Чтоб тебе жить на одну пенсию!

Газета "Flash!"

   Уже в ближайшие годы начнёт стремительно увеличиваться количество бедных людей. Для того, чтобы сделать такой прогноз, не нужно иметь экономическое образование, не нужно учиться в Кембридже или Оксфорде. Всё очень просто. Стремительно приближаются самые печальные последствия пенсионных реформ, проведённых в Казахстане после наступления капитализма.

  В 1998 году власть приняла изменения в пенсионное законодательство, и, самое главное – объявила о переходе к накопительной пенсионной системе. Тогда основное внимание привлекло повышение пенсионного возраста и отмена льготных пенсий для работников вредных и тяжёлых профессий. Накопительная система осталась как-то малозамеченной, и народ так до конца и не осознал, что же его ждёт впереди. Тружеников старшего возраста эта система не особо касалась, а среднее поколение, тем более, молодёжь, вообще не представляли, что такое  время когда-то может наступить. Ведь это нереально долго – десятки лет!

 Но время неумолимо. Прошло более 20 лет. И вот те, кому в 1998 году было едва за 30, уже приближаются к предпенсионному возрасту. И перспективы их старости очень и очень тревожные. С каждым годом размер солидарной пенсии, выплачиваемой из бюджета, постоянно сокращается, потому что этой категории предстоящих пенсионеров просто не  хватает  трудового стажа до 1 января 1998 года, а это главное условие для получения солидарной пенсии. Для них остаётся только небольшая базовая пенсия (которая также зависит от стажа) и собственные пенсионные накопления. Вот и всё.

 Итак, с двадцатых годов пойдёт прибавление сотен тысяч, и даже миллионов бедняков. Бедняков пожилого возраста. Назревают перспективы социальной напряжённости, да такой, что чревата социальным взрывом. Что думают по этому поводу во властных эшелонах страны? Или власть отделается советом «завести две коровы»? Мы обратились с этими вопросами в министерство труда и социальной защиты населения РК. На вопросы редакции отвечает вице-министр Акмади Сарбасов.

 - Что будет с пенсиями в ближайшие 10-15 лет? В это время неуклонно будет снижаться количество людей, которые имеют право получать солидарную пенсию. Через 10 лет на пенсию пойдут мужчины и женщины  1966 г.р., у них стажа на 1.01. 1998 г. будет в лучшем случае 10-12 лет, солидарная пенсия будет уже маленькая. Через 15 лет, в 2034 году, пойдут люди 1971 г.р., у них стаж будет лет 7-8, это вообще мизер. И так будет снижаться солидарная пенсия до нуля, а в 2043 году солидарная вообще прекратится, будет только базовая и пенсионные накопления. Т.е. через 10 лет начнется обнищание пенсионеров. Сейчас есть пенсионеры, получающие по 120-130 тысяч, да еще и накопительная тысяч 15-20. Можно жить, такую зарплату не все работающие получают. Но постепенно пенсия будет уменьшаться, а пенсионные накопления вряд ли увеличатся, т.к. зарплата, особенно в небольших частных предприятиях, не растет, или растет, но медленно. Что думает по этому поводу министерство, кроме того, что с 2020 года  дополнительные 5% пенсионных взносов должны будут платить работодатели?

«В настоящее время проводится поэтапная модернизация пенсионной системы Казахстана в соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года. Модернизация пенсионной системы продиктована уменьшением размеров солидарных пенсий, необходимостью дальнейшей диверсификации источников пенсионных выплат, а также дальнейшей оптимизации распределения ответственности за пенсионное обеспечение между государством, работодателем и работником.

Одним из ключевых источников повышения дохода пенсионеров будет введение с 1 января 2020 года дополнительного компонента – новой условно-накопительной, формируемый за счет взносов работодателей в размере 5 % от доходов работников.

В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения. То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.

Введение же обязательных пенсионных взносов работодателей (ОПВР) предусматривает обеспечение адекватного уровня пенсионного обеспечения граждан, т.е. право на пенсионные выплаты за счет ОПВР наступает при достижении пенсионного возраста. Пенсия будет выплачиваться пожизненно и не наследуется. При превышении возраста пенсионера над ожидаемой продолжительностью жизни пенсии выплачиваются за счет текущих взносов работодателей.

Это даст возможность гражданам при достижении пенсионного возраста (при условии перечисления ОПВР более 5-ти лет) обратиться за дополнительной пенсионной выплатой за счет накопленных ОПВР (кроме солидарной, базовой и накопительной пенсий, которые на сегодняшний день уже осуществляются). Размер этой денежной выплаты будет доходить до размеров 2-х прожиточных минимумов в зависимости от стажа участия и сумм перечисления.

Учитывая, что с каждым последующим годом все больше пенсионеров не имеют требуемого стажа для назначения солидарной пенсии в полном объеме (20/25 лет), размеры их солидарных пенсий будут уменьшаться. К 2043 году будут достигать пенсионного возраста граждане, не имеющие права на солидарную пенсию.

Поэтому вовлечение работодателя в систему пенсионного обеспечения завершает формирование пенсионной системы, основанной на солидарной ответственности государства, работника и работодателя».

Наш комментарий. Итак, ничего нового, кроме введения обязательных пенсионных взносов работодателя, вице-министр не сообщил. Именно эти 5%, которые теперь будет обязан выплачивать работодатель, и должны, по мнению министерства, а в его лице и  всего государства, спасти будущих пенсионеров от нищеты.

- Просчитывалось ли увеличение социальной нагрузки для предпринимателей, особенно для малого и среднего бизнеса, в связи с обязанностью перечисления дополнительных 5% ОПВ? Приведёт ли эта новация к уходу зарплаты работников в «тень» или снижению реальной зарплаты? Последует ли рост цен для компенсации дополнительных социальных затрат? Спасут ли эти 5% пенсионеров последующих 10-летий, или эта мера окажется ничтожной поддержкой?

«В настоящее время от фонда оплаты труда работодатель уплачивает следующие виды платежей:

- социальный налог - 9,5%, в т.ч. социальные отчисления – 3,5%;

- 5%-ые обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ), которые отчисляются работодателями только за тех работников, которые работают во вредных условиях.

С 1 июля 2017 года отчисления работодателя на обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) составляют - 1,5%, с 2020 года - 2%.

С 1 января 2020 года 5%-ые обязательные пенсионные взносы работодателя.

При этом расходы работодателя по уплате обязательных социальных платежей вычитаются из суммы доходов, подлежащих к налогообложению.

В свою очередь из дохода работника производится уплата:

- 10%-ых обязательных пенсионных взносов;

- индивидуального подоходного налога по ставке 10%;

- с 2020 года вводятся обязательные взносы работников в систему обязательного медицинского страхования в размере 1% от дохода работника.

При исчислении индивидуального подоходного налога к доходу работника (ежемесячно) применяются вычеты в размере одной минимальной заработной платы и 10%-ых обязательных пенсионных взносов работника.

Взносы в систему медстрахования, также будут относится на вычеты до налогообложения.

Таким образом, на сегодняшний день общая нагрузка на работодателя и работника по уплате обязательных социальных платежей в сравнении с доходом работника составляет порядка 25% (за исключением работы во вредных условиях труда), а с 2020 года эта нагрузка увеличится до 31,4%.

Вместе с тем, ОПВР не должно стать поводом для снижения заработной платы работников, так как условия труда и размер заработной платы оговариваются в трудовом договоре. Согласно Трудовому кодексу РК, любые изменения могут вноситься в трудовой договор только по обоюдному согласию работника и работодателя».

Наш комментарий. Итак, социальная нагрузка на работника и работодателя с 2020 года составит 31,4%. Возникает вопрос – а зачем тогда вообще нужно государство, если такую огромную социальную нагрузку несут предприниматели и вообще все работодатели? Предприниматель отвечает за социальные выплаты, такие, к примеру, как пособие по беременности и родам и выплаты на ребёнка. Бизнес отвечает за медицинское страхование. А теперь ещё и за будущую пенсию работника. А за что отвечает государство, огромный чиновничий аппарат, который также содержится на налоги?

«Предлагаемые 5% - это дополнительная нагрузка на работодателей в размере от 500 млрд. тенге до 900 млрд. тенге в год, по разным оценкам. Для сравнения, эта цифра сопоставима с бюджетом госпрограммы «ДКБ-2025» за 5 лет (порядка 500 млрд. тенге). По состоянию на 1 июня 2019 года пенсионные накопления вкладчиков составили 9,9 трлн. тенге, при этом пенсионные выплаты составили только 1,3 трлн. тенге. Никакого критичного разрыва между накопленными средствами и выплатами нет.

 Прежде чем вводить норму в действие, необходимо выстроить и показать четкую систему пенсионного и социального обеспечения, прозрачную и понятную. Отдельно дополнительная нагрузка на работодателей никаких проблем не решит.

Напротив, введение данной нормы несет значительные риски. Первое - это, конечно, уход в тень, как реальных зарплат, так и занятости. Уже сегодня имеются факты неуплаты или нерегулярной оплаты пенсионных взносов. Введение дополнительных взносов будет иметь обратный эффект. Должны быть применены стимулирующие меры для вовлечения тех субъектов, которые не платят или делают это нерегулярно.

Второе - дополнительная нагрузка на стоимость товаров и услуг. Где работодатель должен брать эти средства? Они будут заложены в цену товаров и услуг, провоцируя инфляцию. Возникнут риски снижения фактических зарплат и увольнения сотрудников, что вообще недопустимо.

Отдельно стоит вопрос эффективности управления этими средствами. Работодатели должны четко понимать, на какие нужды, в какие проекты инвестируются эти средства, какой эффект будут иметь.

В целом, нужно признать очевидное - данное нововведение не встраивается в текущую социально-экономическую политику», - такое мнение высказывает заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Алена Романова.

 2 сентября в своём Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев заявил о переносе срока введения обязательных пенсионных взносов работодателя до 2023 года. Но это всего лишь отсрочка, такие взносы неизбежно будут введены.

- Можно ли привести примеры расчёта пенсий для пенсионеров, уходящих на пенсию в 2024 году, в 2029 году, 2034 году? Какова примерно должна быть зарплата за последние три года у этих лиц, чтобы претендовать на максимально возможную для них солидарную пенсию?

  «Пенсия по возрасту рассчитывается исходя из 2-х показателей:

- среднемесячного дохода за любые три года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года (доход для исчисления пенсии по возрасту не может превышать размера 46-кратного месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете). Размер пенсионных выплат по возрасту за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1 процент, но не более 75 процентов от дохода, учитываемого для исчисления пенсионных выплат по возрасту;

- трудового стажа на 1 января 1998 года (для мужчин 25 лет, для женщин 20 лет).

Для назначения максимального размера пенсии по возрасту, кроме предоставления среднемесячного дохода, женщинам необходимо выработать 35 лет стажа (35 лет - 75% = 20 лет - 60% + 15 лет - 15%), а мужчинам 40 лет стажа (40 лет - 75% = 25 лет - 60% + 15 лет - 15%) до 1 января 1998 года.

В этой связи, ежегодно численность пенсионеров, не имеющих полного стажа, увеличивается.

Вместе с тем, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне в условиях действующего пенсионного законодательства их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента».

Наш комментарий. Будущим пенсионерам 20-30-х годов нынешнего века можно примерно подсчитать, на какую пенсию они смогут претендовать. Подсчёты станут явно неутешительными. Ну, а пенсионерам 40-х-50-х и последующих годов и вовсе рассчитывать не что, кроме своих накоплений.

- Очевидно, что социальная напряженность в обществе будет нарастать. Человек всего лишь в 63 года будет обречен в лучшем случае на бедность, в худшем – на нищету. Продолжать работать – так ведь работы нет, да и молодёжи тогда сложно будет устроиться, если старики упорно будут держаться своих мест. Сейчас по Трудовому кодексу после наступления пенсионного возраста работника можно просто уволить, и все. Да и сил уже нет в этом возрасте работать. Получается социальная безнадёжность. Что прогнозирует министерство на 2030-2040 и последующие годы в пенсионном вопросе?

«Согласно пункту 5 статьи 30 Трудового кодекса РК с работником, достигшим пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности трудовой договор может продлеваться ежегодно без ограничения, предусмотренного частью четвертой подпункта 2) пункта 1 статьи 30 Трудового Кодекса.

Вместе с тем, основные направления государственной политики в области пенсионного обеспечения предусмотрены Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года, утвержденной Указом Президента РК от 18 июня 2014 года № 841.

В соответствии с данной Концепцией модернизированная пенсионная система будет являться многоуровневой.

Первый уровень включает в себя выплаты за счет средств государственного бюджета (солидарная и базовая пенсионные выплаты/минимальная гарантированная пенсия).

 Второй уровень включает в себя выплаты за счет:

 1) 10% обязательных пенсионных взносов, осуществляемых самим работником;

 2) 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов, перечисляемых работодателем в пользу работников, занятых на работах с вредными (особо вредными) условиями труда;

 3) 5% обязательных пенсионных взносов в условно-накопительный компонент за счет работодателя.

 Третий уровень включает в себя все выплаты из добровольного компонента».

Наш комментарий. Мы видим классическую чиновничью отписку. Должность вице-министра существует не для того, чтобы переписывать законы и постановления. Не для этого вице-министру, да и министрам платят сотни тысяч. Эти документы можно прочитать и без помощи вице-министра. Мы спросили социальное ведомство страны о прогнозе положения людей пенсионного возраста через 15-20 лет. А нам в ответ процитировали закон и концепцию! Это значит, что никакие прогнозы в министерстве и правительстве по положению пенсионеров не делаются. Чиновники живут сегодняшним днем. В 30-х, 40-х, и уж тем более 50-х годах, они уже не будут занимать эти посты, сами станут пожилыми людьми. Поэтому все социальные проблемы будущих лет пусть расхлёбывают другие. А себе на безбедную старость, хотя бы на скромный домик на морском побережье, чиновники наверняка накопят.

- Планируется ли очередное повышение пенсионного возраста?

«В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года с 2018 года в Казахстане пенсионный возраст женщин ежегодно повышается на 6 месяцев в течение 10 лет (достигнет 63 года в 2027 году).

Таким образом, участие женщин в накопительной пенсионной системе влияет не только на размер пенсионной выплаты из единого накопительного пенсионного фонда, но и на размер базовой и солидарной пенсий.

В настоящее время пенсионный возраст в Казахстане для мужчин составляет 63 года, для женщин – 59 лет».

 Единственная хорошая новость, что пока повышение пенсионного возраста не планируется. Но всё может измениться.

 И в заключение несколько цифр. По состоянию на 1 января 2019 года 2 миллиона человек получали зарплату менее 63 тысяч тенге. Из них 1 млн. 300 тысяч – менее 42 тысяч тенге. Сейчас этот 1 млн. 300 тысяч самых низкооплачиваемых работников должны получать как минимум 42 500 тенге, если на всех предприятиях частной собственности выполнили указание власти о повышении минимальной зарплаты. Согласно исследованию консалтинговой компании Korn Ferry, уровень оплаты труда в Казахстане в 2019 году вырастет не более чем на 8,4%, при этом фактическое повышение составит только около 2%, если инфляция до конца года не вырастет выше текущих прогнозов, передает Интерфакс. Проведенные ранее исследования Комитета по статистике показали такие неутешительные данные: среднемесячную заработную плату до 90 тыс. тенге получали 45,7% работников, от 90 тыс. тенге до 150 тыс. тенге – 29%, от 150 тыс. тенге до 270 тыс. тенге – 16,8%, от 270 тыс. тенге и выше – 8,4%. Выходит, что подавляющая часть работников может отчислять на будущую пенсию не более 9 тысяч тенге в месяц. В итоге на данный  момент из 10 млн. вкладчиков Единого накопительного пенсионного фонда только 90 тысяч досрочно накопили на старость (меньше одного процента от общего числа – 0,9%). Согласно данным ЕНПФ, 70 тысяч мужчин имеют на счетах 8 млн. тенге и 20 тысяч женщин – 10 млн. Этого хватит, чтобы до конца жизни получать ежемесячные минимальные выплаты (чуть больше 50 тысяч тенге). Остальные 9 млн. 910 тысяч вкладчиков ЕНПФ не накопили достаточной суммы. Средний размер пенсионных накоплений граждан составляет 1 млн. тенге на человека. Таковы перспективы на старость.

                      Денис Данилевский