Снежные вихри Умыша и Байбуры

Газета "Flash!"

Путешествие по Восточному Казахстану протяжённостью в 1100 километров

Велик и необъятен Восточный Казахстан. Даже крупное европейское государство позавидует масштабам территории всего лишь одной области. Особенно хорошо эти масштабы чувствуются в дороге.

Оказалось, что в поездке по нескольким районам области можно даже побывать в разных временах года! Из Усть-Каменогорска мы выехали 10 февраля после обеда. В городе было 5-7 градусов тепла, слякоть, лужи. Уже за селом Мамай Батыр картина стала меняться, пошёл снег, подул ветер, мы въехали из весны снова в зиму.

Дальше зимний пейзаж рисовался всё более яркими красками. Ну, а на подходе к перевалу Умыш завихрила метель. Резко мы оказались в плотной пелене снега. Видимость упала до нуля. Впереди, в нескольких метрах, ехала машина. Вот на это едва виднеющееся тёмное пятнышко мы и ориентировались. Щётки еле успевали счищать снег со стёкол. Идущий впереди автомобиль явно двинулся не в ту сторону, сбился с дороги, уткнулся в сугроб. Мы объезжаем его, смотрим, что помощи вроде не просит. Наверное, водитель решил, что лучше ехать сзади. С черепашьей скоростью продвигаемся в снежной мгле. Водитель говорит, что протяжённость Умыша – 16 километров. Сколько мы ехали в белой пелене – трудно сказать. Мне вспомнилась пушкинская «Метель». Но там действие происходит на равнине. А здесь с одной стороны горы, с другой – обрыв. И лишь высокие сугробы по обочинам, надвинутые грейдером, дают хоть какое-то чувство безопасности. В худшем случае зароешься в этот сугроб, и в обрыв не улетишь.

Всё кончается, и Умыш остался позади. Останавливаемся на передышку после такого стресса. А здесь настоящая новогодняя картина. Всё сияет от снега, ёлочки, сугробы в рост человека… Трудно поверить, что лишь полтора-два часа назад мы были в раскисшем городе. Прямо как в песне: «Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима…».

Проезжаем село Самарское, и вскоре оказываемся на ледовой переправе через Бухтарминское водохранилище. Честно говоря, были некоторые опасения. Выдержит ли лёд, ведь несколько дней подряд температура повышалась до +5 и даже 10 градусов днём. Да, в некоторых местах едем по водяным разводам, машину елозит. Но в целом никаких признаков таяния льда не видно. На льду сидят рыбаки. На большой скорости преодолеваем переправу и оказываемся в Курчумском районе.

В райцентре Курчуме я не был с 2000 года. Прежде всего, замечаю перемены в многоэтажках. Из окон не торчат печные трубы. Из котельной идёт дым, значит, восстановили центральное отопление. Это достижение. Но в основном жилой фонд в Курчуме одноэтажный, посёлок очень протяжённый. Как добираются люди, у которых нет машин? Вряд ли здесь есть автобусное сообщение.

После выезда из Курчума пейзаж снова начинает меняться, причём радикально. Из снежной зимы мы переносимся в весну, картина напоминает начало апреля. Лишь кое-где маленькие островки снега. Такое впечатление, что вот-вот зазеленеет травка. «Час назад можно было новый год праздновать, а сейчас – идти цветы искать», - делимся впечатлениями.

А ещё впечатляет полная безжизненность. Ни одного населённого пункта, ни людей, ни животных, ни встречных машин… Пустота. А что можно увидеть, кроме пустоты, если на территории в 23,2 тыс. кв. км проживает всего 27 938 человек (данные на 2020 г. – сайт районного акимата). Получается плотность населения – 1,2 человека на квадратный километр! Для сравнения: в Израиле на территории в 14 тыс. кв. км проживает 8 млн. человек. А в 1985 году на территории двух районов – Маркакольского и Курчумского, объединённых в 1997 году в один, проживало 56, 4 тыс. человек. Население за 35 лет сократилось более чем в 2 раза! Вот он, результат рыночных реформ!

Наконец, слева показываются огни. Запахло жилым. От села Каратогай поворот направо. Здесь снова пошёл снег, подул ветер. Похоже, весну мы проехали, и снова возвращаемся в

зиму. Через некоторое время переезжаем мост через Чёрный Иртыш. Я ожидал более широкую реку, но мост весьма скромный. Сразу за мостом грозная табличка – пограничная зона. Но никаких признаков этой зоны не видно. Доезжаем до развилки, и водитель останавливается в растерянности – в каком направлении Зайсан? Рядом заправка, едем туда. Оказывается – на восток – уже Китай, а на запад – Зайсан. В обе стороны расстояние практически одинаковое. Уже позже выяснится забавный случай. На заправке у нашего водителя сработал роуминг. Он ответил на входящий звонок, и у него списалось 1000 тенге. Похоже, телефон по ошибке подумал, что его владелец уже за границей, в Китае!

В Зайсане светло, несмотря на вечер, горят фонари уличного освещения. На центральной площади сияет иллюминация, видимо, ещё новогодняя. Но на улицах – ни единого человека. Гостиница «Зайсан» оказалась более комфортабельной, чем я представлял. Просторный номер, с телевизором, туалетом и даже душем (горячая вода через нагреватель), умывальником. Вполне прилично для райцентра. Правда, такие удобства только в номерах. Для всех остальных – туалет на улице, традиционный одноочковый, скованный льдом. Двухместный номер стоит 2200 тенге. Разговариваем с администратором. Закрытие границы с Китаем в связи со вспышкой коронавируса серьёзно ударило и по гостиничному бизнесу, и в целом по экономике района. Гостиница пустая, хотя, по словам администратора, обычно посетителей полно. Положение приграничного, транзитного города очень помогает Зайсану.

В гостиничном кафе звучит музыка. Наверное, какая-то гулянка, - думаем мы. Но оказалось, что это сами девчата танцуют от скуки. Цены по городским понятиям смешные. На четверых можно прилично поужинать на 4000 тенге.

Гостиница отапливается газом. Зайсан стал первым городом в ВКО, перешедшим на полную газификацию, причём, от природного газа. Недалеко газовое месторождение. В районном акимате вообще очень жарко – отопление тоже газовое. В городе совершенно не видно дымящих труб, вдоль улиц на эстакаде проложена нитка газопровода с ответвлениями к каждому дому. Газифицированы и многие сёла района.

- Газ – это очень выгодно, - рассказали в районном акимате. – Кубометр стоит 11 тенге, дешевле, чем в Атырау. У нас 95% сёл имеют центральный водопровод. У сельчан туалеты в домах, водопровод, ванна, газ, все условия.

На недавней отчётной встрече акима района Серика Актанова с населением, глава области Даниал Ахметов сообщил, что на дальнейшую газификацию района будет выделено 50 млн. тенге, к газу подключат ещё несколько сёл.

На выезде из Зайсана подул сильный ветер, пошёл снег. Через несколько километров разыгралась низовая метель. Картина странная. Чистое голубое небо, а позёмка закрывает видимость, сбивает с ног.

Следующий пункт путешествия – село Акжар, бывший райцентр Тарбагатайского района. Село не оставляет впечатления депрессивного. Есть почта, объекты бытового обслуживания, СТО, кафе. Но не видно каких-либо предприятий, крупных ферм, скопления сельхозтехники. Одно из градообразующих учреждений – Тарбагатайский центр оказания специальных социальных услуг. Здесь работают 55 человек. Здание 1977 года постройки, но выглядит вполне прилично как снаружи, так и внутри. Ремонт начался с крыши. На смену плоской кровле с рубероидным покрытием пришла покатая крыша с шифером. Значительно улучшилось финансирование, питание. Есть вопросы со статусом учреждения. Центр финансируется и обеспечивается как полустационар, а по сути это круглосуточный стационар, ведь здесь оказывают и медицинскую помощь.

Аксуат – центр Тарбагатайского района встретил нас лёгким морозцем. Как рассказали жители села, мороз здесь может стоять долго, а ветра почти нет. Посёлок расположен в самой низине Зайсанской котловины. Как и в Акжаре, здесь нет предприятий. Говорят, что работал мясокомбинат, но сейчас бездействует. В основном – мелкий бизнес: пекарня,

СТО, кафе, парикмахерские, ремонт бытовой техники, магазины. Жители занимаются, главным образом, животноводством.

Все райцентры, встретившиеся по пути, похожи, как две капли воды. Лишь Зайсан выделяется ниткой газопровода. А так – всё одинаково. Обязательно на центральной площади макет Байтерека и какой-нибудь памятник, площадь обрамляют 2-3 этажные здания госучреждений, акимата, прокуратуры, суда. В Тарбагатайском акимате не так жарко, как в Зайсане, в актовом зале даже калориферы на стенах для дополнительного подогрева. Здание отапливается котельной.

За Аксуатом проезжаем пару сёл с несколькими десятками домов. Никакого движения в сёлах не наблюдается. Вблизи дороги пасутся с десяток лошадей и коров, выискивая корм под снегом. Это, видимо, и есть вся живность. Народ явно выживает за счёт натурального хозяйства. И Зайсанский, и Тарбагатайский районы – дотационные. Впрочем, как и остальные регионы области. Сами себя они обеспечить не могут, поэтому необходима поддержка из областного бюджета. В Зайсанском районе помогает приграничное положение, транзит из Китая и в Китай, да месторождение газа. В Тарбагатайском нет и этого. Район живёт за счёт рыболовства и животноводства, но это мелкотоварное, или вообще натуральное, личное подсобное хозяйство. Стабильный доход имеют госслужащие и остальные бюджетники, пенсионеры и получатели государственных пособий. Кое-какой доход есть у работников малого бизнеса.

Помнится, один из областных акимов давал задание главам районов – в кратчайшие сроки или максимально снизить дотации, или вообще выйти на самообеспечение. Задача явно утопическая для нынешнего времени. Чтобы выйти на самообеспечение, нужно строить производства, заводы, фабрики, крупные фермы, переходить к крупному товарному животноводству, земледелию, овощеводству, развивать переработку. А кто это будет делать? Предприниматели могут осилить только мелкий бизнес в сфере услуг, общественного питания. Для открытия крупного производства нужны многолетние кредиты, а в нынешних условиях это практически невозможно, а если и возможно, то кабала и риск. В прошлом году крестьянские хозяйства кое-как, лишь в конце года получили субсидии. В итоге – то, что успешно работало в советское время, было приватизировано, и, по большей части, разрушено, распродано. А новые производства так и не появились. Ни об одном новом, открытом в 2019 году производстве, не сообщил в своём отчёте аким Зайсанского района Серик Актанов. Зато аким области Даниал Ахметов заверил, что «средства на развитие Зайсанского района будут выделяться, сколько потребуется». Ключевое слово «выделяться», значит, из областного бюджета.

Из тезисов отчёта акима Тарбагатайского района Серикказы Садвакасова: «Собственные доходы района составляют 900 млн. тенге. В 2019 году введены в эксплуатацию 8 торговых магазинов, 2 предприятия общественного питания, 3 мини-пекарни. В целом в сфере предпринимательства создано 34 рабочих места». Выходит на 13 новых объектов предпринимательства 34 рабочих места, менее трёх на 1 объект! Получается, что экономика держится за счёт дотаций и субвенций из областного бюджета. За счёт бюджета живут госслужащие, сотрудники госучреждений, пенсионеры, получатели пособий. Из бюджета выделяются субсидии сельхозпроизводителям. Практически вся экономика – за счёт бюджета. А откуда формируется бюджет? Областной бюджет ВКО в основном пополняют гиганты цветной металлургии Усть-Каменогорска, Риддера, Алтая («Казцинк» и ТМК), подразделения «Казахмыса», Бакырчикское горнодобывающее предприятие компании «Полиметалл», атомной промышленности (УМЗ), крупным налогоплательщиком стал холдинг «Бипэк Авто – Азия Авто». Чуть качнись в сторону снижения мировые цены на цветные металлы, или стоимость автомобилей, и залихорадит бюджет. Да и сейчас бюджета на всех в сельских районах не хватает. Поэтому и пустеют районы, ликвидируются сёла, снижается население, народ перебирается в областной центр или Семей.

Какая-то безнадёжность получается с такой структурой экономики. И ведь так продолжается годами, десятилетиями! И сколько ещё будет продолжаться? Дальше что? Пока нет ответа.

Вот такие невесёлые мысли навевает безжизненный пейзаж. По дороге на Кокпекты – картина как в Арктике. Торосы смёрзшегося снега и полное белое безмолвие. Не хватает только белых медведей. Десятки километров пустоты.

Так в снежной пустыне доезжаем до Кокпекты. Райцентр отличается тем, что на каждую улицу имеется красочный въезд с воротами, украшенными цветной иллюминацией. Вечером всё это выглядит красиво.

Между тем мороз крепнет. А на выезде из Кокпекты на Калбатау нас ждёт неприятный сюрприз. Дорога закрыта. Метель. Метёт на ещё одном знаменитом перевале Восточного Казахстана – Байбура. Кроме этого, как сообщили водители скопившихся машин, сломался шнекоротор. Всего на Байбуре вечером 11 февраля застряли 54 автомобиля, как сообщил департамент по ЧС ВКО. Но в тот момент мы этого не знали, как и не знали, что делать – ждать открытия дороги, ехать ночевать в гостинице, или искать другие пути домой. Водители сказали, что гостиницы уже наверняка заполнены, и районные власти готовят вариант ночёвки всех застрявших в Кокпекты в местной школе.

Перспектива ночевать в школе особенно не вдохновляла. Полицейские, перегородившие УАЗиком выезд из Кокпекты, сказали, что до утра дорога точно будет закрыта. Это была плохая новость. А вот хорошая – открыта дорога на Самарское. Побыстрее укрывшись от пронизывающего ветра в машине, решаем ехать в Самарское. Может быть, там дорога открыта. А если и закрыта, то всё ближе к дому.

От Кокпекты до Самарского – 90 километров. Кстати, все дороги, по которым мы проехали за эти два дня, оказались в удовлетворительном состоянии. Я ожидал гораздо более худшего. Но нет даже намёков придорожного сервиса, о планах развития которого так твердят власти. Лишь где-то ближе к Самарскому со стороны города есть какое-то кафе, с надписью «Мы открылись», но заведение закрыто. По всему остальному пути – ничего. А ведь в Кокпектинском и Тарбагатайском районах проходит трасса «Омск-Майкапчагай», поток машин в Китай и обратно – немалый. Так что по нужде нужно ходить в посёлках. Если припёрло в дороге, то только, в прямом смысле, «до ветру». Потому что даже кустиков в этих местах нет.

Теперь о кустиках. По дороге в Самарское мы иногда попадали в метель. Мело в тех местах, где не было лесонасаждений. Старые дорожники говорят, что сейчас совсем перестали высаживать лесозащитные полосы. А ведь это лучший способ защиты от снежных заносов. И даже снегозащитных щитов мы нигде не увидели. Что мешает расставить такие щиты в самых переметаемых местах? Не хочется деньги тратить?

Вот и Самарское. Едем к выезду из села, но уже издалека видно скопление машин. Дорога и здесь закрыта. На Умыше бушует метель, и расчистить трассу смогут лишь с утра. Мы запёрты с двух сторон, и ночевать придётся в Самарском.

Да, в этот день, 11 февраля Умыш и Байбура словно бы проводили соревнование, или, как сейчас модно называть, баттл – где больше метёт. «11.02 на автодороге областного значения «Усть-Каменогорск - Самарское» в переметы попали 15 легковых автомобилей, в которых находилось 70 человек», - такое сообщение о ситуации на Умыше распространил ДЧС ВКО.

К сожалению, как рассказывают ветераны автодорожной отрасли, оперативной расчистке дорог мешает разобщённость дорожных компаний. Расчистку ведёт только фирма, выигравшая тендер. Раньше, в советское время, привлекались все имеющиеся силы. Можно так же привлекать и сейчас, но тогда победитель тендера должен платить субподрядчикам. А делиться, видимо, не очень хочется. Работают своими силами, люди и техника на пределе. Всю имеющуюся технику привлекают, когда объявляется ЧС природного характера. Но, к сожалению, потом возникают сложности с оплатой. В том же Кокпектинском районе акимат просто «кинул» две автодорожные компании на десятки

миллионов тенге и подвёл к грани банкротства. А ведь они в метель и мороз расчищали дороги, без всякого договора, чтобы была связь с «Большой землёй»! Сколько сил и нервов пришлось потратить, чтобы вернуть деньги!

Утро в Самарском встретило нас чудесной зимней погодой. Мороз 18 градусов, солнечно, занесённое снегом село… Дорогу открыли только в 10 часов, и к полудню мы уже подъезжали к Усть-Каменогорску. В Таинтах остановились, ещё раз полюбовались зимним пейзажем. Когда ещё доведётся увидеть такую красоту! Когда впереди показались родные трубы, и город в пелене смога, взглянули на спидометр. В общей сложности за двое суток мы проехали 1 100 км. И это только небольшая часть нашей области. Судьба подарила Казахстану необъятные земли. Ещё бы этим землям рачительного хозяина!

 

Денис Данилевский

Усть-Каменогорск – Зайсан – Акжар – Аксуат – Кокпекты – Самарское – Усть-Каменогорск

Фото 1 Видимость на перевале Умыш

Фото 2 В Курчумском районе пейзаж похож на весенний

Фото 3 Нитка газопровода в Зайсане

Фото 4 Площадь в Аксуате

Фото 5 Дорога из Кокпекты в Калбатау закрыта