Что нужно делать, чтобы не было «китайской экспансии»?

Газета "Flash!"

  21 сентября в некоторых городах Казахстана снова прошли митинги с темой «против китайской экспансии». МВД сообщило, что полиция задержала 100 человек за участие в несанкционированных митингах.

 Ранее митинги с подобной повесткой прошли 4-5 сентября. В Усть-Каменогорске немногочисленная акция состоялась 5 сентября. Участники собрались возле памятника Абаю, но затем по требованию полиции переместились в район фонтана. 10 сентября несколько человек с плакатами стояли на автобусной остановке «Дом быта», в тот день наряду с плакатами против «китайской экспансии» в их руках были и лозунги за освобождение Мухтара Джакишева. Вопрос о его досрочном освобождении 10 сентября рассматривал ВК областной суд. В досрочном выходе на свободу ему отказали.

 Ни в Усть-Каменогорске, ни в других городах, судя по видео и фото с протестных акций, не было видно плакатов, лозунгов, поясняющих – а что же нужно делать, чтобы не было «китайской экспансии»? Вряд ли об этом задумываются и сами участники акций.

 

                                           Китай к нам или мы к Китаю?

 А действительно – как же противостоять влиянию Китая на экономику Казахстана? Пройтись с плакатами, прокричать лозунги – и это влияние исчезнет? Разорвать все договоры с китайской стороной, закрыть границу для китайских товаров? Что тогда будет? Пустые полки в магазинах? Вот данные, которые привёл председатель Национальной палаты предпринимателей Тимур Кулибаев: объём импорта из Китая в Алматы составляет до 90% ввозимого, или более 4 млрд. долларов. Торговля формирует одну треть валового регионального продукта южной столицы и обеспечивает занятостью  14% рынка труда. На южную столицу приходится 45% оптового и 32% розничного товарооборота страны. Так что, если не будет китайских товаров, то Алматы ждет коллапс, относительному благополучию мегаполиса придёт конец.

   Да и невозможно вводить такие ограничения. Наверное, лишь немногие из тех, кто выходил на акции, знают, что Казахстан уже давно состоит во Всемирной торговой организации, членом которой является и КНР. В 2020 году заканчивается переходный период для нашей страны, и по условиям ВТО Казахстан должен снять все таможенные пошлины для товаров стран - участниц этой организации. Свободная торговля – вот главный принцип ВТО. Впрочем, и казахстанские товары могут быть свободно ввезены в любую из стран ВТО. Другой вопрос – будут ли их покупать жители этих стран?

 Вот мы и подходим к ответу на вопрос – как же противостоять тому, что оппозиция называет «китайской экспансией»? Ответ на этот вопрос и простой, и очень сложный одновременно. Войдя в глобальную систему капитализма, мы сами широко открыли дверь для иностранного влияния на экономику, да и на политику. Большинство предприятий были разрушены. Единый общесоюзный экономический механизм перестал существовать.  Экономика превратилась в сырьевую и торгово-посредническую. Поэтому мы обречены на внешнюю экономическую экспансию. Капитализм основан на такой экспансии, сильные капиталистические страны неизбежно поглощают экономику слабых стран глобальной системы. Таков экономический закон развития капитализма. Мы оказались в числе слабых стран, и это вполне закономерно.

 Как переломить такую ситуацию? Выход только один – строить свою суверенную, сильную, самодостаточную экономику. Можно ли в условиях капитализма построить такую экономику? Конечно, можно, и пример тому – ведущие капиталистические страны. Может ли такую экономику в сегодняшних условиях построить Казахстан? Теоретически – да, но и то с большой натяжкой. Для этого необходимы несколько условий. Первое – это политическая воля руководства страны. Второе – огромные финансовые вложения в индустриализацию. Не в ту программу индустриально-инновационного развития, да ещё и форсированного (!),  которая уже много лет якобы реализуется в Казахстане, но при этом её провал признан на самом высоком уровне. Нужны средства для реальной индустриализации, равной по масштабам индустриализации 30-х годов прошлого века. И финансы должны быть собственными, не заёмными, не в виде иностранных инвестиций, поскольку в таком случае экономика уже не будет суверенной. Третье – огромные финансовые вложения со стороны отечественного частного капитала, а для этого необходимы и желание казахстанского бизнеса заниматься промышленными проектами, и меры по поддержке таких проектов. Четвёртое – экономическая мощь страны и экономическая независимость должны стать национальной идеей, войти в плоть и кровь каждого казахстанца, народ должен быть одержим этой идеей. На этой основе должно держаться народное единство. Что-то вроде «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» - ведь такой настрой был в предвоенное время в Советском Союзе. А значит, народ должен не только понимать, но и быть готовым не просто много и упорно работать, а пахать, вкалывать, до кровавых мозолей на руках, до темноты в глазах и ломоты в пояснице, и испытывать счастье от такого созидательного труда, от такого великого общего дела. Пятое – для отечественной индустрии нужен рынок сбыта, прежде всего, внутренний, а он в Казахстане весьма ограничен при населении в 18 млн. человек. Значит, необходим и внешний рынок, но тогда качество товаров должно быть таким, чтобы успешно конкурировать с товарами других стран и занимать свою нишу. Или Казахстан должен уверенно войти в экономический блок вроде Евразийского союза, но при этом и экономика всего союза должна быть мощной и самодостаточной, чтобы развиваться за счет большого союзного внутреннего рынка.

 

                                   В чём наш ответ Китаю?

 Подумаем, имеются ли у нас все перечисленные условия, чтобы построить мощную экономику, способную противостоять китайскому влиянию? Ответим хотя бы на самый простой вопрос – готовы ли мы работать до мозолей, отдавать всего себя производственному, научному, аграрному труду? Готовы ли вкалывать до седьмого пота те, кто стоит с плакатами против «китайской экспансии»? А ведь только тяжкий труд может дать нам шанс хотя бы снизить эту зависимость, а не демонстрация с пением национального гимна. Готовы ли пойти трудиться на завод те, кто сегодня сидит и теряет свою молодость в бесчисленных овощных и прочих ларьках? Хотят ли стоять у станка почти 220 тысяч только официально учтенных охранников? Или они предпочитают получать совсем немного, но при этом ничего не делать, открывать и закрывать шлагбаум? Может ли страна, в которой самой многочисленной армией трудящихся являются учителя, а на третьем месте продавцы, реально противостоять одной из сильнейших экономик мира, мировой державе? Какое может быть единство в обществе, разорванном на тысячи, миллионы частных интересов и миллионы противоречий?

 Я не был в континентальном  Китае, но очень хочу там побывать. Не был даже в Синцзянь-Уйгурском автономном районе. Довелось побывать только на острове Хайнань. Но и там я посмотрел много интересного. Я увидел абсолютно новый город Санья, построенный за последние 30 лет после начала экономических реформ в КНР на месте захудалого городишки, вроде наших райцентров. И это обычный город,  даже не центр провинции. Увидел эстакады, развязки, скоростные поезда, высотные дома. Посмотрел, как действует система уборки улиц, как тротуары и дороги метут с раннего утра и до 10 часов вечера, а озеленители весь день,  согнувшись  над клумбами, ухаживают за цветниками. Видел, как персонал фирмы выстраивается в полном составе, в строгой форменной одежде, и по стойке «смирно» выслушивает указания руководителя на предстоящий рабочий день. Оценил работу общественного транспорта, уровень развития цифровых технологий. Лично убедился, что в Китае нет американских социальных сетей, как, впрочем, и социальных сетей других стран. В Китае собственный Интернет, и таким образом они обеспечивают национальную безопасность. Это потребовало громадных средств и громадных усилий, гораздо проще подключится к действующей системе, но в Китае достигли этой цели. Видел и китайских военнослужащих, колонну мощной боевой техники. Посмотрел, как после напряженного трудового дня молодежь вечером дружно, коллективно занимается чем-то вроде аэробики или спортивных танцев в центре города, а народ постарше кружится в классических танцах, в том числе, под нашу «Катюшу».  Видел в книжных магазинах труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна, и это не старинные книги, а новенькие, только что изданные. И книги не залёживаются, народ смотрит их, берёт.  Когда всё это увидишь, оценишь, проанализируешь, то приходит мысль – а хорошо, что есть Китай. Мощный, современный, уверенный в себе Китай, идущий своим путём переходного этапа от капитализма к социализму. Иначе в мире было бы совсем худо, если бы после крушения СССР остался один гегемон в лице США.

 Так кому вы собираетесь противостоять и чем? - хочется спросить участников антикитайских акций протеста. Вы собираетесь противостоять  стране, где 10 млрд. долларов вложили в создание квантового компьютера, который будет в тысячи, миллионы раз быстрее компьютеров нынешнего поколения? И ведь антикитайские настроения есть не только в Казахстане. Подобные лозунги широко распространены и в России. А что сделали власти в той же России, чтобы уменьшить китайское влияние в экономике? К 70-летию образования Китайской народной республики на российском ТВ вышло немало сюжетов о развитии соседней страны. Только один пример. Выдающийся российский учёный – химик в период перестройки оказался не нужен, так же, как и весь научно-исследовательский институт. Учёный бедствовал. Но его нашли китайцы и пригласили работать. И вот уже 30 лет он живёт и трудится в Поднебесной. У него не только персональный кабинет, машина, персональный переводчик, высокая зарплата. Для него в здании заводского офиса построили персональный лифт, потом что пожилому человеку уже тяжело передвигаться по этажам.  С его помощью завод вышел на передовые рубежи развития химической промышленности не только в КНР, но и в мире. Везде его портреты, а предприятие носит его имя. Сам учёный в интервью поделился, что здесь он смог реализовать себя, воплотить все свои задумки, и создать завод своей  мечты. Конечно, ему горько, что этого он не смог сделать в России.

 Ещё один пример поближе. В соседнем Рубцовске когда-то был мощный Алтайский тракторный завод. Теперь от него остались руины. А на полях Алтайского края появились китайские тракторы YTO, и об этой технике очень хорошо отзываются в крестьянских хозяйствах. Между прочим, эти тракторы выпускает китайская государственная (не частная!) корпорация. Так кто виноват в «китайской экспансии» на территории Российской Федерации? И решат ли эту проблему пикеты россиян с плакатами и антикитайскими лозунгами?

  Почему-то не поднимаются лозунги против «американской экспансии». Национал-патриоты никогда не выступали и против членства Казахстана в ВТО, хотя участие в этой организации –  прямая кабала, ведь даже законодательные нормы, касающиеся экономики, теперь Казахстан должен направлять для одобрения в руководящие органы Всемирной торговой организации. Молчат, ни одного митинга или пикета против ВТО не было! Может быть, все эти акции имеют цель ослабить влияние Китая в Центрально - Азиатском регионе, и усилить влияние его главного оппонента – США? Как-то очень синхронно антикитайские акции проходят вместе с раскручиванием темы о положении казахов в СУАР, о направлении граждан Китая казахской национальности для перевоспитания в исправительные лагеря. Так в Китае, насколько нам известно об этой проблеме, в такие лагеря направляют не только казахов, но и китайцев, сомневающихся в «политике партии и правительства», и в таких лагерях с ними проводят политическую работу, как говориться, вправляют мозги. Таков Китай, и может быть поэтому, благодаря столь жёсткой системе, и держится страна с более чем миллиардным населением? Во всяком случае, это внутреннее дело Китая. Наверное, нам лучше подумать над положением казахов в своей стране. Хотя бы о тех, кто не от хорошей жизни перебрался в города и теперь ютится на дачах и съёмных квартирах на птичьих правах, не имея шансов на хорошо оплачиваемую работу, без перспектив для своих детей…

 Не поднимаются на митингах и лозунги, критикующие капитализм, вскрывающие его пороки. А ведь именно капиталистические преобразования и в Казахстане, и на всем постсоветском пространстве, и привели  к китайской, американской, европейской,  турецкой и прочей экспансии. Получается какой-то винегрет. Если вы хотите жить при капитализме, то должны понимать, что Казахстан, как страна со слабой, периферийной, сырьевой экономикой неизбежно будет находиться под внешним влиянием. А вы хотите и все прелести капитализма в виде безудержного потребления и сияющих, ломящихся от товаров и продуктов витрин, и ограничения для китайского капитала. Так не бывает!

 Вряд ли эти заметки прочитают те, кто зычно кричит на митингах «Долой Китай!». Такое чтение слишком сложное. Они верят в чудо, что пройдут с плакатами, и исчезнут из нашей страны и китайцы, и китайские предприятия, и заживём мы хорошей жизнью. Но чудес не бывает, и эта сказка в нынешних условиях никогда не станет былью. И проблема совсем не в китайцах и «китайской экспансии». Не хотите 55 предприятий, построенных Китаем, постройте 55 своих.

 

                                          Денис Данилевский