Кому это выгодно? Почему драка в новогоднюю ночь была представлена как межнациональный конфликт?

Газета "Flash!"

Трагические события в Караганде в ночь с 31 декабря на 1 января, когда возле ресторана «Древний Рим» произошла пьяная потасовка и погиб 23-летний парень, уже давно всем известны. Сегодня нет смысла вдаваться в хронологию событий, обо всём этом уже сообщалось. А вот о том, почему эта драка, пусть и завершившаяся так трагически, уже через несколько часов в массовом общественном мнении была представлена как межнациональный конфликт, и едва не переросла в беспорядки — поговорить стоит.

Какова технология раскручивания пьяной разборки в межнациональные противоречия? Ведь драка началась, как говорят очевидцы, с весьма банальной причины: один из посетителей уже под новогоднее утро пожелал «продолжения банкета», а персонал заведения сворачивал новогоднее гуляние, чтобы к 4 часам утра всё закончить. Его вытолкали на улицу, и он вернулся уже с «группой поддержки». В итоге – драка и гибель человека. Где же здесь межнациональное столкновение? К тому же юридическую оценку должны давать следствие и суд. Однако уже 1 января, в похмельный, и, как правило, тишайший день, когда народ отлёживается и отмачивается после бурных возлияний, социальные сети гудели — представители одной национальности убили представителя коренной национальности.

С чего всё началось? Как всегда, в начале было слово. А перед словом – видео драки, каким-то образом попавшее в сеть. Кто мог новогодним утром выложить видео с камер наблюдения ресторана в интернет? Кому это было нужно? А уже затем пошли публикации с явно провокационными заголовками, причём, не только в блогах индивидуальных пользователей соцсетей, но и во вполне официальных интернет-изданиях. В этих заголовках прямо указывалась, что люди определённой национальности убили человека другой национальности. Конкретно, в лоб. Вообще-то такие слова — это дело уголовное, прямое разжигание межнациональной розни. Если представить, чисто гипотетически, что подобный материал с таким заголовком вышел бы в нашей газете, или на нашем сайте, то редактор давно бы уже парился на нарах в ожидании суда. А ведь эти издания публиковали такие материалы и заголовки. Значит, можно предположить, что испытывали уверенность – никаких последствий не будет. А когда можно испытывать такую уверенность? Только тогда, когда или даётся прямое указание влиятельного заказчика, или есть мощная «крыша».

Понеслись комментарии, в которых было всё. Комментаторы могут быть привлечены к ответственности и за межнациональную рознь, оскорбления, призывы выходить на митинги, устраивать погромы. И вся эта вакханалия свободно происходила на просторах социальных сетей несколько дней. Да если бы дней – уже давно интернет-пространство наполнено такими комментариями! В это время в тюрьмах сидят те, кто просто сделал перепост материала с критикой власти. Не написал текст, не разместил его на своей странице, а просто сделал репост! В это время власть лишь напоминает об уголовной ответственности за разжигание межнациональной розни – до 20 лет лишения свободы, и за распространение ложной информации – до 5 лет. Но никаких мер не принимает.

Вот что написала по поводу этих событий на своей странице в Facebook извеcтный журналист Гульжан Ергалиева:

«В Караганде в новогоднюю ночь случилась массовая драка под подпитием, в которой участвовал целый «интернационал» — люди разных этносов. Одного убили и двоих порезали. Сразу было понятно, что это пьяная драка и никаких национальных мотивов там не было. Но ведь кто — то крикнул: «Наших бьют!». И покатилась по всему миру тема «межнациональная рознь»… Кое — какие политики даже успели похайповаться на этой теме, мол, почему власть скрывает, что в стране есть эта самая рознь?

Как, оказывается, страшно становится в Казахстане! Самой розни в таких масштабах у нас нет, но как ее быстро можно разжечь! За одну ночь! И таких разжигателей у нас оказалось прилично… Или это некий центр, который специально такими технологиями занимается, — что скажет по этому поводу Комитет национальной безопасности? А то, что карагандинский случай сильный сигнал, это факт!

И вот такие заголовки в СМИ — часть (сознательная или просто от тупости) этой опасности. После таких заголовков не у всех может выдержать психика… Провокация очень заразная вещь!».

Результат этой истерии – митинг в Караганде, на который вышли несколько сот человек. Социальные сети вновь показали свою могучую организующую роль, люди вышли, несмотря на новогодние праздники и общую политическую апатию. Представим себе, что кто-то выступил в соцсетях с призывом выйти на несанкционированный митинг против повышения тарифов, роста цен, повышения пенсионного возраста… Что бы было с этим человеком? Правильно, ему бы быстро «скрутили ласты», арестовали и завели уголовное дело. В данном случае прямые призывы к выходу на площадь для их авторов остались безнаказанными. Хотя скрин-шоты таких призывов публиковались даже в республиканских интернет-изданиях. Почему правоохранительные органы явно игнорируют такие призывы, как и разжигание межнациональной розни? Почему никого не задерживали на самом митинге, хотя в любом другом случае уж организаторов и активных участников наказали бы точно, хотя бы штрафами?

Может быть, потому, что за всеми этими событиями стоят очень влиятельные силы, воспользовавшиеся дракой в Караганде для попытки дестабилизации обстановки в стране? Или каких-то внутриэлитных разборок. Политолог Султанбек Султангалиев подчёркивает, что в эту ночь в Караганде произошло ещё одно убийство, а в Семее даже три убийства. Но именно эта трагедия вызвала такой резонанс. Или это была репетиция, отработка технологии, проба сил перед более масштабными событиями? Или нагнетание напряжённости нужно, чтобы держать народ в страхе, а в резерве всегда иметь вариант «черносотенных погромов»? Это старый добрый метод манипулирования массами, отработанный ещё в царской России.

Да, много вопросов задала нынешняя новогодняя ночь. На них вроде бы должны ответить правоохранительные органы. Но ответят ли? Ясно также, что недовольство общества сложившимся положением нарастает. И направить это недовольство в нужное кому-то русло вполне возможно. И «в Багдаде уже не всё спокойно», и жители совсем не хотят спать.

Денис Данилевский

Опубликовано на сайте www.flashpress.kz и в социальных сетях 18 января 2019 г.