Грядут большие перемены: с глаз долой или под шефство ВУЗа

Газета "Flash!"

В Министерстве образования и науки Республики Казахстан (далее МОН РК) цепко вцепились во все возможные нужные и ненужные изменения в системе образования страны. Так, совсем недавно стало известно, что МОН РК предложило изучать в казахстанских колледжах только нужные для профессии дисциплины. Иными словами, в общеобразовательном цикле будут изучаться только дисциплины, необходимые для профессионального становления, значимые для будущей профессии.

Тем временем Палата Предпринимателей (далее ПП) ВКО предложила сократить сроки подготовки кадров, заменив длительную подготовку в колледжах на краткосрочную - в учебных центрах при предприятиях. Такая подготовка, в частности, по рабочим специальностям, займет всего 3 месяца. Даже страшно становиться от мысли, какого рабочего специалиста можно подготовить за три месяца. Три месяца на обучение ребенка, который только что закончил, допустим, 9-й класс.

Но даже это еще не всё - изменения хотят внести и в квалификационные требования на занятие профессиональной педагогической деятельностью. Теперь такое право имеется  у каждого, даже если у человека нет педагогического образования. Главное - иметь высшее или послевузовское, техническое и профессиональное, послесреднее образование и квалификацию по соответствующей специальности, при условии получения документа по результатам прохождения Национального квалификационного тестирования.

 

Колледжи в доверительное управление

    Очередное ноу-хау предлагает МОН РК - ввести так называемые новые подходы к улучшению системы управления организаций технического и профессионального образования, а именно, передать колледжи в управление частным предприятиям или ВУЗам.  Для передачи колледжей в доверительное управление частным предприятиям планируется: создание проектного офиса при НПП "Атамекен"; определение перечня потенциальных компаний и колледжей для передачи; изменение организационно-правовой формы колледжей при передаче в доверительное управление; увеличение размера госзаказа с учетом амортизационных выплат по переданным колледжам в доверительное управление.

На сегодня в Казахстане функционирует 821 колледж, из них 479 государственных, 342 – частных. По ВКО 53 государственных колледжа, в которых обучается 21 554 студентов.

Всего по Казахстану 12 колледжей с наполняемостью до 100 человек, в ВКО – 4 колледжа. Колледжей в РК с наполняемостью до 200 человек 75, в ВКО – 11; до 300 человек в РК – 58 колледжей, в ВКО – 6.

Какие же проблемы отмечает МОН в системе технического и профессионального образования (ТИПО)? Это низкая заинтересованность бизнеса в участии управлением колледжей. Неравномерность в распределении финансирования, недофинансирование подготовки кадров в отдельных регионах, неэффективное распределение государственного заказа. Есть сельские колледжи с малым количеством учащихся, которые нерентабельны, и перегруженные городские колледжи. Слабая материально –техническая база, низкий уровень инженерно-педагогических кадров, низкий охват учащихся дуальным обучением.

И, как следствие, МОН РК отмечает пути решения данных проблем: оптимизация сети колледжей с низким контингентом, передача в доверительное управление бизнесу, масштабирование дуального обучения. В МОН РК уверены, что обеспечить эффективную работу колледжей без участия бизнеса - невозможно.

   Определены предварительные списки колледжей для передачи в доверительное управление ВУЗам. В ВКО Восточно-Казахстанский Гуманитарный колледж и Электротехнический колледж будут переданы в доверительное управление Восточно-Казахстанскому Государственному Университету им. С. Аманжолова, Усть-Каменогорский политехнический колледж и Восточно-Казахстанский сельскохозяйственный колледж в управление Восточно-Казахстанского государственного технического университета имени Д. Серикбаева, в управление Государственным университетом имени Шакарима города Семей будут переданы Семейский финансово-экономический колледж имени Рымбека Байсеитова и Педагогический колледж имени М.О.Ауэзова, в управление Медицинским университетом г. Семей будут переданы Павлодарский медицинский колледж, Государственный высший медицинский колледж имени Дуйсенби Калматаева города Семей, Усть-Каменогорский медицинский колледж. Всего по республике предварительно поданы заявки от 35 ВУЗов на доверительное управление 60 колледжами.

Для ясности, при учреждении доверительного управления имуществом доверительный управляющий (в нашем случае ВУЗ) обязуется осуществлять от своего имени управление переданным в его владение (то есть колледжем), пользование и распоряжение имуществом. Доверительный управляющий (ВУЗ) вправе совершать любые действия, какие мог бы совершить собственник с доверенным имуществом (колледж) с целью надлежащего управления им.

Интересно, что думают директора колледжей по поводу этих нововведений?  

   В одном из колледжей области директор отметил, что при ВУЗе, которому хотят передать в доверительное управление колледж, уже имеется такое учебное заведение , которое практически не развивается, и имеет проблемы с материально-техническим оснащением, недостаточностью библиотечного фонда и многое другое,и финансируется колледж по остаточному принципу. Что тогда ВУЗ сможет предложить колледжу, переданному ему в доверительное управление? Также директор считает, что колледж таким образом постепенно утеряет действующую систему образования, а значит, ухудшится качество подготовки специалистов. К тому же, по словам директора, ВУЗ никак не поможет в развитии дуальной системы обучения, а наоборот, усложнит этот процесс. Для ясности - это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит практически на рабочем месте в предприятии. Таким образом хотят решить как проблему низкого уровня знаний выпускников колледжей, так и невысокого процента трудоустройства молодежи. Нужно учитывать,  что в колледжах обучается молодежь из неблагополучных и малоимущих семей, не нацеленная на получение дальнейшего высшего образования. Такие дети поступили в колледж для получения професии бесплатно, в силу социального положения семьи. При передаче колледжа в доверительное управление ВУЗам, значительно уменьшится доступность образования для ребят из таких семей

.

Аналогичное мнение преподавателей другого колледжа области.

 

-Что нам может предложить ВУЗ?! Контингент нашего колледжа стабилен и устойчиво растет – полторы тысячи студентов. В нашем колледже уже внедрена дуальная система обучения по специальности «Дошкольное воспитание и обучение». Созданы все условия для прохождения практики. Также ведется подготовительная работа по переходу на дуальную систему обучения по некоторым другим специальностям.

К тому же, ВУЗы не являются работодателями и базой практики для колледжей. У нас более 80% выпускников трудоустроены и работают по специальности. У многих подписаны трехсторонние трудовые договора между колледжем, учебным заведением и работодателем, когда у них еще нет на руках диплома. Это подтверждает мнение  многих работодателей о том, что наши студенты не просто очень качественно подготовлены, но они уже готовые специалисты, способные самостоятельно работать и творчески подходить к своим обязанностям.

  У нас сильнейший педагогический коллектив – кураторы, преподаватели, воспитатели общежития, администрация. Именно это способствует тому, что вот уже многие десятилетия наш колледж является одним из ведущих учебных заведений области.

Помимо этого, разве можно сказать, что материально-техническая база колледжа слабее базы ВУЗа? Все наши предметные кабинеты оснащены интерактивым оборудованием, на территории всего колледжа и общежития бесплатный Wi-Fi, чего нельзя сказать о некоторых ВУЗах нашего города. У нас имеется и активно развивается робототехника, уровень оснащенности учебных кабинетов, лабораторий, мастерских достаточен для ведения учебного процесса в соответствии с учебными планами и программами.

У нас есть всё для современного обучения студентов. Мы можем с уверенностью сказать, что все наши студенты обеспечены общежитием и проживают в достаточно комфортных условиях.

Мы заботимся обо всех – на полную ставку работает социальный педагог в колледже с детьми-сиротами, помогает им адаптироваться, познавать, общаться и овладевать нормами поведения и деятельности в соответствии с общечеловеческими культурными ценностями.

К тому же, на базе ВУЗа, в доверительное управление которому хотят передать наш колледж, уже имеется колледж. Посмотрите на его состояние и посмотрите на наш колледж!

А теперь обратите внимание на территорию нашего колледжа. По большому счету – это парк, где есть все не только для отдыха и учебных занятий наших студентов, но и для жителей близлежащих домов, которые приходят сюда и отдыхают вместе со своими детьми и внуками.

Тогда для чего нам ВУЗ? По моему мнению, это им выгодно в плане обеспечения себе набора абитуриентов, окончивших учебные заведения.

 

Государство не «тянет»

МОН РК одной из проблем отмечает не загруженность и нерентабельность колледжей с низким контингентом, а в итоге предлагает передать рентабельные самодостаточные и хорошо развивающиеся колледжи РК в доверительное управление ВУЗам. Зачем? Ведь в Российской Федерации уже имеется отрицательный опыт передачи государственных колледжей в доверительное управление, который показал, что многие колледжи поменяли свой профиль и уже не являются учебными заведениями, а отдельные колледжи были закрыты совсем. В итоге государство потеряло многие колледжи и отдельные пришлось выкупать обратно и восстанавливать.

Кстати, говоря о передаче колледжей в доверительное управление частным предприятиям -  бывший министр образования и науки РК Аслан Саринжипов считал, что Казахстан попросту не потянет все затраты на образование.  Тогда же, еще в 2014 году, он сослался на исторический опыт в странах со значительной долей промышленных предприятий, где бизнес «эволюционно» пришел к осознанию важности своевременной подготовки кадров для себя.  А готов ли бизнес? Доверительное управление под силу тем предприятиям, которые имеют стабильный объем работы. Хватит ли силы таких предприятий на то количество колледжей, которые передадут в доверительное управление каждому из них? И есть ли смысл, ведь многие предприятия работают в условиях, когда сегодня предприятия имеют объект и, следовательно, работу, а завтра ее уже нет, так как не был выигран тендер. Отдавать колледжи в такие предприятия будет безответственно. В общем, хочет бизнес или нет, итог один - его просто обяжут взвалить себе на плечи ТИПО.

По моему мнению, государство намерено избавиться от лишней головной боли и часть такого якобы непосильного бремени подготовки профессиональных кадров переложить на плечи их будущих потенциальных работодателей.

Совсем недавно, на заседании правительства премьер-министр Аскар Мамин озвучил число колледжей, которые передадут в доверительное управление таким ВУЗам, как Евразийский национальный университет, Восточно-Казахстанский государственный технический университет, Костанайский государственный университет и прочие – 50 колледжей. Кроме того, около 150 колледжей будут переданы крупным компаниям, таким как, например, «СарыаркаАвтоПром».

Аскар Мамин также обозначил предприятиям необходимость создавать центры на базе колледжей, чтобы усилить работу по внедрению и расширению дуального обучения. Премьер-министр уверен, что это обеспечит дальнейшее трудоустройство выпускников. Подчеркнув, что каждый выпускник должен быть уверен в получении востребованной рабочей профессии и последующем трудоустройстве. В данном направлении отмечен положительный результат в создании корпорацией «Казахмыс» центров обучения в Технологическом колледже горного дела в городе Сатпаев, Политехническом колледже в Балхаше.

Похоже, что система профтехобразования зашла в какой-то тупик. Неужели трудоустройство выпускников ВУЗов безоговорочно и точно достигает хотя бы 80%? Очень сомневаюсь. Как слабая организация со средними показателями трудоустройства, с весьма старым оборудованием, с низким уровнем преподавательского состава может управлять другой такой организацией? В пример ставят те ВУЗы, в которых зачет на сессии стоит определенной суммы денег, а преподаватели бросают на стол лекции и проводят урок в столовой или залипают в планшете. Примеров этому найдется много, стоит лишь спросить студента, выпускника учебного заведения с гордым названием «ВУЗ»! Так может, сначала нужно навести там порядок?  Бизнесменам предлагают взять в свои руки всю систему среднего профессионального образования с последующим трудоустройством выпускников, вложением средств в обновление и модернизацию материально - технической базы. Частное лицо возьмет на себя ответственность за инфраструктуру и другие возможности. А что государство? А со стороны государства ГЧП – всего лишь социальный проект, который будет финансироваться за счет госбюджета.

                                    Кристина Капрелян

P.S. Когда статья уже была готова к печати, в редакцию поступило письмо на имя председателя Мажилиса РК Н. Нигматуллина от ветеранов – преподавателей  УК политехнического колледжа, бывшего энергетического техникума. Ветеранов профессионального образования беспокоит как судьба их родного колледжа, так и других учебных заведений нашей области. Они напоминают о печальной судьбе строительного колледжа, который прекратил свое существование из-за пресловутой оптимизации. Не превратится ли политехнический и другие колледжи всего лишь в «подготовительные курсы» для ВУЗов? Предприятия энергетики и другие промышленные предприятия области и страны уже давно предпочитают выпускников УК политехнического колледжа выпускникам ВУЗов. Ведь за 65 лет работы в колледже создана прекрасная база для получения профессиональных знаний, налажено сотрудничество с производством. «Техническое и профессиональное образование очень важно в развитии независимого  Казахстана. И необоснованные эксперименты в столь значимой для будущего нашей страны системе подготовке профессиональных кадров, по нашему мнению, разрушительны и не допустимы», - пишут ветераны-преподаватели и надеются, что их мнение будет услышано.