Вместо реабилитации – экскурсия на ядерный полигон!

Газета "Flash!"

Заместитель руководителя управления здравоохранения ВКО по Семейскому региону Гульнар Шарипова полагает, что хорошей мерой для реабилитации пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне станет … экскурсия на полигон! Об этом она заявляет совершенно официально!

Шокирующий ответ на письмо движения «Поколение»

 В конце апреля прошлого года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев побывал в городе Семей. В ходе встречи с общественностью города Касым-Жомарт Токаев призвал вывести на должный уровень поддержку граждан, пострадавших от испытаний на Семипалатинском полигоне. Как было сказано в выступлении, в настоящее время проводится специальное исследование по оценке эффективности принятых ранее мер по защите и реабилитации пострадавшего  населения. Президент считает важным повысить уровень реабилитационных услуг для этой категории  граждан. В этой связи глава государства   дал поручение в кратчайшие сроки завершить строительство Центра ядерной медицины.

 Прошло время, и поскольку видимых результатов по выполнению поручения Президента пока не видно, активисты общественного объединения Движение социальной и правовой защиты населения «Поколение» г. Семей обратились к акиму области Даниалу Ахметову. В письме они напомнили, что до конца 2019 г. НИИ радиационной медицины и экологии должен был выработать предложения по совершенствованию реабилитации пострадавшего населения. «Хотелось именно от Вас, как акима области, узнать, что уже сделано и какие предложения ушли в правительство РК. Этот вопрос для нас очень важен, мы ждём его решения долгие годы» - говорится в письме движения «Поколение».

  Накануне нового года «поколенцы» получили ответ за подписью заместителя руководителя областного управления здравоохранения Г. Шариповой.  

- Ответ просто шокировал нас! – говорит председатель движения «Поколение» г. Семей Ольга Петровская.

  Действительно, от такого ответа кроме шока ничего и не испытаешь. Чиновница сообщает, что «администрацией НАО «НИИ радиационной медицины и экологии» представлены предложения по медико-социальной реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию в результате деятельности СИЯП». И на первом, важнейшем месте, такое мероприятие, как экотуризм!

 Далее подробно разъясняется, что такое экологический туризм. «В качестве примера успешного экологического туризма, приносящего финансовый доход государству, можно привести такие туристические объекты как туризм в зону отчуждения Чернобыльской АЭС, а также туристические маршруты в город Хиросиму».

«На примере мирового опыта борьбы с радиофобией посредством легализации посещения объектов, связанных с ядерными катастрофами, нам представляется необходимым всерьёз заняться популяризацией и развитием туристического маршрута на СИЯП. Отсутствие объективных современных данных о радиоэкологическом состоянии территорий, которые подверглись воздействию деятельности Семипалатинского ядерного полигона, создаёт предпосылки для формирования радиофобии и радиотревожности среди населения, проживающего на данных территориях. Администрация ВКО предпринимает немало усилий, чтобы привлечь внимание туристов к Семипалатинскому полигону, как к объекту технотуризма, но нуждается в государственной поддержке», - рассуждает далее заместитель главного врача области.  

 

Итак, половину ответа занимают рассуждения об экотуризме. Второй раздел – санаторно-курортное лечение и оздоровление. Вот это уже вроде бы ближе к теме. Но напрасно учащённо забились сердца «поколенцев», напрасно они взволновались и с нетерпением вчитывались в строчки официального ответа. Медицинские чиновники, впрочем, как и все остальные чиновники нашей страны, в очередной раз показали своё высокое искусство составлять отписки в ответ на жизненно важные просьбы граждан! Но эта отписка – просто высший пилотаж! Сначала даётся пояснение – что же такое санаторно-курортное лечение. Затем приводятся данные исследований о благотворном влиянии курортов и санаториев на лечение хронических заболеваний и реабилитацию. Далее подробно поясняется, какой медицинский, социальный и экономический эффект достигается от санаторно-курортного лечения. Приводится даже такой экономический эффект, как повышение производительности труда на 10-15%.

 На этом полёт мысли чиновников не завершается. На третьей странице подробно сообщается, сколько в Казахстане насчитывается санаториев, профилакториев и т.д. Сколько в этих учреждениях работает врачей, в том числе – женщин, сколько – среднего медицинского персонала, в том числе – женщин. Сколько насчитывается санаторных коек, в том числе – коек для детей. Приводится численность пролечившихся и отдохнувших за год, в том числе – женщин.

«Доступность, социальная гарантированность наиболее уязвимым слоям населения, плановость, высокая эффективность и использование природных лечебных факторов являются важнейшими принципами организации санаторно-курортной помощи в республике» - сообщается в ответе.

 И в завершение перечисляются наиболее популярные санатории ВКО с указанием болезней, которые можно в них пролечить.

 Ответ готовили два сотрудника облздрава – А. Тулеуханова и Т. Мулдагалиев. И это понятно, столь фундаментальный труд не под силу одному человеку. Видимо, один из них написал раздел по экотуризму, а второй – по санаториям и курортам.

 Так, а что же с реабилитацией пострадавших от ядерных испытаний? Судя по ответу, кроме экскурсий на ядерный полигон, им пока больше ничего не предложили. Видимо, задумка такова: съездит человек на полигон, посмотрит, что ничего страшного нет, избавится от радиофобии, да и выздоровеет!

 А если серьёзно – неужели вот так выполняется поручение Президента? Люди воодушевились после его выступления в Семее, появилась надежда, что вопрос всё-таки начнёт решаться, а в ответ такая, на мой взгляд, издевательская отписка? Неужели об экологическом туризме будут докладывать аким области или министр здравоохранения, если глава государства потребует отчёта об исполнении своего поручения?

 

                                         О полигоне лучше позабыть?

 А вообще, если проследить, как менялась риторика по проблеме ядерного полигона, то можно сделать вывод, что делается всё, чтобы эту проблему заболтать и постепенно о ней забыть. В период развала Советского Союза разговоры о полигоне не сходили с телеэкранов и страниц газет. На лозунгах против полигона, о жутких последствиях ядерных испытаний, многие сделали политическую карьеру, были созданы различные общественные объединения, получившие, судя по всему, финансирование. В создании образа СССР, как «страшного тоталитарного государства», тема полигона сыграла очень важную роль. На этом фоне радостным известием стал принятый  18 декабря 1992 года Закон «О социальной реабилитации граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне». Там предусматривался целый комплекс мер. Самая важная  из них – это выход на пенсию для женщин в 50 лет (при стаже работы 20 лет), для мужчин – в 55 лет (при стаже работы в 25 лет). Кроме единовременной выплаты пострадавшим предусматривались и ежемесячные доплаты к пенсиям и зарплате за счёт бюджета и ежегодный оплачиваемый отпуск. Финансирование здравоохранения в пострадавших регионах должно было быть в 1,5 раза выше среднереспубликанского уровня. И ряд других важнейших льгот, в том числе – и увеличенный стаж при начислении пенсии, и первоочередное оздоровление на курортах и в санаториях и т.д.

 Но прошло всего несколько лет, и закон существенно обрезали. Самое главное – с 1 января 1998 года отменили выход на пенсию в 50 и 55 лет. Теперь пострадавшие уходят на пенсию по общим основаниях (63 года – мужчины и 59,5 лет (в 2020 году) – женщины).  Доплаты пенсионерам сняли. Оставили лишь тем, кто вышел на пенсию до 1 января 1998 года, и продолжает проживать в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, а таковых уже практически нет в живых.  Доплаты работающим и предоставление дополнительного отпуска переложили на работодателей. За счёт бюджета доплаты и отпуск получают лишь госслужащие. Для остальных эти льготы стали фикцией. В частных предприятиях, как правило, доплату включают в общую сумму зарплаты, а отпуск якобы проходит в новогодние каникулы. А почему частное предприятие должно брать на себя обязательства государства? Предприниматели ВКО и других областей, попадающих в зону воздействия полигона, уже давно ставят вопрос об отмене этого пункта или выделения бюджетных средств на эти льготы.  О медицинском обслуживании в нынешней редакции закона лишь общие фразы.

 Чтобы пройти комплексное медицинское обследование, нужно быть включенным в государственный регистр пострадавших. Если ранее пострадавшими считались все, кто проживал на территориях, подвергшихся воздействию испытаний, то теперь право на особое медицинское обслуживание имеют лишь состоящие в регистре. Т.е. для каждого должна быть рассчитана персональная доза облучения. И лишь если эта доза превышает допустимый уровень, тогда человек считается пострадавшим. Работа над составлением регистра длится годами, для этой цели даже не выделено государственное финансирование. По имеющимся данным, в регистр пока включено 144 тыс. человек.

 Изменился подход и к территории полигона. Сейчас говорят о том, что земли полигона должны быть возвращены в хозяйственный оборот. За исключением тех земель, где радиационный фон превышает, и ещё долго будет превышать допустимую норму. Значит, на землях бывшего полигона можно будет вести хозяйственную деятельность, добывать полезные ископаемые, и даже заниматься сельским хозяйством. Впрочем, добыча ископаемых там идёт уже давно. Например, с 1992 года добывается уголь на месторождении Каражыра, в том месте, где было проведено более 130 подземных ядерных взрывов. Этим углём пользуются практически все ТЭЦ и котельные ВКО, а также частный сектор. Исследования Национального ядерного центра показывают, что радиоактивность угля в пределах нормы.

 Теперь вот говорят, что вообще нужно преодолевать радиофобию и знать объективные данные о современном состоянии на полигоне. Похоже, тема полигона сделала своё дело в период развала бывшей социалистической державы и укрепления нового строя и новой власти. А теперь эту тему спускают на тормозах. Земли полигона влекут своими перспективами получения хорошей прибыли (посчитайте примерную валовую  выручку с того же угольного месторождения, если в год добывается и реализуется более 5 млрд. тонн угля). А если раздувать вопрос о пострадавших, то это создаст негативный фон, да и средства в бюджете нужно выделять для реабилитации этих пострадавших. Поэтому кроме разговоров, круглых столов, семинаров ничего не происходит, и не меняется. Между тем, на забвение темы полигона играет время. Сегодня она интересует, главным образом, тех, кому уже как минимум за 50. Даже те, кому сейчас за 40, в 1991 году, когда полигон закрыли, и народ испытывал эйфорию от принятия льгот для пострадавших, были в 10-летнем возрасте. Поэтому для них это уже история. Хотя и вопрос о заболеваемости последующих поколений так и не изучен. Но для 30-40 –летних, не говоря уже о тех, кто ещё моложе, полигонные проблемы явно не являются первоочередными. У них есть более важные темы.  Пройдёт ещё немного времени, и этот вопрос вообще исчезнет из общественной повестки. Видимо, на это и делается расчёт.

 А пока, может быть, действительно воспользоваться советом облздрава, и съездить на экскурсию по территории полигона? Те, у кого есть полигонные удостоверения, могут требовать бесплатной экскурсии!

 

              Денис Данилевский