Центр ядерной медицины – долгострой на 15 лет

Газета "Flash!"

    В этом году исполняется 15 лет с начала строительства Центра ядерной медицины в Семее. В далёком 2004 году началось возведение этого важнейшего объекта, но конца и края стройке пока не видно. Такой вот печальный юбилей.

 Не будем останавливаться на всех подробностях строительства. Об этом уже не раз были публикации и в нашей газете и в других изданиях. Напомним, что окончательный срок сдачи объекта в эксплуатацию был определён в декабре 2015 года. Но именно в 2015 году и начинаются так и не закончившиеся до сих пор споры о системе сбора и хранения жидких радиоактивных отходов (ЖРО) – важнейшей технологической части для безопасного функционирования Центра.

 Занимаясь этой темой уже третий год, я так и не могу понять причину возникновения этого спора. Ведь  система уже была поставлена, смонтирована, был подписан акт выполненных работ, и поставщику – АО «Медтехника» было оплачено 609 млн. тенге.

                                     Внезапное «прозрение»?

 Обратимся к постановлению судебной коллегии по гражданским делам ВК областного суда от 9 января 2017 года. Это постановление имеет законную силу и на сегодняшний день не отменено Верховным судом.

 «Система ЖРО принята истцом (генеральный подрядчик – ТОО «ИртышГЭСстрой» - ред.), состоит из технологического оборудования зарубежных производителей (в одной из статей сообщалось, что оборудование произведено в Шымкенте – ред.) и материалов, необходимых для ее работы, приобретенных на территории Республики Казахстан. Установлена иностранными специалистами завода – изготовителя. Имеется финансовая отчетность.

 Кроме того, Заказчиком – Управлением строительства от Генподрядчика приняты и подписаны акты выполненных работ, произведена оплата за поставленное и смонтированное оборудование системы ЖРО в сумме 609 млн. тенге.

 Таким образом, на момент поставки и монтажа системы ЖРО претензий от заинтересованных лиц не поступало, несмотря на длительный срок его установки.

 Представители авторского надзора также подтвердили, что об установке оборудования по итальянской технологии Заказчику, Генподрядчику, технадзору, Региональному диспансеру было известно с самого начала работ, т.е. с конца 2013 года».

 И вот, когда всё было готово к наладке, завершению последних штрихов, вдруг появляется протокольное поручение заместителя Премьер-Министра РК Бердыбека Сапарбаева от 22 декабря 2014 г. и протокольное поручение Акима ВКО Даниала Ахметова от 6 января 2015 года о создании независимой экспертной комиссии под председательством вице-министра здравоохранения и социального развития РК Алексея Цой для обследования системы ЖРО. Интересно, что к тому моменту Б. Сапарбаев являлся бывшим акимом Восточно-Казахстанской области, а Д. Ахметов – только вступившим в эту должность. Смена главы региона произошла 11 ноября 2014 года. Бердыбек Машбекович, едва освоившись в столичном кабинете вице-премьера,  даёт поручение проверить именно систему ЖРО, а Даниал Кенжетаевич, также едва войдя в курс дел ВКО, поддерживает эту инициативу. Если Сапарбаев сомневался в надёжности системы ЖРО, то, что мешало ему инициировать проверку ещё на стадии намерения поставки итальянского оборудования? Полномочий акима области для этого вполне хватало, ведь заказчик – управление строительства ВКО – находился в его прямом подчинении. Если не хватало полномочий, чтобы привлечь в комиссию специалистов республиканских учреждений, то можно было обратиться в правительство. Но почему-то этого он не сделал, находясь на посту руководителя ВКО с марта 2009 –го по ноябрь 2014 года. А систему начали монтировать в 2013 году.

Не выражали беспокойства и врачи – специалисты и руководство Регионального онкологического диспансера Семея, которым и предстоит работать на этом оборудовании. И вдруг в 2015 году такое беспокойство они выразили в отношении уже практически готовой системы!

Итак, комиссия, созданная по поручению Сапарбаева и Ахметова, выявила, что система ЖРО не соответствует проекту.

 Именно после такого вывода комиссии генеральный подрядчик ТОО «ИртышГЭСстрой» подал в суд на субподрядчика – АО «Медтехника» иск с требованием демонтировать систему ЖРО, не соответствующую проекту.

 Судебные разбирательства растянулись почти на два года. Всё это время стройка простаивала. Суды то принимали решение демонтировать систему ЖРО, то отменяли это решение.  Дело дошло до Верховного суда, и главный суд страны отправил его на новое рассмотрение. Наконец, было принято постановление коллегии по гражданским делам ВК облсуда от 9 января 2017 года, которым было отказано в исковом требовании о демонтаже системы ЖРО.

Это вступившее в законную силу постановление суда подвергалось критическому мнению, как в публикациях СМИ, так и на уровне областной власти. Однако в самом постановлении все аргументы, подвергшиеся затем критике, были обстоятельно изложены. Вновь обратимся к этому постановлению.

 Напомним, что было ещё несколько комиссий, также сделавших заключение о несоответствии системы ЖРО проекту. Выводы всех этих комиссий, включая и рекомендации МАГАТЭ, учтены в постановлении суда. Кстати, как говорится в судебном документе, рекомендации МАГАТЭ (Международного агентства по использованию атомной энергии) от 19.07. 2014 г. лишь содержат замечания в целях соблюдения радиационной безопасности помещений, в части отсутствия герметичности в промежуточных емкостях. Эти рекомендации не содержат прямого указания на демонтаж системы ЖРО. Были ещё и подобные рекомендации технического сотрудника МАГАТЭ от 16. 12. 2016 г.

 В целом «не имеется ни одного бесспорного решения комиссий, свидетельствующего о необходимости полного демонтажа всей системы ЖРО, с указанием конкретных нарушений норм Санитарных правил и требований радиационной безопасности», - записано в резолютивной части постановления суда.

                                     Проект под германское оборудование

 Так почему же всё-таки комиссия пришла к выводу о несоответствии смонтированной системы ЖРО проекту? И об этом чётко сказано в постановлении суда. «Исходя из проекта, канализация специального назначения была изначально разработана под определённую подрядную фирму ENVIRO DTS (Германия). При судебном разбирательстве было достоверно установлено, что такое проектное решение принято только на основании прайс-листов (коммерческое предложение). При этом альтернативные предложения не только не рассматривались, но и не были истребованы, следовательно, не представлялись».

 В суде это подтвердили и специалисты проектной организации – ТОО «ПИИ Семстройпроект».

  АО «Медтехника» было установлено оборудование системы ЖРО по технологии другого завода – изготовителя «COMECER» (Италия).

 Суд пришёл к выводу, что в проектной документации была заведомо предусмотрена поставка системы ЖРО компании ENVIRO DTS (Германия). «Такое объяснение сводит проектное решение к коммерческому предложению, что противоречит законодательству о государственных закупках. В силу ст. 21 Закона «О государственных закупках», в конкурсной документации запрещается содержание указаний на наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику. Рабочий проект в этой части противоречит указанному требованию Закона», - говорится в постановлении суда.

 Кроме этого, ранее финансовый контроль установил, что проектировщик разработал некачественную ПСД, что повлекло необходимость её корректировки. По всем этим фактам 9 января 2017 года было вынесено частное определение в адрес акима ВКО для принятия мер к устранению нарушений закона о государственных закупках.

 Итак, всё несоответствие системы ЖРО проекту свелось лишь к тому, что была смонтирована система другого завода-изготовителя. Что было подтверждено и заключением экспертизы 7 декабря 2016 года. Экспертиза пришла к выводу, что «поставленная и смонтированная ответчиком АО «Медтехника» система ЖРО по схеме монтажа, по расстановке и по количеству единиц оборудования соответствует проектной документации, но не соответствует заводу – изготовителю ENVIRO DTS (Германия), предусмотренному рабочим проектом». Кстати, как выяснилось в суде, не было и самого проекта системы ЖРО. Лишь в мае 2015 года рабочее совещание поручило проектировщику предоставить техническое предложение и чертежи уже под германскую систему ЖРО, совместить этот проект с общим проектом корпуса отделения радиоизотопной диагностики и терапии. Но «предложение на поставку оборудования германского производителя так и не было выработано и принято».

 Много сомнений и по поводу приглашения в качестве экспертов специалистов из России. В публикациях на эту тему уже после постановления суда указывалось, что якобы российская экспертная компания не имеет аккредитации и лицензии в Казахстане. А потому экспертное заключение не имеет юридической силы. 

 Почему были приглашены эксперты из России? 18 октября 2016 года ВК областной суд вынес определение о назначении судебной экспертизы. Её поручили Институту судебной экспертизы по ВКО. Поскольку на областном уровне нет экспертов в такой сложной области, то в облсуд Институтом было внесено ходатайство о предоставлении заключения специалиста, обладающего знаниями в области установки и эксплуатации системы ЖРО. Суд привлёк для экспертизы специалистов Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины» из Москвы.

   Посмотрим, что на этот счёт говорится в судебном постановлении. «Исходя из объема экспертного исследования, предмета судебной экспертизы, отсутствия незаинтересованных национальных специалистов, поскольку проектно- сметная документация по Объекту разрабатывалась специалистами Института ядерной физики РГП «Национальный ядерный центр РК», то для участия в производстве экспертизы были привлечены специалисты из Российской Федерации, имеющие специальные лицензии в области ядерной медицины. Привлечение иностранных специалистов не противоречит положениям ГПК РК, а также ратифицированным международным соглашениям по оказанию правовой помощи между Казахстаном и Россией. Нарушение принципов судебно-экспертной деятельности, предусмотренных ст. 5 Закона «О судебно-экспертной деятельности в РК» при производстве экспертизы допущено не было». Более того, «ходатайств со стороны участников процесса о привлечении специалистов РК не поступало». Заказчик – управление строительства ВКО – заявило о необходимости проведения повторной комплексной экспертизы, но в этом было отказано.

 А заключение российских специалистов в области проектирования объектов ядерной медицины было таково: «демонтаж системы ЖРО не требуется, достаточно доработки системы оборудованием, комплектация которого не зависит от определенного производителя».

                                 Решение суда есть, но оно не исполняется

    Итак, ещё более двух лет назад суд решил, что систему сбора и хранения жидких радиоактивных отходов не нужно демонтировать. Нужна лишь доработка. Но  решение суда никто не собирался исполнять. Вместо этого была назначена очередная межведомственная комиссия под руководством всё того же Алексея Цой, сформированная уже правительством страны в ответ на обращение акима ВКО Д. Ахметова. Эта комиссия в апреле 2017 года снова пришла к выводу, что система ЖРО не соответствует требованиям безопасности, есть много недостатков. 

 Дело вновь дошло до Верховного суда, и высшая судебная инстанция страны оставила в силе постановление коллегии по гражданским делам ВК облсуда – демонтаж системы ЖРО не производить.  Ситуация зашла в тупик. Есть вступившее в законную силу и обязательное для исполнения решение суда, причём высшего суда. Но исполнять его явно никто не будет, потому что позиция руководства области и специалистов межведомственной правительственной комиссии совершенно противоположная – систему нужно разобрать, закупить новое оборудование, и заново её смонтировать. Странная ситуация для правового государства, которым себя провозглашает Казахстан, и в котором судебные решения необходимо  принимать к исполнению. Странная ситуация и потому, что доработка уже установленной и смонтированной системы ЖРО обойдётся гораздо дешевле, чем её демонтаж, закупка и установка новой системы. Ведь это громадные деньги, бюджетные деньги!

  Недавно появилось сообщение, что власти нашли выход – как, и решение суда выполнить, т.е. не демонтировать систему ЖРО, и новую систему установить.  Вот что сообщила газета «Курсив»:

«Поскольку демонтаж уже установленного сомнительного оборудования невозможен, аким ВКО Даниал Ахметов распорядился выстроить небольшую пристройку и заново оснастить ее всем необходимым оборудованием для хранения ЖРО.

«Пока идет разработка ПСД, акимат города занимается оформлением земельного участка под будущую пристройку. Дело в том, что часть земли принадлежит ТОО «Таскара», которое в данный момент находится на процедуре реабилитации и принадлежит банку. Мы решаем вопрос о частичном возвращении земельного участка в коммунальную собственность», - сообщил градоначальник (аким Семея Ермак Салимов – ред.).

По предварительным оценкам, строительство и оснащение склада хранения ЖРО обойдется бюджету ВКО в 660 млн. тенге. Начало строительства намечено на октябрь 2019 года. А завершение проекта – на 2020 год».

 Узнав об этом, мы обратились к акиму ВКО с несколькими вопросами. На них ответил заместитель главы области Бакытжан Байахметов.

- Имеется вступившее в силу решение суда, подтвержденное Верховным Судом РК, о том, что уже смонтированную систему ЖРО не нужно демонтировать, т.е. она пригодна к эксплуатации. В ходе судебных разбирательств российскими экспертами из Федерального центра ядерной медицины РФ было сделано заключение, что система пригодна, нужны лишь незначительные доработки. Сомнения в пригодности системы ЖРО стали возникать с 2015 года, до этого никаких нареканий не было. Почему не принимается во внимание  заключение экспертов и решение суда? Почему в принятии решения о негодности смонтированной системы ЖРО власти опираются на заключение комиссий, но суд не принял во внимание заключения этих комиссий? Имеется ли в данном случае отступление от принципов правового государства, в частности, принципа исполнения вступивших в законную силу  решений суда?

«По нашему ходатайству Верховным судом РК назначено новое судебное заседание о пересмотре постановления судебной коллегии по гражданским делам ВКО суда от 9 января 2017 года по гражданскому делу по иску ТОО «ИртышГЭСстрой» к АО «Медтехника» в части возложении обязанности демонтажа системы сбора и хранения жидких радиоактивных отходов в кассационном порядке на заседании судебной коллегии Верховного суда РК».

- Для формального исполнения решения суда уже установленная система ЖРО не будет демонтироваться, но и эксплуатироваться тоже не будет. К зданию центра ядерной медицины возведут пристройку, в которой будет установлена новая система ЖРО. Это потребует дополнительных бюджетных расходов. Названа сумма в 660 млн. тенге. Якобы этой суммы достаточно и для строительства, и для закупа и монтажа новой системы ЖРО. Действительно ли хватит этой суммы, ведь только на систему ЖРО ранее было потрачено гораздо больше?

«В целях дальнейшего завершения строительства объекта и ввода в эксплуатацию акиматом ВКО принято решение о строительстве альтернативной системы ЖРО. Для разработки ПСД строительства незавершенного объекта  строительства и альтернативной системы ЖРО между Управлением строительства, архитектуры и градостроительства ВКО и ТОО «Инсом» заключен договор. Стоимость строительства пристройки с альтернативной системой ЖРО и сумма, необходимая для закупа оборудования, будет определена после разработки рабочего проекта на завершение объекта».

- Каким образом будет установлена пригодность новой системы ЖРО? Это сделают эксперты в области ядерной медицины, или будет сформирована новая комиссия? Чем она будет принципиально отличаться от уже смонтированной? Будут ли в конкурсной документации по закупке системы ЖРО указаны конкретные параметры конкретного производителя? Будет ли закупку системы ЖРО производить фирма, возводящая пристройку, или закуп будет произведен государственными органами?

«В процессе корректировки проекта будут учтены требования по радиационной безопасности, дальнейшая пригодность системы ЖРО будет определена компетентными органами в соответствии с действующим законодательством. Для проведения работ по радиологической безопасности и при приеме в эксплуатацию объекта, будут привлечены организации, имеющие лицензию в сфере радиационной безопасности. Способ проведения закупки строительных работ и необходимого оборудования для завершения Объекта, будет определен после корректировки проекта».

- Что будет с уже смонтированной системой ЖРО? Она так и будет вечно стоять недействующей, поскольку ее нельзя разобрать по решению суда?

«После пересмотра постановления судебной коллегии по гражданским делам ВКО суда Верховным судом РК будет принято решение об уже смонтированной системе ЖРО».

- Какое наказание понесли должностные лица, ответственные за контроль  хода строительства и оснащения центра ядерной медицины? Ведь они допустили поставку системы ЖРО, которую, в конечном итоге, власти не хотят запускать в эксплуатацию, и до 2015 года не имели никаких претензий к этой системе.

«Ответственные за строительство Радиологического центра в г. Семей должностные лица ГУ «Управления строительства, архитектуры и градостроительства ВКО» и ТОО «ИртышГЭСстрой» были привлечены к уголовной ответственности».

- Будут ли возвращены бюджетные деньги, потраченные на закупку и монтаж системы ЖРО? Или это невозможно сделать, поскольку судом принято решение об отказе в ее демонтаже?

«Возврат потраченных денежных средств на закупку и монтаж системы ЖРО будет определен после решения Верховного суда РК». 

                                            По новому кругу

  Итак, похоже время поворачивается вспять, и ситуация возвращается на рубежи 2013 года. Снова разработка ПСД, теперь уже на возведение пристройки и новой системы ЖРО. Для этого из бюджета уже выделено более 230 млн. тенге. А полная стоимость нового строительства и новой системы сбора и хранения жидких радиоактивных отходов будет известна лишь после разработки проекта. Сумма в 660 млн. тенге, названная в публикации газеты «Курсив», явно недостаточная. Ведь только система ЖРО обошлась в 609 млн. тенге, и это по ценам 2013 года. Германская система (а проект, видимо, будет разработан под неё) по ценам 2019 года будет стоить в разы дороже. Курс евро 6 лет назад составлял 212 тенге за евро, а сейчас 431 тенге за европейскую валюту. Рост более чем в 2 раза. Плюс возведение пристройки и прочие расходы.

 При этом непонятна логика властей. Если состоится ещё одно заседание Верховного суда по иску о демонтаже системы ЖРО, то зачем начинать стоить пристройку и разрабатывать ПСД для новой системы? Вдруг Верховный суд примет решение демонтировать уже установленную систему ЖРО? Но, видимо, на такое решение уже никто не надеется. И, судя по всему, будут в Центре 2 системы: одна бездействующая, вторая  действующая. И это станет прекрасным памятником нынешней системе управления и нынешней экономике. Это ведь как нужно управлять, чтобы строительство растянулось на 15 лет, да ещё и две системы сбора и хранения жидких радиоактивных отходов создать, одна из которых останется просто грудой металла!

 Ну и последние, уже давно известные штрихи к этой восхитительной картине. В 2017 году был осуждён за мошенничество учредитель и генеральный директор ТОО «ИртышГЭСстрой» Александр Изотов, его приговорили к 8,5 годам лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать руководящие должности в коммерческих организациях на 10 лет, а также к выплате штрафа в 3000 МРП – 5 млн. 556 тыс. тенге. Заместитель директора, главный бухгалтер ТОО Наталья Афанасьева приговорена к 6 годам лишения свободы. Руководитель отдела строительства управления строительства, архитектуры и градостроительства ВКО Канат Мукан осуждён на 4,5 года за использование полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгоды для подрядчика, повлекших тяжёлые последствия.

 Сама фирма – генеральный подрядчик ТОО «ИртышГЭСстрой» признана банкротом. Задолженность ТОО перед бюджетом, 24 субподрядчиками и услугодателями составляет 7,3 млрд. тенге. Все активы фирмы оценены в 147 млн. тенге, и эти долги, конечно, безнадёжные, и, скорее всего, будут списаны. Такие астрономические долги возникли при условиях, что средства на строительство Центра выделялись исправно, и работы оплачивались. В целом же ещё незавершённая стройка уже обошлась бюджету в сумму, явно превышающую 10 миллиардов тенге, а впереди ещё расходы как минимум в пару миллиардов.

В это время смертность от онкологии в ВКО остаётся высокой. Тысячи больных могли бы получить шанс жить, если бы Центр был введён в строй в 2015 году, или, как планировалось раньше – в 2013 году. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе встречи с общественностью Семея поручил в кратчайшие сроки завершить строительство Центра ядерной медицины. Глава государства вряд ли знает в подробностях всю длительную историю этой печально знаменитой стройки. Не знаем всей истории и мы. Хотя даже то, что уже известно, ужасает. Придёт время – и история возведения Центра откроет все свои тайны. Подождём. К сожалению, так не могут сказать безнадёжно больные люди.  

                                Денис Данилевский