Проспали

Газета "Flash!"

Как «молчанка» о ситуации с коронавирусом едва не привела к социальному взрыву

«Спящие» - так называется российский сериал про негласных агентов западных спецслужб, которые в нужный момент пробуждаются и «раскачивают» ситуацию.

 «Спящие» - так можно назвать целый огромный государственный аппарат, отвечающий за внутриполитическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. Откровенно проспали ситуацию в Кордайском районе. А очаги трагического конфликта наверняка тлели давно.

 А в Восточном Казахстане умудрились проспать возникшие из ничего  волнения в Зайсанском и Тарбагатайском районах. Напомним, что в этих отдалённых районах народ был обеспокоен распространённой в социальных сетях информацией о том, что в лечебные организации привезут из Китая больных коронавирусом. Акции протеста охватили некоторые сёла и райцентры, в которые якобы и планировалось госпитализировать больных страшной болезнью.

 В итоге 20 и 21 февраля ситуацию «разруливать» пришлось лично акиму области Даниалу Ахметову. Только утихомирилось в Зайсане, как народ поднялся в Акжаре по той же теме. Между тем, буквально накануне, 19 февраля,  во время своего отчета перед населением, сам Даниал Ахметов, отвечая на вопрос о возможности  проникновения коронавируса на территорию ВКО, рассказал о принимаемых мерах. Процитируем.

«В целях борьбы с коронавирусом под моим руководством организован оперативный штаб, реализуется комплексный план. В аэропортах и вокзалах проведены учения по противодействию этому вирусу. При обнаружении заражённых коронавирусом специалисты будут следовать специальному алгоритму действий. Все пассажиры, перевозчики, члены экипажа, бортпроводники, прибывшие в ВКО, в обязательном порядке проходят проверку. Таможенные посты «Бахты» и «Майкапчагай», граничащие с Китаем, обеспечены всем необходимым оборудованием дл проведения соответствующих проверок. По состоянию на 16 февраля в область прибыли 7408 человек, 70 из них иностранцы, в том числе 16 граждан КНР. Все они обследованы, никаких подтверждений вируса не обнаружено. С 17 февраля люди, прибывающие к нам из Китая, будут находиться в 14-дневной обсервации. В амбулаториях Зайсанского, Урджарского районов, санатории «Уба», реабилитационном центре для инвалидов в посёлке Грехово, а также в противотуберкулёзном диспансере в селе Акжар развёрнуты резервные стационары. Подготовлены 80 специальных боксов. Все медицинские учреждения области обеспечены противовирусными препаратами, масками, респираторами и перчатками. Также в больницах есть более 10 тысяч защитных костюмов и две капсулы для транспортировки. На данный момент ситуация стабильная и находится под контролем».  

 Итак, из уст акима прозвучала информация, что всех прибывающих из КНР на территорию ВКО, независимо от гражданства, будут помещать на двухнедельный карантин, чтобы наверняка предотвратить распространение болезни.  На карантин госпитализируют  всех, кому не посчастливилось в это время побывать на территории Китая.

 Однако, в Зайсане и в Акжаре народ протестовал из-за сообщения, что в лечебницы привезут уже больных, да ещё и граждан Китая. Что нужно было сделать чиновникам после принятия решения об открытии карантинных пунктов? Встретиться с населением тех сел и посёлков, где планируется размещать на карантин, и всё подробно объяснить. Но они этого не сделали. Не сделали потому, что не привыкли работать с людьми и разъяснять им ситуацию. У нас обычно ездят информационно-пропагандистские группы, чтобы разъяснять очередное историческое послание президента, причём, приезжают из столицы  министры, депутаты, тратят для этого бюджетные деньги, на улицах перекрывают движение, чтобы «лекторы» могли быстрее и безопаснее передвигаться. А зачем разъяснять послание? Народ пока ещё поголовно грамотный, в состоянии прочитать текст в газете или в интернете. А вот в таких оперативных ситуациях, когда народ взбудоражен, никакие «лекторы» на места не выезжают. Да и выезжать никому не нужно было, рассказать населению могли местные акимы, руководители районных отделов здравоохранения, главные врачи.

 В итоге социальные сети значительно опередили официальную информацию, и произошло то, что произошло. Это полный провал. В Зайсанском районе по следам этих событий произошла смена акима. Серик Актанов освобождён от занимаемой должности, главой района вновь стал Серик Зайнуллдин, уже работавший ранее в Зайсане. Но изменится ли что-то в стиле работы районной власти после смены акима? Станут ли государственные руководители в Зайсане не только «слышащими», но и такими, которых слушают? Да и другие ведомства в областной и районной власти смогут ли начать работать на опережение, на профилактику, а не на тушение пожара? Или всё затихнет до следующего социального взрыва?

 Лишь в понедельник 24 февраля редакциям СМИ разослали пресс-релиз и видеоинтервью руководителя управления здравоохранения ВКО Илияса Мухамеджана о ситуации с коронавирусом.   Ранее, ночью 20 февраля,  эта информация была размещена на странице управления здравоохранения в Facebook, но не получила широкого распространения.  Главный врач ВКО сообщил, что заболевших на территории области нет. По распоряжению главного санитарного врача РК по всему Казахстану разворачивается сеть карантинных отделений, где будут находиться в течение двух недель все, кто прибывает в РК из Китая, если у них не обнаружено симптомов заболевания. Сейчас (на 24.02) в таких отделениях ВКО находятся 15 человек, 11 из них граждане РК, 4 – граждане КНР, прибывшие к нам транзитом. Если же есть симптомы, человека сразу будут отправлять в инфекционную больницу.

 Это интервью запоздало на несколько дней. Появись оно раньше, возможно, и не было бы волнений в приграничных районах области. Кстати, и вновь власти дают неполную информацию. По мессенджерам рассылают фото приказа облаздрава об открытии обсервационных стационаров, боксов и провизорных коек в инфекционных отделениях ряда медицинских учреждений Усть-Каменогорска и Семея. Но по этому поводу никаких официальных комментариев нет. Наверное, было бы правильным официально назвать все лечебные учреждения, где будут размещаться на карантин прибывающие из Китая, и больные, если таковые, не дай Бог, вдруг обнаружатся. Народ вправе также знать, где разместили упомянутых 15 человек. Но нет такой информации, снова тишина. Похоже, власти боятся, что эти больницы пойдут камнями забрасывать, как на Украине?

  Наши власти давно не только в положении «спящих», но и вечно опаздывающих. Так было и раньше, а особенно это видно с появлением социальных сетей. Соцсети для власти играют двоякую роль. С одной стороны – народ плотно подсел на этот «интернет-наркотик». Люди часами просматривают сети, что-то пишут, выставляют видео, фото, находят друзей, словом, появилась самая настоящая параллельная виртуальная жизнь. Это уже зависимость, и иногда даже диагноз. Соцсети хорошо отвлекают народ, да и создают отличную иллюзию собственного участия в политике, собственной значимости. Весь гнев  уходит в комментарии. Написал комментарий – и на душе легче стало, вроде бы поступок совершил, поругал власть.

 С другой стороны соцсети стали мощным мобилизующим фактором.  Стоит появиться какому-нибудь эмоциональному призыву, вроде «Наших бьют!», или «Нас здесь заразят коронавирусом!», и сотни людей могут на этот призыв в короткое время откликнуться. Увлечение соцсетями не способствует пониманию целостной картины мира, нескончаемый поток информации создаёт только кашу в голове, полный хаос. А с таким мышлением очень легко поддаться на призывы «вождя» или на устрашающую картину наступающего апокалипсиса. Ведь тот же беглый казахстанский  олигарх, сидящий в Париже, регулярно призывает выходить на митинги, и народ выходит, пусть не в таком массовом количестве, но выходит. Соцсети становятся серьёзной проблемой для власти. Уже есть пример -  «арабская весна», свергнувшая, казалось бессменных правителей, в ряде арабских стран, началась с призывов в соцсетях. Министр информации и общественного развития РК Даурен Абаев даже предложил учить медийной грамотности, начиная со школьной скамьи. Чтобы люди могли отличать ложную новость от истинной. Но, думается, введением ещё одного школьного предмета «Медийная грамотность» в данном случае не поможешь. Можно сделать проще – учить общей грамотности, о чём, к сожалению, в нынешних школах позабыли. Если человек грамотный, обладает фундаментальными знаниями, то он сможет отличить ложное от истинного.

 И ещё одно наблюдение в связи с ситуацией по коронавирусу. Всё чаще можно видеть проявление регионального эгоизма. Вот в Зайсане и в Акжаре население запротестовало против нахождения в местных больницах лиц, прибывающих из Китая. И власти уступили их требованиям. В этих ближайших к КНР районах карантинных отделений не будет. В Зайсане попутно решили вопрос о китайских рабочих, их по требованию жителей отправят домой до стабилизации ситуации с болезнью, хотя они и приехали задолго до распространения инфекции. Сразу в 2 раза увеличат и средства на газификацию районного центра. Если пару недель назад аким ВКО пообещал выделить 50 млн. тенге для подключения к газу тех улиц Зайсана, куда голубое топливо ещё не дошло, то на стихийном митинге глава области назвал уже цифру в 100 млн. Все эти требования правильные, и народ может и должен выражать свои пожелания. Но, если во всех районах и городах жители выступят против карантинных отделений, то, куда тогда девать людей, приезжающих из Поднебесной?! Ведь карантин – это хорошая гарантия того, что вирус, если он есть, будет выявлен и не распространится дальше. Не будет карантина, и ситуация станет неуправляемой, вирус может оказаться в любом месте. А если все будут кричать «Только не у нас!», что тогда делать? Пока не слышно о протестах в тех местах, о которых заявил аким области, в посёлке Грехово или Выдрихе, в Усть-Каменогорске или Семее. И, наверное, никаких протестов здесь и не будет. Ведь речь идёт о задаче государственной важности. Региональный эгоизм – очень опасное явление. С ним можно очень далеко зайти. Это тоже задачка, которую нужно решить властям. Если они захотят её решать, а не впадут в очередную спячку.

 

                              Денис Данилевский

Фото из Интернета и социальных сетей, страницы Д. Ахметова в Facebook и пресс-службы акима ВКО