О ситуации вокруг «АЗИЯ АВТО»

Газета "Flash!"

«Азия Авто» на грани разорения», «Автозавод может остановиться» - эти и подобные им слухи заполонили информационное пространство в социальных сетях, обсуждаются жителями Усть-Каменогорска, и, судя по комментариям, всей страны.

Что же происходит в действительности? Об этом говорится в обращении коллектива группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО».

«Расторжение соглашения грозит остановкой работы крупнейшего автомобильного холдинга Казахстана — официальное обращение коллектива.

Группа компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» столкнулась с угрозой остановки конвейера усть-каменогорского автосборочного завода и риском вынужденного прекращения инвестиционной деятельности холдинга. Коллектив компании обратился с просьбой не допустить подобного развития событий в адрес Премьер-Министра Казахстана, главы Министерства индустрии и инфраструктурного развития и депутатам обеих палат Парламента республики. ЕРЖАН МАНДИЕВ, генеральный директор АО «АЗИЯ АВТО Казахстан», руководитель проекта строительства автопромышленного кластера полного цикла: «С момента запуска «АЗИЯ АВТО» наш коллектив обеспечил поступление в бюджет страны уже $511 млн. Мы – крупнейший налогоплательщик отрасли. Мы строим будущее несырьевой экономики Казахстана. Наш технологический партнер – альянс Renault-Nissan-Mitsubishi. Автоконцерн №1 на планете. В мощности полного цикла уже инвестировано $74 млн. Будет вложено еще $90 млн. Это собственные средства холдинга. Однако сегодня отдельные высокопоставленные лица пытаются помешать нашей работе. 11 апреля мы получили письмо из Министерства индустрии и инфраструктурного развития. В нем сообщается, что профильное ведомство расторгает действующее соглашение о промышленной сборке. Таким образом, договоренности между государством и холдингом в части развития наших производственных проектов аннулируются. На практике это означает остановку работы действующего конвейера «АЗИЯ АВТО» и строительства мощностей полного цикла – на нашей новой площадке в Усть-Каменогорске. Также нам стало известно о спешном внесении поправок в Предпринимательский кодекс, которые перечеркнут возможность продолжения строительства. Эти разрушительные действия предприняты в самый не подходящий момент – когда в стране был введен режим чрезвычайной ситуации, отечественная экономика оказалась перед лицом новых вызовов, а тысячи казахстанцев столкнулись с угрозой потери рабочих мест. Ранее профильное министерство оказывало последовательную и всестороннюю поддержку нашему производственному проекту. Он был отнесен к числу приоритетных в рамках программ развития отечественной промышленности. К сожалению, нам не удалось выяснить, в чем подоплёка столь резкого изменения позиции профильного ведомства? Но мы ясно осознаем, что недружественные действия, предпринятые в наш адрес в период коронакризиса, не случайны. Кто-то решил воспользоваться нештатной ситуацией и монополизировать рынок. Люди, которые пошли на этот шаг, преследуют собственные корыстные цели. Цели эти расходятся с интересами страны. За 28 лет наша команда пережила как минимум три кризиса. Мы сильные. И с этой ситуацией тоже справимся. Но казахстанцы имеют право знать, что происходит в отрасли и как складывается судьба «АЗИЯ АВТО». Мы рассчитываем, что наши слова будут услышаны, что нам позволят завершить строительство, и новые производственные мощности начнут приносить пользу стране».

Министерство индустрии и инфраструктурного развития также сделало заявление, в котором считает, что имеются факты распространения недостоверной и ложной информации по соглашению о промышленной сборке моторных транспортных средств с АО «АЗИЯ АВТО» и АО «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН».

Министерство сообщает, что такое соглашение было заключено в 2010 году, при этом «АЗИЯ АВТО» взяло обязательство через 7 лет, в 2017 году организовать производство по сварке и покраске кузова. В декабре 2012 года было заключено новое соглашение с такими же обязательствами до декабря 2019 года, уже с АО «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН». (Это АО было организовано для строительства нового завода полной сборки, который сейчас и строится на огромной площадке вблизи ТМК).

В апреле 2017 года соглашение было продлено. Поскольку соглашение не было исполнено ни в прошлом, ни в этом году, министерством и принято решение расторгнуть его. При этом, если условия будут выполнены, соглашение может быть продлено. Расторжение не означает остановки действующего завода и прекращения строительства нового производства. Компания может продолжать работу и стройку.

Руководители «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН» и «АЗИЯ АВТО» Ержан Мандиев и Ерик Сагымбаев провели пресс-конференцию. Были представлены все цифры и факты. По соглашению с министерством предприятию была предоставлена льгота – освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость. С 2002 по 2019 годы общая сумма льгот составила 374 млн. долларов. Но это, конечно, не «живые деньги», это сумма НДС, от которого предприятие освобождено. Также государственная поддержка была оказана в строительстве инфраструктуры к строящемуся заводу: подъездные пути, электросети, другие коммуникации – всего 20 млн.$. В то же время за эти годы в бюджет поступило 511 млн. $ налогов и платежей. Компания является одним из крупнейших налогоплательщиков ВКО.

- С точки зрения государства, как бизнесмена, это очень правильное решение. Предоставить льготы, и получить гораздо больше в бюджет, - сказал Ержан Мандиев.

Почему новый завод с цехами сварки и покраски не был построен в срок?

- Этому помешали объективные обстоятельства. Мы пережили три девальвации национальной валюты. Только девальвация 2015 года принесла нам потери в 97 млн. $. Из-за падения рубля обрушился внутренний рынок продажи автомобилей, народ поехал покупать подешевевшие машины в Россию. Если на пике продаж мы реализовали в 2013 году 160 000 автомобилей, то к 2018 году рынок восстановился лишь на 45%, - пояснил Ержан Оразбекович. – С 2015 года начались трудности с финансированием, и темпы строительства замедлились.

- В строительство завода мы уже вложили 74 млн. $ собственных средств, - говорит Ержан Мандиев. – Для завершения строительства нужно ещё около 90 млн. $. Своими силами мы не сможем обеспечить такое финансирование. Да, у нас есть задолженность перед банком, сейчас все проблемные вопросы решены, у нас хороший диалог, мы будем погашать этот долг, и погасим в ближайшей перспективе. Никакого ареста имущества или распродажи имущества нет.

В социальных сетях в адрес компании звучат обвинения в том, что выводятся средства в Россию. 72 млн.$ потрачено на организацию сбытовой сети в РФ. Это было предложение со стороны АвтоВАЗа - взять в управление убыточные автоцентры. Сейчас у компании 19 автоцентров в 12 городах России, преимущественно в Сибири и на Урале. Через эту сбытовую сеть будут реализовываться автомобили, произведенные на новом заводе. Все автоцентры приносят прибыль.

Дали на пресс-конференции отчёт и по другим инвестиционным вложениям. Всего с 2002 по 2019 годы компания инвестировала 518 млн.$. В завод «АЗИЯ АВТО» - 51 млн., 74 млн. в строительство нового завода (из них 20 млн. – средства АвтоВАЗа, который вошел в проект как полноправный участник), 209 млн. – на создание автоцентров в Казахстане, на логистику (320 ж/д вагонов, 87 автовозов, 27 фур) – 60 млн., приобретение санатория в Сочи – 5 млн.

Когда планируется завершить строительство завода?

- Это зависит от того, как будут восстанавливаться казахстанский и российский рынки, - сказал Ержан Мандиев. – В период карантина закрылись все наши автоцентры, продаж не было. Вырос курс доллара, упала цена на нефть, снизилась покупательная способность населения. Да, у нас сегмент недорогих автомобилей, но и этот сегмент восстановится не скоро. Думаю, что по самым осторожным прогнозам восстановление рынка произойдёт не ранее, чем через 1,5-2 года. К этому времени, как раз к восстановлению рынка, мы могли бы завершить строительство и начать выпуск автомобилей. Но для этого необходимо стороннее финансирование. Мы ведём переговоры с банком, с другими кредиторами.

Что произойдёт, если соглашение с министерством, всё-таки, будет расторгнуто?

- Освобождение от НДС давало нам дополнительное ценовое преимущество. Если этой льготы не будет, себестоимость вырастет на величину налога. Продолжать производство автомобилей станет дороже, чем заниматься ввозом готовых машин. Производство станет убыточным. Этому же будут способствовать и предлагаемые поправки в Предпринимательский кодекс. Интересно, что эти поправки носят название «для улучшения бизнес-климата»! – говорит Ержан Оразбекович.

Итак, мы имеем перспективу остановки автосборочного завода, остановки строительства нового завода с цехами сварки и окраски кузова, строительства, в которое уже вложено 74 млн. долларов частных средств, и 20 млн. долларов государственных денег. Завод при запуске на полную мощность (на первом этапе 60 000 машин в год, полная мощность – 120 000) может дать 4000 рабочих мест вместе со смежными производствами и сбытовой сетью. Между тем, Ержан Мандиев и Ерик Сагымбаев сказали, что возможность конструктивных переговоров с министерством и поиск компромиссного решения сохраняются.

 

Денис Данилевский