Отставка Дариги Назарбаевой – что бы это значило?

Газета "Flash!"

Второй день мая неожиданно ознаменовался политическим событием, которое позволило хотя бы на время позабыть изрядно надоевшую тему коронавируса.

В послеобеденный час появилось сообщение, что указом Главы государства прекращены полномочия депутата Сената Дариги Назарбаевой. Поскольку Назарбаева вошла в Сенат по т.н. «президентской квоте», то и полномочий её лишили по указу Президента.

Сначала немногие поверили в подлинность этого сообщения. Вместе с этим известием в Сети распространилось видео с якобы обращением Елбасы о сложении с себя полномочий председателя Совета Безопасности и члена Конституционного совета. Сразу было понятно, что это видео – монтаж прошлогоднего обращения Нурсултана Назарбаева об уходе в отставку с поста президента, лишь изменены первые фразы этого обращения. Пресс-секретарь Первого Президента очень быстро опроверг это видео. Вот народ и подумал, что известие об отставке Дариги Назарбаевой – тоже фейк.

Но вскоре появились официальные сообщения республиканских интернет-изданий, а также опубликовали благодарность Токаева за проделанную Даригой Нурсултановной работу.

Что означает эта отставка? Честно говоря, уже надоели не стихающие больше года разговоры, что Токаев – «временный», а «президентом будет Дарига». В последние месяцы предположения несколько изменились. Дескать, Дарига Назарбаева усиливает свои позиции в качестве председателя Сената, и станет главой государства уже через преобразование политического устройства страны из президентской в парламентскую республику.

Действительно, активность главы Сената за последние два-три месяца весьма усилилась. Здесь были и международные поездки, где она вела себя как первое лицо, и ряд громких высказываний по экономическим и политическим внутренним вопросам. На фоне скандалов вокруг недвижимости в Лондоне по баснословной цене, семейных разборок - всё это выглядело весьма неприглядно.

«Нависание» Дариги Назарбаевой над Токаевым, наступление ему «на пятки» чувствовалось даже далёкому от политики человеку. Когда-то такая ситуация должна была разрешиться. Наверное, скандалы вокруг Дариги Нурсултановны помогли ускорить развитие ситуации.

Мы многого не знаем. Например, было ли это самостоятельным решением Токаева, или он советовался с Первым Президентом. Станет ли отставка Дариги Назарбаевой началом политических реформ и переформатирования системы? Ответ на этот вопрос станет известен чуть позже. Для этого нужно понять, какова дальнейшая судьба экс-сенатора, сойдёт ли она с политической арены или останется в политике? Кто станет новым председателем Сената, и, фактически вторым по должности лицом страны? Последуют ли дальнейшие кадровые перемены на высшем политическом Олимпе и на региональном уровне?

Если исходить из задач современного этапа, то Токаев – это президент буржуазно-демократических преобразований. Несомненно, что он понимает – задачи эти назрели и уже перезрели, и если не решать их сверху, то они будут решаться снизу, через майданы и социальные потрясения. Удовлетворена существующим положением лишь та часть крупной буржуазии, олигархов, кто был приближен, и сейчас приближен к власти, и сросся с властью, кто имеет возможность распоряжаться государственными ресурсами и национальным богатством, кто может безнаказанно вести раздел и передел собственности. Недовольна та часть крупной буржуазии, которая не имеет таких рычагов влияния. Про среднюю и мелкую буржуазию и говорить не приходится. Таких могут прихлопнуть в любой момент, и их мнимое благополучие резко исчезнет. Про народ, трудящихся и говорить нечего, особенно сейчас, когда из-за коронакризиса их нужда и бедствия обострятся выше обычного. Пока удерживать ситуацию удаётся только социальной демагогией, приёмами манипуляции сознанием, отвлечением внимания, разобщением народа, силовыми методами. Но вечно так продолжаться не может.

Попытки умеренных, даже робких буржуазно-демократических реформ наблюдались сразу после избрания Токаева. Но они либо заканчивались ничем, либо следовал откат. Понятно, что резких движений Президент совершать не будет. Последуют ли осторожные, поэтапные преобразования после столь важного кадрового решения? Самое ближайшее будущее покажет.

 

Денис Данилевский