АППЕНДИКСЫ КАПИТАЛИЗМА

Газета "Flash!"

ЭПИГРАФ: «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. — При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение, впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами». Н.В. Гоголь, портрет помещика Манилова из поэмы «Мертвые души».

 

Аккурат в середине прошлого века (а если быть совсем точным, то в 1955 году) тогдашний первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев познакомился в Крыму с приехавшим на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, как тогда бы сказали в прессе, со «знатным кукурузоводом США» товарищем Росуэллом Гарстом.

При этом данный американский товарищ так увлек первого советского партийца своими рассказами о чудодейственных свойствах кукурузы, что Никита Сергеевич проникся этими американскими народными сказками до такой степени, что махнул затем в США, чтобы на месте проверить, не врет ли американский товарищ!

Приехал и убедился, что кукуруза там растет, действительно, рясная, и дает рекордные урожаи. И вознамерился тогда Никита Сергеевич, как затем это было озвучено идеологическим отделом ЦК КПСС, «Догнать и перегнать Соединенные Штаты Америки по производству мяса, молока и масла на душу населения»! Да, да – за счет той самой кукурузы, которую затем придворные поэты обозвали «королевой полей»!

Итак, под вышеуказанным лозунгом развернулась в СССР небывалая по своим масштабам и размаху кукурузная эпопея, квинтэссенцией которой можно считать такой пришедший мне сейчас экспромт:

Трепещите немцы и французы

И американский капитал!

«Будет все у нас из кукурузы»! –

Так ЦК КПСС сказал!

И действительно, помню, мальцом я тогда пробовал даже кукурузный… мед, не говоря уже о нескольких десятках других продуктов из кукурузы! А на основе громадных площадей, засеянных с подачи Хрущева кукурузой, (в ущерб здравому смыслу и другим кормовым культурам!) планировалось увеличить втрое темпы прироста крупного рогатого скота в 1959—1965 годах, а, следовательно, как уже упоминалось выше, догнать и перегнать США!

Но… не обломилось, увы, потому как Россия – не Америка – как по традиционному земледелию, так и по менталитету. Да и климат у нас – не чета американскому! Одним словом, вышел со временем у нас в СССР форменный конфуз с «большим кукурузным рывком», нанесшим серьезный урон сельскому хозяйству на ряд последующих лет.

Некоторые историки склонны считать, что одной из главных причин отстранения от власти Хрущева была как раз провалившаяся кукурузная эпопея и другие перегибы в сельском хозяйстве.

- Интересно, к чему это гнет автор, говоря про перегибы Хрущева?! – спросят некоторые читатели. Отвечу: данный пример – это лишь повод задуматься и над нашими реалиями.

 

ПЕРЕХОД ОТ КУКУРУЗЫ К ПЕРЕХОДУ(АМ)

А теперь совершим плавный переход от хрущевской кукурузы – символу опрометчивости некоторых управленческих решений, к самому что ни на есть переходу – надземному, нашему, родимому! И даже не одному, а аж трем!

- Шо, опять?! – хриплым голосом, подражая Волку из мультика «Жил-был пёс», может воскликнуть иной читатель! Сколько об этом одиозном переходе уже писано-говорено!

Так в том-то и дело, что, как известно, дурные примеры заразительны! В чем я и убедился, поехав по редакционным делам в район КШТ.

Сообщу, что, едучи на КШТ, я как раз размышлял по поводу заметки в Интернете о том, как наши местные «зодчие» получили «социальный заказ» сделать и без того монструазный по своей конструкции, изготовлению и размещению Усть-Каменогорский городской надземный переход №1 еще более монструазней, а именно: якобы по просьбе владельцев супер-гипер-маркета «Daniel» пристроить к нему этакий дополнительный «аппендикс», дабы утомленные подъемом пешеходы, теперь не скользя (как, же, на второй год существования, власти, наконец, решили снабдить гладкие скользящие полы и ступеньки перехода антифрикционным покрытием!) могли взбираться на верхотуру! Какая трогательная забота о людях! Более того, поставить в переходе «скамейки отдыха»! А помните, как раньше было просто, без этого монстра – десять секунд – и вы уже на той стороне! Ну, да ладно, зато автомобилям как стало вольготно! У нас же кто главный? Человек? Нет, автомобиль!

Да, так вот, забравшись на переход, теперь часть народа, по замыслу новоделов, сможет, отдохнув на скамейках, без труда юркнуть прямо в чрево «Даниэля» через… третий этаж! Вы представляете, какова теперь будет конфигурация этой конструкции, лично мне до боли напоминающей железнодорожный мост в районе КШТ (но только застекленный!) – такой же мощный и основательный, как будто сквозь него понесутся донельзя набитые пассажирами поезда дальнего следования!

И без того изуродованная архитектурными излишествами площадь перед Дворцом спорта, некогда широкая и просторная, теперь станет еще загроможденней! Кстати, курочить её, площадь, стали еще во времена оны, буквально втиснув между домами и «Daniel», и «ломоть торта» напротив – кондитерскую, заткнув таким образом «отверстия» для протока воздуха между имевшимися уже там домами! Кстати, будучи в прошлом членом ВОИР (Всесоюзного общества рационализаторов и изобретателей), подкину «рацуху»! Когда закончите городить «аппендикс» к «Даниэлю», присовокупьте такой же, но с другой стороны, кинув еще один отросток – прямиком в здание магазина «Статус»! И тогда мы посрамим самого Ле Корбюзье! Вот тут-то мне и вспомнился гоголевский Манилов из «Мервых душ» (см. эпиграф), строивший эфемерные и – главное! – никчемные планы!

Так вот, переехав в этих безрадостных раздумьях через подозрительно долго реконструируемый уже несколько лет мост через Иртыш (вот куда бы власть и ретивость наших кормчих употребить!), я с нарастающей радостью обнаружил, что в районе входа в парк имени Н.А. Зайцева (я не оговорился, он этого достоин!) строится…. Да! Да! Второй городской надземный переход! И не дай Бог, если он будет столь же монструазным!

До сей поры был тут светофор и не такие уж толпы пассажиров, выходящих здесь для посещения мечети или парка, которые могли спокойно переходить по обычному наземному пешеходному переходу. А теперь они будут заниматься эквилибристикой, карабкаясь на переход и с перехода! Ладно, едем дальше и в районе гипермаркета «Метро» обнаруживаем… еще один надземный переход, похоже, уже построенный! А три надземных перехода, два из которых к тому же расположенные на расстоянии около или чуть более километра, это, как говориться в анекдоте, «уже тенденция, однако»!

Справедливости ради надо отметить, что уже возведенный переход в районе «Метро» не столь тяжеловесен, как переход №1. Однако напрашивается вопрос: на противоположной стороне вблизи перехода нет каких-либо весьма людных присутственных мест, куда бы стремились граждане, перейдя по этому переходу! Или расчет на то, что в будущем здесь такие места будут? Но все равно слабо вериться, что по этому переходу будут сновать толпы народа – элементарно простым светофором было ПРОЩЕ и ДЕШЕВЛЕ регулировать здесь пассажиро- и машинопоток! И вообще у меня уже давно назрел

вопрос: а куда мы так спешим, сломя голову, в нашем компактном городе?! Вероятно, торопимся осваивать выделенные средства на вот такие тенденциозные «проекты века»?!

Упаси Бог, я не ёрничаю, просто пытаюсь искренне понять, неужели у нас нет более животрепещущих проблем, чем, например, расширение улиц, как это имело место на КШТ? Конечно, теперь можно при случае с законной гордостью сообщить высокому лицу, что это «самая широкая улица в Казахстане»! Соглашусь – это сильный аргумент!

А вот, к примеру, то, что со свалкой у нас дело швах – так ведь её же высоким гостям не покажешь – там разор и сплошное амбре! Или, вот еще тоже мне «проблема» - в двадцать первом веке в областном центре некоторые улицы не имеют освещения – мелковато!

Опять же – ливнёвки у нас сплошь ни к черту, но и их – сделай – кто из проверяющих обратит внимание? А переходы – видно! Помпезные монументы – тоже! Есть что показать! И таких насущных проблем я вам по городским «сусекам» наскребу вагон и маленькую тележку! Но все они, как бы это поделикатней сказать – не презентабельны! Не масштабны!

Нет, я вижу и хорошее! Вот парк «Самал» отгрохали – это здорово! Вижу воочию – народ это оценил, бывает там, отдыхает, бегает, прыгает, ребятня там играет! И даже купается, несмотря на далеко не кристальные воды Ульбы. Хорошее вложение наших с вами средств? Хорошее!

Так бы и со всем другим? Прежде, чем что-то новое варганить – посоветовались бы с народом! Ведь, судя по публикациям, для народа наше начальство старается! Народ у нас, хотя и не чиновники с двумя-тремя образованиями, а тоже ведь через одного-двух, если не академию, то институт, на худой конец – колледж кончал, тоже умеет мозгой шевелить!

И вот кинули в народные массы очередную бре… спорную идею – благо, теперь это просто – публикуй в интернете – и собирай мнения! И если народ в массе своей говорит «нет», то, как правило, он не ошибается – вспомните «Помощь зала» в передаче «Как стать миллионером?». Ибо коллективный разум, при всем уважении к разуму чиновничьему, даже и обремененному многократным высшим, все же пошибче будет!

Нет, я не против переходов – наземных, подземных или надземных, поверьте! Но строить их - по моему скудному уму – все же стОит там, где они нужней! К примеру, на ужасной развязке у трамвайного парка, где всерьез схлестываются трамвайное и автомобильное движение! Там и народу – тьма тьмущая, магазинов туча, оптовки…

Эх, да море у нас еще нерешенных проблем – одни парковки чего стоят! Мы уже донельзя забили наши дворы техникой и теперь задыхаемся в смоге, причем «засталбливая» строящимися как грибы торговыми центрами проходы между домами! А порой просто плюем на жителей окрестных домов, как наплевали, например, на жителей дома по ул. Казахстан, 65, буквально «впендюрив» между ним и трамвайными путями, надо думать, очень нужное городу здание! То же самое и в другом конце этой улицы – огромный монструазный торговый центр перекрыл видимость жителям окрестных домов! И вестимо – мало у нас еще торговых центров в городе!

Я бы мог полгазеты занять под животрепещущие социальные проекты, которые необходимы нашему городу: экология, например, с ее «неопознанными газовыми туманностями» без авторства, в то время, когда мы уже просто обросли всякими суперсовременными экологическими приборами. Это нерешенная проблема с выселением жителей из санитарно-защитной зоны – ведь обещали же! Это и десятилетиями строящиеся (языком!) заводы по переработке ТБО. И все их – уверен, можно было бы решить, если бы мы рационально и целенаправленно расходовали государственные средства, вкладывая их в проекты ПЕРВОСТЕПЕННОЙ ВАЖНОСТИ!

И вот тогда народ и помянет вас добрым словом – и в социальных сетях, и наяву! А сегодня, будь я каким-либо городским начальником, это ж можно с горя застрелиться, или, на худой конец, уйти в отставку, прочитав, что о моей работе говорят народные массы! Я не оговорился – именно массы, а не просто критиканы! Ибо последние обычно

ничего не предлагают, а я порой читаю в социальных сетях очень дельные предложения, не прислушиваться к которым не просто недальновидно, но порой и преступно!

Ну, вот как-то так!

И – да! – что там с массовым выходом на линию «почти целых алматинских трамваев»?

И как поживает проект памятника Абаю-Михаэлису? Народ-то – все обещания помнит…

И – в заключение – четверостишье-лозунг! В стиле Маяковского!

Товарищи чиновники,

расширяющие

проспекты,

И строящие

монструазные

надземные

переходы!

Даёшь

нужные народу

проекты –

Хотя бы –

к 2020 году!

 

Всегда ваш – Шалико Агарян.