Отчёт большой, дела мелкие

Газета "Flash!"

3 февраля начались отчёты акима г. Усть-Каменогорска перед населением по итогам работы местных исполнительных органов города за 2019 год и задачах на 2020 год. Отчёты акимов в районах идут уже с конца января, и вот эта кампания добралась до областного центра.

 Президент Токаев как-то сказал, что подобные отчёты проходят формально, нужен новый формат. Но каких-то изменений пока не видно, всё идёт по-прежнему.

 Хотя, нужно признать, что кое-какие перемены, хотя бы микроскопические, но имеются.  Впервые в тезисах главное внимание уделено непосредственной работе акимата: благоустройство, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, социальные вопросы и т.д. Прежде акимы почему-то в свой отчёт включали производственные достижения «Казцинка», УМЗ и других предприятий, хотя никакого отношения к ним не имеют. Теперь этого почти нет. Изменен и график проведения отчётных встреч. Если ранее проходило по 2 встречи в день, в 10-00 и в 15-00, теперь одна встреча в 15-00.

  На этом изменения, пожалуй, и заканчиваются. Тезисы отчёта огромные, они занимают 2 полосы газетного формата А-3, причём, очень мелкого шрифта. Создаётся впечатление громады дел. Но при внимательном прочтении, а это даже для подготовленного читателя – тяжкий труд, приходишь к уже давно сделанному выводу: вся работа городского акимата – это дела сегодняшнего дня. Никакого стратегического плана развития города у местной власти нет, хотя и принята стратегия развития города до 2050 года. Но и сама стратегия – это констатация сегодняшнего положения, переписывание уже имеющихся краткосрочных программ.

 Очень детально городская власть расписывает все свои «достижения». Например, отчитываются, что во дворах на ул. Молдагуловой установлено 45 лавочек и урн. Можно представить, что в советское время председатель горисполкома отчитывался бы за число установленных лавочек? Или где-нибудь в Германии бургомистр отнёс бы к своим успехам лавочки во дворах? Или установку 5 светофоров? Или количество «лежачих полицейских» возле школ? Эти дела должны повседневно выполнять ответственные за это ведомства. А главе города, всё-таки, лучше заниматься вопросами стратегическими. А вот с этим в отчёте туговато.

 Например, развитию промышленности и предпринимательства уделено совсем немного внимания. Говорится, лишь о строительстве автозавода «Азия Авто Казахстан» и элеватора для хранения масличных культур, а также о продолжении проекта по возведению завода по производству тепловыделяющих сборок на УМЗ. Об автозаводе говорится в каждом отчёте, но к этому проекту городские власти не имеют никакого отношения, это частная инициатива, также как и к проекту УМЗ, да и к элеватору. Ещё в индустриальной зоне на КШТ будет строиться завод металлоконструкций. Разве этого достаточно для крупного, по меркам Казахстана, города? Ведь в областной центр стекаются переселенцы из депрессивных, умирающих сёл в надежде найти здесь работу и источник существования. По официальным данным, миграция составила за год 612 человек, но в реальности она гораздо больше. Что с этими людьми, нашли они работу, где живут? А живут они, вероятнее всего, в дачных посёлках. Что делается, чтобы в городе была работа? 10 лет стояла пустой индустриальная зона на КШТ, и сейчас непонятно – будет ли построен этот завод металлоконструкций. Полупустой стоит и зона развития бизнеса в районе Арматурного завода. По-прежнему город живёт за счёт гигантов индустрии: УК металлургического комплекса «Казцинка», УМЗ, ТМК, построенных в 40-60 е годы прошлого века, живёт за счёт советского экономического наследия. Ничего нового за почти 30 лет перехода к рыночным отношениям так и не создано, за исключением автозавода «Азия Авто». Уничтожены за это время десятки предприятий, а взамен не создано ничего.

 С гордостью говорится, что в сфере малого и среднего бизнеса трудятся более 90 тыс. горожан на 29,1 тыс. субъектах МСБ. Выходит в среднем по 3 человека на одном объекте! Разве это предмет гордости?

«Как пример развития МСБ, можно отметить открытие в 2019 г. крупнейшего торгово-развлекательного центра  АДК, ресторана «Хан сарайы», торгового дома «Глобус» и других объектов» - написано в тезисах. Торговые дома, рестораны, развлекательные центры – это, конечно, хорошо. Но ведь для того, чтобы делать покупки, развлекаться, и ходить в рестораны – нужно зарабатывать. А где зарабатывать, если население растёт, а рабочих мест не прибавляется, новых заводов и фабрик нет, а малый бизнес может предоставить работу в лучшем случае продавцом, торговым представителем, официантом или парикмахером? Через различные программы занятости создано в 2019 году 6609 рабочих мест, из них постоянных – 5775, в 2020 году задача – создать 6010 рабочих мест. Но какие это рабочие места, с какой зарплатой, в каких отраслях? Официальных безработных в городе – 1145 человек, а каковы масштабы скрытой безработицы, сколько т.н. самозанятых?

 Посмотрим другие пункты отчёта. Хорошо, что дана структура бюджета. Наибольшие затраты на развитие городской инфраструктуры – 29,7 млрд. тенге (41,6%). На втором месте – образование – 17,1 млрд. тенге (24%). На третьем - строительство жилья и социальных объектов – 13,9 млрд. (19,5%). На социальную защиту населения направляется 2,9 млрд. (4,1%), на прочие расходы – 7,8 млрд. Цифры солидные. Но что они означают? Достаточный ли объём финансирования по образованию? Прекратились ли при такой солидной сумме сборы с родителей? Как показывает более детальная информация о расходах, и эта сумма (в этом разделе почему-то указана другая цифра – 19,5 млрд.) - недостаточная. Ведь на укрепление материально-технической базы школ выделено всего 334,5 млн. тенге. Получается в среднем по 6 млн. на школу. А на ремонт – 331,9 млн. Это мизер.

 А почему при почти 30 млрд. тенге на развитие инфраструктуры города (а это подразумевает и затраты на жилищно-коммунальное хозяйство) возникают проблемы с расчисткой дорог от снега, с вывозом снега? Снег безоговорочно победил городскую власть, которая, то ли борется с ним, то ли имитирует борьбу, ожидая весеннего таяния.

 И почему при столь солидном финансировании городской акимат влезает в долги, берёт кредит у Европейского банка реконструкции и развития на замену ламп уличного освещения? Неужели нет возможности провести эту работу своими силами? Берут кредит у ЕБРР и на модернизацию водоснабжения и канализации на сумму 4,6 млрд. тенге.

 Подробно в отчете рассказывается о мерах по улучшению работы трамваев. Но нет ответа на интересующий всех горожан вопрос –  когда же на линию выйдут все 13 «алматинских трамваев»? Речь идёт только о реставрации старых трамваев. А ведь на линии всего 3 «алматинских» трамвая из 13. Для чего нужно было тратить 180 млн. тенге на их покупку?

 Ничего нет в отчёте об улучшении работы автобусного транспорта. Хотя этим занимаются частные перевозчики, но регулирует их работу, и является заказчиком городской акимат. Будут ли, наконец, выделены субсидии на социально-значимые маршруты и на льготный проезд детей и пенсионеров? Ведь автобусный транспорт на грани коллапса. Власти увязывают выделение субсидий с переходом на электронное билетирование. Хотя по закону субсидии из бюджета должны выделяться без всяких предварительных условий, компенсируя разницу между реальной стоимостью проезда и официально установленной. Но и про электронное билетирование в отчёте сказано как-то невнятно. Говорится лишь о пробном внедрении на трамваях с июня этого года. А когда на автобусах внедрят? Значит, вопрос с субсидиями так и будет висеть в воздухе? А когда, наконец, пройдёт конкурс на обслуживание маршрутов? Узел проблем в городском транспорте закручивается всё туже, но как его власти собираются распутывать – из отчёта непонятно.

       Впервые в отчёт включен большой раздел по экологии. Но здесь власти грешат прежней болезнью – перечисляют то, что сделано предприятиями. А вот о такой проблеме, как строительство нового полигона твёрдых бытовых отходов, или, говоря проще, городской свалки – ни слова. Значит, будет продолжать действовать старая свалка, уже переполненная. Несколько раз на этой свалке возникали пожары, по несколько дней дым с вредными примесями нависал над близлежащими районами, но пока никаких внятных планов по решению мусорной проблемы руководство города не имеет. Много говорится и о необходимости мусороперерабатывающего завода, но реальных дел пока никаких. А ведь в 2018 году прежний аким города и глава области ездили в Лондон изучать опыт по сбору и утилизации мусора в английской столице, вели переговоры с ЕБРР о финансировании строительства такого завода. Но пока, похоже, мусор, как и снег, безоговорочно побеждают власть. Но если снег – явление сезонное, то горы мусора – проблема постоянная, нарастающая, в прямом смысле слова, каждый год. Похоже, эту проблему нынешние власти хотят передать последующим властям, а те также будут тянуть время, чтобы решение принимали уже их последователи, и так до тех пор, пока мусор совсем не накроет город.

 Много цифр приведено по здравоохранению. Но за этими цифрами нет ответа на самые насущные для людей вопросы. Почему уже началась страховая медицина, а попасть на приём к врачу – проблема? Попасть к узкому специалисту или на обследование – нужно ждать не менее недели – двух. Попасть на приём с детьми – ещё сложнее. В итоге всё равно люди идут на платный приём, немногие соглашаются ждать. Получается, что теперь мы платим за медицину четырежды. В виде налогов, страховые взносы от работодателя, с этого года страховые взносы с работника, и ещё и за платный приём! Денег в медицине стало гораздо больше, а вот обслуживание лучше не стало! И какой прок народу от этого обилия цифр? Да, здравоохранение финансируется из областного бюджета, и даже городского отдела здравоохранения нет. Но, например, выделить больше квартир врачам, или сделать какие-то региональные доплаты – это в силах городского акимата.

 Ничего в наступившем году не будет сделано и для решения других масштабных городских проблем. Так необходимый для разгрузки транспортного потока ещё один мост через Иртыш по-прежнему существует лишь в проектах, да и то уже устаревших.

 Не просматривается кардинальное решение жилищной проблемы. 1911 построенных квартир – это очень мало для трёхсоттысячного города. А выдано очередникам лишь 425 арендных квартир. В очереди на получение жилья зарегистрировано более 11 тысяч человек, имеющих на это право.

 Уже набили оскомину отчёты о «мерах по сдерживанию цен». Как всегда, это меморандумы, стабилизационный фонд и ярмарки. Между тем, почему-то ни в городе, ни в области, не действует постановление правительства об установлении предельно-допустимых цен на 19 социально-значимых продовольственных товаров. Такая мера законом предусмотрена, но у нас не применяется. Опять собираются строить оптово- распределительный центр, на ул. Жибек жолы, где можно будет не только хранить продукты, но и продавать их без посредников. А разве не такая же цель была провозглашена при возведении «Fresh Market»? Чтобы сельчане могли продавать свою продукцию без посредников и накруток – так говорили. И что в итоге – это обычный торговый центр с едва ли не самыми высокими ценами в городе!

 Тезисы отчёта можно ещё долго анализировать. Но и этого достаточно. Совсем не таким должен быть, на мой взгляд, отчёт. Главными должны стать не цифры, а ответы на простые вопросы: по каким направлениям жизнь горожан стала лучше, а по каким хуже. И почему. Какие проблемы решены, а какие усугубились. А в нынешнем отчёте за обилием цифр скрывается видимость работы.  К сожалению пока так, и не только в Усть -Каменогорске.

 

                 Денис Данилевский