После Кордая. Что будет дальше?

Газета "Flash!"

Этот вопрос, наверное, больше всего волнует казахстанцев. Действительно, что же будет дальше после трагических событий в Кордайском районе Жамбылской области. Ждёт ли Казахстан участь тех стран, которые оказались ввергнуты в пучину межнациональных столкновений и хаоса?

 События в Кордайском районе выявили страшную картину нашей действительности, которую всячески ретушировали  парадными отчётами и красивыми репортажами в официальных СМИ.

 Прежде всего, это нарастающие социальные и экономические проблемы: безработица, бедность, социальная несправедливость и расслоение, и, как следствие, рост недовольства,  агрессивности.    Отчаявшиеся люди легко откликаются на простые объяснения такого положения – виновата не система, а, как в данном случае, люди другой национальности. Вот не будет людей другой национальности, и всё станет хорошо, и реки молочные потекут, с кисельными берегами.

 В такой ситуации, когда дело подходит к точке кипения, действительно любой бытовой конфликт может перерасти в столкновения. Масштаб столкновений может быть разным. Ведь нужно признать, что такие очаги, где потенциально могут возникнуть социальные или межнациональные конфликты, внимательно контролируются как внешними силами, так и местной элитой. Как-то в Усть-Каменогорске мне довелось встречаться с представителями различных зарубежных правозащитных и гуманитарных организаций. В разговоре они настойчиво пытались выяснить, какова же межнациональная ситуация в ВКО, причём вопросы были таковы, что создавалось впечатление, что они сами живут здесь. Т.е., ситуацией они владеют профессионально, и вполне возможно, что под обличьем правозащитников скрываются  сотрудники спецслужб. Прощаясь, я спросил, куда же они поедут после ВКО? «В Алматинскую область», - ответили правозащитники. «Почему именно в Алматинскую?». «А там живут уйгуры», - откровенно проинформировали гости. Получается, что они объезжали именно точки, где есть потенциальные очаги межнациональной напряженности. Районы со стопроцентным казахским населением их не интересуют. Разжигание межнационального конфликта может быть выгодно разным политическим силам. Такой конфликт отвлекает народ от насущных социально-экономических и политических вопросов, вносит раздор между национальностями и ещё более затрудняет объединение трудящихся в борьбе за свои права. Подобные трагические события поселяют страх и неуверенность, а людьми, которые живут в состоянии страха, легче управлять.

 На волне хаоса и нестабильности представители той части элиты, которые не имеют доступа к рычагам власти, могут этой властью завладеть. Власть в сегодняшних условиях – это, зачастую, не служение народу, не эффективный менеджмент, а самый выгодный капитал.

 Наконец, на волне беспорядков внешние силы могут либо  руками своих ставленников вообще развалить страну, либо полностью поставить под внешнее управление. Таких примеров уже немало и на постсоветском пространстве, и в других регионах мира.

 Кому был выгоден конфликт в Кордайском районе? Сказать сложно. Говорят, что разрастанию бытового конфликта в погромы, поджоги и убийства способствовали рассылаемые через соцсети и мессенджеры фото и видео, призывы. Конечно, современные средства коммуникаций позволяют знать, что происходит в любой самой отдалённой точке, и на призыв «наших бьют!» может последовать  довольно быстрый ответ. Но трудно представить, что в мгновение ока толпа вооружилась прутьями, бутылками с зажигательной смесью и прочими орудиями, как сейчас говорят, «летального характера», взяла в руки и огнестрельное  оружие.  Пусть разбирается следствие, но вероятнее всего здесь было сочетание и стихийности, и организованности. Без «организующей и направляющей силы» драка вряд ли смогла бы перерасти в погромы и убийства.

 К сожалению, информация о ходе расследования достаточно скудная. В МВД даже не назвали точное количество задержанных лиц, объяснив это тайной следствия. А какая может быть тайна в цифре задержанных? Если в беспорядках участвовало более 300 человек, то,  сколько из них задержано? Принимаются ли меры к выявлению не только участников массовых беспорядков и конкретной роли каждого из них, но и организаторов этих беспорядков?  Есть ли влияние на эти события со стороны криминала? Ведь это приграничный район, а значит, может быть  и контрабанда, и транзит запрещенных веществ, наркотиков.

Также пока нет внятного объяснения – почему огромная государственная  махина сработала так медленно и так неуклюже? Почему убийства, погромы, поджоги продолжались всю ночь, и у многочисленного силового аппарата не нашлось возможности оперативно вмешаться и остановить трагедию? Если дело, как нам объясняют, в провокационных призывах через соцсети и мессенджеры, то, что помешало отключить мобильную связь и интернет в этом районе?  Ведь уже был пример, когда несколько дней в стране не работали некоторые соцсети. Если налогоплательщик не заплатит 1 тенге налогов, или ошибётся в размере налога, к нему сразу предъявят претензии органы государственных доходов. Но вот почему-то государственные руководители, живущие за счёт налогоплательщиков, не могут ясно и чётко объяснить полные провалы в своей работе!  

 И раньше было ясно, что вся т.н. «внутренняя политика» - это, по сути, имитация работы. Парадные мероприятия, махания флажками, записные активисты, шаблонные «круглые столы», флэш-мобы, танцы и пляски, конференции и форумы с заранее подготовленными речами… Видимость работы и видимость благополучия. Целые институты, министерства, департаменты занимаются изучением вопросов межнационального, межконфессионального и прочего согласия, а где результат работы? НПО получают государственный заказ на работу с молодежью. А в молодёжной среде, оказывается, есть те, кто готов по первому призыву взять в руки оружие и идти громить и убивать.

 А каковы результаты работы системы образования и воспитания? Выросло целое поколение, живущее уже в условиях капитализма. Какие ценности дала им школа, семья? Разве можно нормально воспитать подрастающее поколение, если образование основывается на отрицании и обливании грязью собственной истории? Если в итоге в большую жизнь выходит поколение потребителей, которым в голову вдолбили, что раньше их страна  находилась под «оккупацией» колонизаторов и тоталитарного строя, а коренной народ подвергался лишь угнетению? Разве не будет после такого образования молодой человек нацелен на поиск «врагов» среди потомков «угнетателей» и «колонизаторов», и среди всех других «понаехавших»?

 Зашкаливает и недоверие к органам государственной власти. А откуда ему взяться, доверию? Поэтому такой инцидент, как оскорбление пожилого человека, или конфликт с дорожной полицией не решается в правовом поле, не решается законностью, а решается через самосуд.

 Похоже, власть, целенаправленно формируя из народа толпу покорных и бездумных потребителей, которыми легко управлять, потому что они не думают о политике, и не вникают в причины происходящего, сама себе роет яму. Ведь эта толпа может опрокинуть и саму власть, поддавшись на любой эмоциональный призыв. Круг замыкается и бумеранг возвращается.

 Да, многое обнажили события в Кордайском районе. Но именно обнажили, хотя в принципе, все это было известно и ранее.  Так что же будет дальше? Возможно ли повторение подобных событий?

 Судя по накалу страстей в социальных сетях, можно подумать, что народ просто обуял вирус националистических настроений. Призывы самые разнообразные, вплоть до выселения, депортации компактно проживающих национальных меньшинств. Конечно, непонятно, пишут ли комментаторы свои подлинные мысли, или это провокаторы, выполняющие чей – то заказ. Власти вроде бы заявили, что привлекают и будут привлекать к ответственности тех, кто призывает в соцсетях к межнациональной вражде, сообщили о задержании трёх граждан, распространявших такие призывы. Это правильно, но подобных комментариев десятки и сотни. Конечно, в реальной жизни, а не в виртуальном пространстве, такие настроения, к счастью, пока не получили широкие распространения. На днях мне довелось побывать в отдалённых районах ВКО, и из разговоров с людьми можно понять, что эти события их глубоко встревожили. Народ живёт своей весьма непростой жизнью, опираясь на собственные силы, выживая в основном за счёт натурального хозяйства. Бывают ли в отдалённых сёлах, аулах  такие громкие  радетели за казахский народ, знают ли они, как живут люди, в чём их чаяния и настроения? Зададим простой вопрос -  станут ли они жить лучше, если, к примеру, выселить некоторые национальные меньшинства, или ущемить в правах всех, кто не знает государственного языка, как требуют отдельные национал - патриоты? Или, всё-таки, нужно развивать промышленность, сельское хозяйство, строить предприятия, фермы, жильё, дать возможность работать и получать достойную зарплату, получать достойное образование, в том числе и высшее, преобразовать общество в сторону большей социальной справедливости? Но ведь и этого недостаточно. Социальная справедливость подразумевает не только справедливое распределение национального богатства. Это и возможность талантливым, работоспособным людям выйти на вершины творчества, или вершины государственного управления, раскрыть свои способности, реализовать свои таланты. Это и совершенно другая система власти, система выборности и отчётности, система сильного общественного контроля.  Сейчас много говорят о том, что стоит лишь овладеть казахским языком, и будут открыты все пути-дороги. А разве может простая сельская молодёжь сегодня пробиться хотя бы на районный, городской уровень власти? Много ли среди депутатов представителей простого народа? Мы уже несколько  лет пишем о женщине, которая, получив образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», не может попасть даже на уровень сельского акимата, её просто заваливают на конкурсах. А ведь она казашка из самой глубинки, и знает родной язык в совершенстве. Просто она «не своя», и «не чья-то», вот и не подпускают её даже к самым нижним уровням власти. Изменится ли что-нибудь в этой системе, если вдруг представить, что Казахстан стал не многонациональным, а мононациональным государством?  

 Капитализм порождает национализм, это неизбежно. Капитализм разделяет людей. Разделяет по имущественному, социальному положению, стравливает в конкуренции, в спорах о собственности, разделяет на угнетателей и угнетенных, разделяет по национальностям, родам, кланам, землячествам, капитализм дробит общество до бесконечности с одной целью, чтобы люди не могли объединиться для защиты своих самых насущных интересов. Удержать при такой экономической и политической основе государство и общество в каких-то приемлемых для совместного общежития рамках может только ответственная власть или сильное гражданское общество, общественный договор, или сочетание этих факторов. Пока, к сожалению, у нас нет таких условий. А значит, в любой момент может рвануть в любом месте.  Если не наступят перемены.

 

                                                                                        Денис Данилевский