С тарифами и сейчас весело, а в 2020 -м году будет ещё веселее!

Газета "Flash!"

— Я так и не могу понять, а почему с 4 января нужно больше платить за электричество?! – в первый же рабочий день нового года с таким возмущённым вопросом пришла в редакцию наша читательница Элеонора Беляева. – По каким таким основаниям повысили тариф? Почему выросла стоимость отопления и горячей воды? Говорят, что уголь стал дороже. А уголь почему вырос в цене? Его что, добывать стало труднее? Да сколько же можно нас давить?!

Фто — tumba.kz

С такими вопросами обращаются многие читатели. Действительно, в новый год уже традиционно монополисты, прямо как Дед Мороз со Снегурочкой, регулярно дарят нам подарки. Правда, в отличие от детей, мы письма Дедушке Морозу с просьбой повысить тарифы не писали.

А ведь в прошлом году лишь немногие придали значение новости о том, что изменился порядок утверждения тарифов на коммунальные и ряд других услуг. Гораздо большим интересом пользовалась новость о введении временной регистрации по месту жительства. Да и криминальные сводки народ читал более активно. А здесь — какие-то рынки, субъекты монополий… Скучно всё это, мозги надо напрягать, а не хочется. А зря не читали такие новости. Зря…

Напомним, что с 1 января прошлого года было отменено государственное регулирование цен на регулируемых рынках. Субъекты, доминировавшие на рынке, с этого момента могут формировать свои цены совершенно свободно. Сохранено государственное регулирование только в четырёх общественно-значимых рынках: это розничная продажа газа, грузовые железнодорожные перевозки, услуги аэропортов для гражданской авиации. И, что самое главное для населения – розничная реализация электроэнергии. То, чем в ВКО занимается «Шыгысэнерготрейд». Но такое регулирование сохранится до 2020 года. После и в этих сферах цены уйдут в свободное плавание.

Изменения с прошлого года и среди естественных монополий. В Восточном Казахстане в регистр естественных монополий входит 95 предприятий. Они имеют право раз в год выходить с заявкой на повышение тарифа. Но, начиная с 2017 года, монополисты могут когда угодно запросить повышение тарифа в связи с так называемыми «чрезвычайными мерами регулирования». К примеру, в случае повышения стоимости угля, бензина, изменения курса национальной валюты или других экономических факторов.

Вся эта система была названа мудрёным образом – «антимонопольный комплаенс» (соответствие каким-либо внешним или внутренним нормам) и рекомендована Казахстану всё из тех же международных глобалистских штабов, в частности, из Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая пришла к выводу, что в нашей стране недостаточно развита конкуренция и слишком велика доля государственного регулирования.

К чему привёл такой «комплаенс» — можно посмотреть на примере тарифов на тепло и горячую воду в Усть-Каменогорске. Для простоты сравнения возьмём жилые дома без общедомовых приборов учёта тепловой энергии, таковых в областном центре большинство. Итак, в 2016 году стоимость услуг отопления составляла 53,37 тенге за кв. м (оплата за 12 месяцев), горячая вода – 519,54 тенге с человека. В начале 2017 года цифры были такие: отопление – 65,17 тг/кв.м., горячая вода – 645,58 тг с человека. С 1 января 2018 года за отопление придётся платить 73,66 тг/кв. м., за горячую воду – 730,74 тг с человека. За один год по этой категории потребителей произошёл рост по отоплению на 20,29 тенге (практически на 40%), на горячую воду – на 211,2 тенге (те же самые 40%)!

При этом тарифы на тепло и горячую воду в минувшем году трижды менялись в сторону повышения: 1 января, 1 августа и 1 октября! Последние повышения были произведены как раз в связи с мерами чрезвычайного регулирования, т.к. подорожали железнодорожные перевозки угля, и обе городские ТЭЦ увеличили отпускную цену тепловой энергии, а затем взлетел в цене и сам уголь.

1 января наступившего года произошло не только плановое увеличение стоимости тепла и горячей воды (как известно, для тепловых сетей утверждены предельные размеры тарифов на 5 лет до 2020 года, и повышение по этому графику происходит ежегодно уже третий год подряд), но и рост стоимости в связи с чрезвычайными мерами – а именно подорожанием угля. С углём минувшей осенью вообще происходила ценовая лихорадка. В некоторых регионах и нашей области, и страны топливо взлетело до 25 тысяч тенге за тонну в розничной продаже! Более того, даже при такой цене, угля вообще не было. Социальные сети заполнили видео с десятками, сотнями машин, ожидающих поступления угля на базы в конце октября – начале ноября, когда уже пошёл снег.

Ситуацию с тарифами и дальнейшими перспективами ценообразования в сфере коммунальных услуг в эксклюзивном интервью нашей газете комментирует директор Департамента Агентства по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ВКО Кайрат Уразбаев.

— Кайрат Назарович, кроме планового повышения стоимости тепловой энергии с 1 января в областном центре добавилось ещё и повышение в связи с ростом цены угля. Ваш департамент призван не допускать ценового сговора и необоснованного повышения цен. Проводилось ли расследование причин резкого повышения стоимости угля?

— Да, наши тепловые станции, УК ТЭЦ и Согринская ТЭЦ подали заявки на повышение тарифа на тепловую энергию в связи с ростом цены угля, тепловые сети также обратились с заявкой на повышение в качестве чрезвычайной регулирующей меры. Станции используют уголь разреза Каражыра, который расположен на территории бывшего Семипалатинского полигона. По поручению министерства специалисты департамента проанализировали ценообразование по углю, как в оптовой, так и в розничной продаже. Расследование завершилось, подготовлена справка в республиканский комитет. Оптовые реализаторы угля не согласились с нашими выводами. Рассмотрение передано на согласительную комиссию. Там оптовики и сам разрез Каражыра будут оспаривать наши выводы. Окончательное решение за согласительной комиссией.

— Значит, выводы департамента не в пользу угольщиков?

— Да, нами были выявлены нарушения.

— А ТЭЦ закупают уголь непосредственно на разрезе, или через посредников?

— Уголь приобретается на разрезе. Субъекты естественных монополий закупают на Каражыре 51% всего добываемого угля. Для них действует льготная цена, как для крупных покупателей, для ТЭЦ Усть-Каменогорска это в среднем 3400 тенге за тонну, плюс транспортные расходы на доставку.

Если говорить о тарифах с 1 января, то для потребителей, имеющих общедомовые приборы учёта тепла, они остались на прежнем уровне, а вот для тех, у кого нет таких приборов – тарифы выросли на 9,5%.

— Что Вы можете сказать по поводу тарифов на электроэнергию?

— 4 декабря 2017 года ТОО «Шыгысэнерготрейд» обратилось к нам с заявкой о повышении тарифа на 9,5 %. Мы проверили обоснованность расчётов и с 4 января тарифы увеличены на 5,9%. Среднеотпускной тариф сегодня 13,169 тенге за кВт/ч. Для юридических лиц тариф вырос на 5,93% до 14,488 тг/кВт/ч, для физических лиц на 5% в среднем до 11,642 тг/кВт/ч.

Для населения по первому уровню потребления (до 90 кВт/ч на человека в месяц) тариф составит 10,189 тг/кВт/ч с ростом на 15%. Поясню, почему такой рост. Дело в том, что раньше в категорию бытовых потребителей входили индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства, работавшие без образования юридического лица. Теперь они исключены из этой категории, поэтому и произошло такое увеличение.

По второму уровню (от 90 до 170 кВт/ч на человека) – тариф 13, 97 тенге, по третьему уровню (свыше 170 кВт/ч на человека) – 17,464 тенге за кВт/ч.

По проекту тарифа на электроэнергию были проведены общественные слушания не только в Усть-Каменогорске, но и в Семее. Размер повышения был согласован с областным и городскими акиматами, соблюдены все процедуры. Думаю, что пока тариф будет оставаться на этом уровне.

Также напомню, что с 1 августа 2017 года в Казахстане отменена дифференциация тарифа по времени суток, т.е. дневной и ночной тарифы.

— Кайрат Назарович, ведь розничная продажа электроэнергии сегодня уже не относится к естественным монополиям, теперь это входит в понятие «общественно-значимый рынок»?

— Да, с прошлого года.

— Получается, что «Шыгысэнерготрейд» может сколько угодно подавать заявку на повышение тарифа? А ваша задача – только проверять обоснованность этих заявок?

— Да, это так, и мы будем регулировать цену на розничную реализацию электроэнергии до 2020 года.

— А потом придёт свободное ценообразование на электричество?

— Да, с 2020 года тариф не будет регулироваться.

— Есть ли в данный момент ещё заявки на повышение тарифов?

— Пока нет, кроме вновь образованного Зыряновского многоотраслевого предприятия. В этом предприятии были объединены Водоканал Зыряновска, Теплоэнерго, коммунальные организации Серебрянска и Бухтарма Инфра Сервис. Сейчас мы рассматриваем предельные тарифы для этого предприятия на предстоящие 5 лет. 19 января в Зыряновске состоятся общественные слушания.

— Тариф на тепло и горячую воду в Семее всегда был убыточный. Какова сейчас ситуация в этом городе?

— Длительное время предприятие Теплокоммунэнерго Семея находилось в процессе реабилитации, были огромные долги. Сейчас ситуация стала нормализоваться, впервые за многие годы. Государственные дотации пока ещё есть, но не в таких размерах, как ранее. Раньше просили и давали миллиарды. Сейчас тепловики подали заявку на дотацию для приобретения угля на 790 млн. тенге, выделили 380 млн. Предприятие стабильно работает. Когда на РК-1 и ТЭЦ-1 Семея будут запущены турбины для выработки электроэнергии, думаю, что теплоэнергетика Семея полностью выйдет на безубыточный режим работы.

— Да, но тогда РЭК потеряет крупнейших потребителей электроэнергии, и придётся повышать тариф на электричество для населения всей области.

— Да, есть такая проблема, есть оборотная сторона медали. Такая же ситуация возникнет и в Зыряновске, где также устанавливается турбина на котельной для выработки электричества на собственные нужды.

— Кайрат Назарович, тарифы на тепло для потребителей, имеющих общедомовые приборы учёта тепла, и для тех, кто не имеет таких приборов, существенно отличаются в пользу тех, кто уже обзавёлся приборами. Вроде бы экономический стимул для установки ОДПУТ есть, и хороший стимул. Тем не менее, желающих приобрести и установить приборы пока немного. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— Меня несколько удивляет такой подход населения. Экономическая выгода налицо, тарифы для домов, где нет приборов, значительно выше, с прошлого года были введены дифференцированные тарифы.

— Может быть, людей отпугивает высокая стоимость самих приборов?

— Какой именно устанавливать прибор – это зависит от индивидуальных условий. Где-то достаточно одного прибора на весь дом. В больших многоподъездных 9-этажных домах потребуется прибор на каждый подъезд. Тем не менее, выгода есть. Пока количество домов с приборами невелико, будет такая существенная разница в тарифах.

В Семее 83% многоэтажных домов имеют такие приборы учёта. Они установлены за счёт средств государственной программы, когда городу было выделено 105 млрд. тенге на улучшение системы теплоснабжения. Там получается небольшая разница в тарифах. Но само наличие прибора позволяет экономить средства, к примеру, регулировать начало и окончание отопительного сезона. В Семее без приборов в основном остались двухэтажные дома с 8-12 квартирами. В таком небольшом доме, конечно, особого экономического эффекта от прибора нет, и мы не стали вводить для них дифференцированные тарифы.

А в Усть-Каменогорске нужно активизировать работу по установке приборов, объяснять потребителям выгоду от наличия такого прибора. Думаю, что со временем этот процесс пойдёт гораздо активнее.

Не могли мы не обсудить с Кайратом Назаровичем и новый метод тарифообразования, о котором говорится в проекте Закона «О естественных монополиях» — т.н. «стимулирующий метод». Вот что сообщается о предстоящих изменениях в определении стоимости услуг монополистов.

«В правительстве был представлен новый законопроект «О естественных монополиях». Основным его новшеством является смена с 2019 года метода утверждения тарифа предприятий-монополистов − с затратного на стимулирующий. В Казахстане действовал — и продолжает действовать — сложный, многоэтапный процесс формирования тарифов и детальная регламентация всей деятельности естественных монополий. Он подразумевает нормирование затрат естественной монополии и её прибыли и изъятие любой экономии предприятий путем введения компенсирующего тарифа за неисполнение тарифной сметы.

Такое (затратное) ценообразование, которое применяется сейчас, не стимулирует монополистов к повышению эффективности и внедрению новых технологий.

«Все это порождает теневой бизнес и отпугивает зарубежных инвесторов», — заявил министр национальной экономики Тимур Сулейменов. Самое же главное, что у монополиста не остается ни средств, ни желания заниматься переоборудованием своих активов при такой системе: отсюда и потери воды в 35%, тепла – на уровне 30%, электроэнергии – на уровне 17%.

Единственным плюсом существующей системы является возможность сдерживания роста тарифов, формирующихся фактически на уровне затрат производителей монопольных товаров, работ и услуг. В министерстве национальной экономики решили, что так сфера ЖКХ (а основная масса монополий в Казахстане сосредоточена именно в ней) долго не протянет, а потому предложили перейти к новому методу исчисления тарифов — стимулирующему.

«Стимулирующий метод предусматривает утверждение тарифов на услуги субъектов естественной монополии в зависимости от повышения эффективности их деятельности и соблюдения стандартов качества и надежности услуг, — сказал Сулейменов на заседании правительства. — Под стандартами качества и надежности понимаются технологические и иные параметры процесса оказания услуг, такие, как, например, температура подачи горячей воды, давление воды, частота отключения, нормативные технические потери. От достижения заданных регулятором показателей качества и надежности будет зависеть прибыль монополиста», — утверждает он.

Понятно, что внедрение такого метода тарифного регулирования повлечет за собой рост тарифов, но в Миннацэкономики уверяют, что страшно глядеть нам в свои квитки за комуслуги будет лишь в первый год действия нового метода. По предварительным расчетам, рост тарифов в первый год вырастет на 25-30%, а в пятилетнем периоде его увеличение по сравнению с отправной точкой за счет экономии и снижения потерь и вовсе снизится до 12-17%» — такая информация опубликована на сайте Sputnik.

— Кайрат Назарович, что Вы можете сказать о новом методе расчёта тарифов? Ждать ли нам резкого роста тарифов в 2020 году после законодательного введения такого метода?

— Да, в проекте нового Закона «О естественных монополиях», он уже опубликован, определён стимулирующий метод тарифного регулирования. Сейчас мы работаем по затратному методу, т.е. утверждаем тариф по тем затратам, расчёты которых подаёт монополист. Такой метод не стимулирует монополистов к применению новых энергосберегающих, энергоэффективных технологий. Они заинтересованы показать больший объём затрат и повысить тариф.

В первый год действия нового метода возможен рост тарифов на 20 и более процентов. Дальше тариф будет саморегулироваться за счёт новых технологий, предприятия будут заинтересованы в экономии. Сейчас, при затратном методе, средства на амортизацию и прибыль направляются на инвестиционную программу. При новом методе за счёт экономии возможно будет прибыль направить на выплату дивидендов. Эти изменения направлены на привлечение в отрасль инвесторов и применение новых технологий.

Хочу подчеркнуть, что пока действуют предельные уровни тарифов до 2020 года, стимулирующий метод применяться не будет. Изменения, возможно, произойдут лишь в 2020 году. На совещании в министерстве говорилось о том, что нужно принять меры, чтобы не допустить резкого роста тарифов с началом действия нового метода.

— Эти изменения касаются только субъектов естественных монополий?

— Да, это теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, передача электроэнергии.

Среди других новаций Кайрат Уразбаев отметил, что теперь монополисты могут подавать заявки в электронном формате, что избавит от необходимости многотомной бумажной документации и упростит работу.

Итак, в 2020 году с тарифами станет ещё веселее. Во-первых, прекратится государственное ценовое регулирование четырёх общественно-значимых рынков, среди которых и розничная продажа электроэнергии. Значит, с этого момента тот же «Шыгысэнерготрейд» сможет увеличивать стоимость электричества хоть каждый день! Во-вторых, будет введён новый метод формирования тарифов, и если нам уже сегодня говорят о 25-30 – процентном росте, значит, так оно и случится. За два года народ привыкнет к этой печальной новости. А вот приведёт ли этот метод к дальнейшему снижению – в это поверить довольно сложно. Ещё не было случая, чтобы тариф монополистов снизился.

Так что же делать народу? Когда в отношении народа будут применяться «чрезвычайные регулирующие меры»? Может быть, действительно, Деду Морозу написать, чтобы принёс подарок в виде снижения цен и тарифов?



Денис Данилевский

Полную версию интервью Кайрата Уразбаева можно

посмотреть на видеоканале газеты «Flash!» в You Tube