Будет ли Усть-Каменогорск праздновать своё 300-летие?

Газета "Flash!"
Общеизвестный факт, что областной центр ВКО повёл свое начало от Усть-Каменогорской крепости. Крепость была заложена 12-17 августа 1720 года экспедицией под руководством майора Ивана Лихарева. Экспедиция была направлена по распоряжению императора Петра I для исследования Иртыша и озера Зайсан, особенно для поиска песчаного золота. Началась экспедиция в 1719 году. К Зайсану и ранее направлялись экспедиции, в частности, в 1718 году под руководством подполковника Прокофия Ступина. Эта экспедиция принесла первые наиболее достоверные сведения об озере Зайсан и реке Иртыш, о местах, удобных для строительства крепостей, о наличии строевого леса. Экспедиция подполковника Ступина в 1718 году построила Семипалатинскую крепость. В 1719 году Лихарев занимался подготовкой к экспедиции, базируясь в Тобольске. Весной 1720 года он направился в поход к Зайсану. В составе было 440 человек на 34 лодках. Усть-Каменогорская крепость была заложена на обратном пути. «Сия новая крепость названа Усть-Каменогорской, т.е. при устье Иртыша из каменных гор вытекающего лежащая… Она укреплена земляным валом и представляет правильный четырехугольник. Вокруг обведен ров и внутри сверх вала поставлен палисадник в человека вышиною», - сообщают архивные материалы. Лихарев оставил в крепости гарнизон из 363 человек, назначил комендантом новой крепости подполковника Ступина, инженерными работами руководил инженер-капитан Летранж. (Источник: Станислав Черных – «Посланец Петра Великого», в книге «С берегов Иртыша», издательство «Казахстан», 1981 г.). Итак, вроде бы факт, никогда не подвергавшийся сомнению. Славный юбилей уже через год, но пока особых приготовлений к нему не видно. Лишь группа энтузиастов начала проект к 300-летию города, в частности, известный журналист Андрей Кратенко подготовил и опубликовал несколько интересных материалов к предстоящему юбилею. . Так будет ли праздноваться 300-летний юбилей? Вопрос вроде бы странный. Какие могут быть сомнения? Однако, сомнения закрадываются. И вот почему. 30 мая этого года в областной газете «Рудный Алтай» под рубрикой «Страницы истории» опубликована статья Азамата Касыма. Называется она «Тысячелетняя история в центре города». Статья опубликована в переводе и в сокращении. Материал рассказывает о том, что на территории города, в частности, в районе нынешнего супермаркета «Арзан» в конце 90-х годов прошлого века проводились археологические раскопки, и были найдены останки человека, жившего тысячи лет назад, в эпоху неолита. На территории Меновного, в районе городского ипподрома немало курганов и захоронений, таящих в себе тысячелетнюю историю. Вообще археологические раскопки позволяют сделать вывод, что люди на берегах Иртыша появились примерно 80 тысяч лет назад. Уже первые исследователи этой местности в XVIII веке обратили внимание, что здесь много курганов и захоронений. Значит, здесь жили люди и располагались большие поселения. Далее идёт описание различных находок эпохи бронзового века, сделанных в разное время и в разных районах Усть-Каменогорска. А также об исследованиях курганов в окрестностях города. «Известно, что арабские и персидские историки оставили письменные свидетельства о том, что на побережье Иртыша существовали около 20 кимакских городков и центров. Современные учёные и историки пишут, что столицей Кипчак-Кимакского каганата был город Семей, а семь каменных мечетей на правобережье Иртыша символизируют количество племен, входивших в Кимакский союз», - пишет автор статьи. Памятники, относящиеся к кимакскому периоду, были найдены и в районе Усть-Каменогорска. Последний раздел статьи называется «Где находился город Кенгир-Тура?». Приведём его полностью. «Историк Нурлан Кенжеахмет, который получил образование в Китае, сегодня живет в Германии, в своих интервью для СМИ рассказывает, что Усть-Каменогорск до 1757 года называли Кенгир-Тура. В восьмом томе «Исторического атласа Китая», собранного китайским учёным Тан Цисяном, указывает Кенгир-Туру как Усть-Каменогорск. Нурлан Кенжеахмет отмечает, что названия городов на побережье Иртыша сопровождалось словом «тура», что на древнетюркском языке означает городок или крепость. В 2016 году на основе нумизматических, археологических памятников было доказано, что история Алматы не начинается с укрепления Верный, а уходит в тысячелетие. Возможно, настало время историю Семея и Усть-Каменогорска рассматривать в рамках Берельской культуры (V-IV века до н.э.) и Шиликтинских курганов (VIII-VI века до н.э.), которые уже сегодня раскрывают многовековые тайны». Вот в этом последнем разделе и есть главный смысл всей статьи. Неспроста появилась эта публикация за год до 300-летия Усть-Каменогорска. Как говорил Владимир Маяковский, «если на небе зажигаются звёзды, значит, это кому-нибудь нужно». Дай Бог ошибиться, но, вероятнее всего, под рассуждения историков о том, что на месте нынешнего Усть-Каменогорска были поселения тысячу и даже больше лет назад, и поэтому не нужно вести отсчёт истории города от создания Усть-Каменогорской крепости, юбилей просто не станут проводить под предлогом, что, дескать, «пусть специалисты определятся». А потом уже будем праздновать. Может, 300-летие, а может, и тысячелетие… Так произошло с историей Алматы. Считалось, что город был основан в 1854 году с военного укрепления Верный. При этом никто и никогда не отрицал, что в этой местности люди жили с древних времён. Возьмём для примера энциклопедию «Казахская ССР» 1985 года издания. Вот что там пишут об Алма-Ате. «Город расположен на землях, принадлежавших в глубокой древности сакам. Эта местность издавна была заселена древними кочевыми и полуоседлыми племенами – предками казахов: саками, усунями, и племенным союзом дулатов, место, известное арабам и персам с 1 тысячелетия н.э., чьи торговые караваны шли по Великому шёлковому пути из Азии в Европу». В 2014 году город должен был отмечать своё 160-летие, но к этому времени уже появились публикации, что Алматы не менее 1000 лет. В 2016 году южная столица отметила своё 1000 –летие, даже под эгидой ЮНЕСКО. Вот что писали в республиканских СМИ по этому поводу: «Заместитель директора Института истории и этнологии имени Уалиханова Нурлан Атыгаев прояснил ситуацию. «По определению даты основания города идут давние споры, некоторые историки датируют его созданием военного укрепления Верный, но другие указывали на ошибочность такого суждения, так как история Алматы на самом деле уходит вглубь веков, – рассказал историк. – Этот вопрос начал обсуждаться после приобретения независимости, а с 2006 года стал изучаться планомерно. И, по результатам исследований, теперь мы можем говорить, что Алматы не менее 1000 лет. Ещё в Х веке образовался город, который был центром ремесла и торговли. Говорят об этом и письменные источники: ещё в XVI веке у подножья гор Алатау был средневековый город. Подтверждение нашли и в нумизматических материалах: несколько монет обнаружено на территории погранучилища, где был средневековый город, на них написано "чеканились в городе Алматы", – заключил он». В прошлом году 300-летний юбилей должен был отметить Семей. Но как раз за год до этой даты и пошли разговоры о том, что город значительно старше. «В преддверии празднования круглой даты в обществе активно развернулась дискуссия по поводу истинного возраста города. Некоторые представители общественности уверены, что история Семея исчисляется даже не сотнями лет, а тысячелетиями, пишет semeyainasy.kz. «Так это или не так – должны доказать историки. Если докажут, что действительно Семею 1000 лет – будем отмечать эту дату, а если… То, согласно имеющимся историческим документам, будем праздновать 300-летие", – прокомментировал ситуацию аким Семея Ермак Салимов». В итоге всё завершилось так, как и ожидалось. «День города в Семее, который отмечают каждое четвертое воскресенье сентября, в этом году пришелся на 23 сентября. Как обычно, это будет просто День города, никаких юбилейных дат не отмечается. Об этом сообщила заместитель акима города Надежда Шарова на встрече с журналистами. Отметим, ранее распространилась информация о том, что в 2018 году отметят 300-летие Семея. Но ряд общественных деятелей высказывает мнение, что городу не 300 лет, а 1 200 или 1 190. Поэтому местные власти посчитали правильным отметить лишь День города, как обычно» - сообщил в сентябре 2018 года сайт www.24.kz. Вот и за год до 300-летия Усть-Каменогорска вброшен первый камешек в возможные будущие споры о возрасте города. Произойдёт ли всё так, как в Семее – покажет время. Сегодня в Семее тема даты основания города уже не на слуху, и, похоже, никто никаких исследований не проводит. Наверное, до следующего юбилейного года. Почему так происходит? К сожалению, моя любимая наука - история, преподаванию которой я хотел посвятить всю жизнь, всякий раз с политическими изменениями переписывается в угоду политической конъюнктуре. Получается, что современная политическая обстановка в Казахстане делает неуместным празднование юбилеев городов, которые были основаны в «колониальном имперском прошлом». Ведь по современной трактовке истории закладка этих крепостей и укреплений – это часть имперской экспансии России. Кстати, мэрия Санкт-Петербурга в честь 300–летия Усть-Каменогорска ещё несколько лет назад заявила о готовности безвозмездно установить в нашем городе копию памятника Петру I – Медного всадника. Но это предложение, естественно, было отклонено. Сегодня никто не позволит ставить в казахстанском городе памятник российскому императору. Да, жаль, что мы пока так и не научились воспринимать свою историю во всей её полноте, со всеми героическими, трагическими, радостными и печальными страницами. Не научились гордиться своей историей. Вот уже больше 30 лет история служит лишь предметом ожесточённых споров и способом разделения народа, с помощью переписывания истории вносят раздрай и междоусобицу. Да, это нужно правящему классу, чтобы мы спорили до хрипоты и обвиняли друг друга во всех грехах. А народу это нужно? Такое впечатление, что мы пытаемся идти вперёд с повёрнутой назад головой, всё оглядываемся в прошлое. А ведь так далеко не уйдёшь. Мы продолжим тему предстоящего юбилея Усть-Каменогорска. Хотелось бы узнать, какова позиция руководства города и области по этому вопросу. Денис Данилевский, преподаватель истории