмешательство во внутренние дела суверенной страны уже и не скрывают. Мало заявлений о санкциях, так ещё и лидеры стран Евросоюза прямо говорят, что будут финансировать «гражданское общество» Беларуси. И сумму называют – 53 млн. евро. Если называть своими словами, то это деньги для доведения госпереворота до логического конца, т.е. до взятия власти. А как же демократия, права человека? Или «европейские ценности» предусматривают навязывание демократии другим странам и народам силовым способом?

Выстоит ли на этот раз Беларусь – Брестская крепость? Вполне возможно, что Лукашенко удержится у власти. Либералы явно теряют стратегическую инициативу после провала блиц-крига и переходят к длительной осаде. Им уже приходится оправдываться, что они не собираются запрещать русский язык, выходить из Евразийского союза и ставить крест на Союзном государстве. Теперь им нужны новые провокации и обязательно кровь. Многое будет зависеть от органов власти, как они себя поведут. Будут выполнять распоряжения президента, или начнут сдаваться, саботировать, будут ли верны главнокомандующему войска, силовики. Да, может быть, власть Лукашенко сохранит, и начнется обещанная конституционная реформа. Но устоит ли перед атакой крупного капитала и Запада Беларусь в дальнейшем, уже после завершения эпохи Лукашенко? Объективно любой следующий президент станет президентом буржуазно-демократических реформ. А в водовороте этих реформ можно и утонуть.

В конечном счёте, всё зависит, как и всегда, от народа. Противники безудержной либерализации, слома социального государства, разрыва отношений с Россией начинают объединятся, проводить митинги, выходить из состояния летаргического сна. Если бы они вспомнили, а те, кто не знает, узнали ещё один ленинский совет: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями, разыскивать интересы тех или иных классов».

 

Денис Данилевский