ГДЕ НАЙТИ РЕЗЕРВЫ?

Газета "Flash!"

Даниал Ахметов работает акимом ВКО чуть больше двух месяцев, с 11 ноября прошлого года. Однако, уже успел вызвать критику некоторых республиканских СМИ. В частности, вот что пишет о деятельности главы Восточно-Казахстанской области портал Ult.kz:


«Даниал Ахметов, чуть более двух месяцев назад назначенный акимом Восточно-Казахстанской области, заявил, что его не устраивает нынешний облик областного центра.

Ради бога, никто не против изменения Усть-Каменогорска. Мы даже обрадовались, услышав эту новость. Однако нас смутило другое. Оказывается, аким решил, что архитектура города внешне должна быть похожа на Москву. Желание Даниала Ахметова можно было бы оправдать тем, что он некоторое время работал в Москве, но чем его не устраивает наша столица – Астана? Почему нужно подражать главному городу русских?

«Шило в мешке не утаишь». Стало известно, что после приказа руководителя региона аким Усть-Каменогорска и руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства в ноябре прошлого года выезжали в служебную командировку в Москву для ознакомления с архитектурой российской столицы.

Пока неизвестно, как изменится город. Однако архитекторы уже примеряют «костюм» Москвы к Усть-Каменогорску.

– На центральной площади планируем установить световые фонтаны. Все зависит от бюджета, – говорит главный архитектор товарищества «Архфонд» Борис Невзоров!».

Национал-патриотические круги, видимо, теперь в каждом чихе будут видеть какую-то «закулису». Вот и Ахметову приписали «прорусские настроения». Видимо, оппоненты акима припомнят ему и его заявление о том, что кадровую политику в регионе он будет вести с учётом многонационального состава и полиязычия области. Не всем по нраву такой подход.

В свое время аким главного города ВКО Ислам Абишев позаимствовал идею надписи «Казахстан» на самой высокой горе города из опыта такой надписи в Голливуде. И на симпозиум скульпторов он приглашал зодчих весьма сомнительной квалификации из самых разных стран. Например, ваятельница из Шотландии была одержима мыслью соорудить что-нибудь «чувственное и большое». Однако никто не обвинил Ислама Алмахановича в проамериканских или пробританских настроениях. А в данном случае оппонентов акима почему-то не устроила Москва. Они еще не знают, что командировка акима Усть-Каменогорска была не только в столицу России, но и во Францию. Ездил туда глава областного центра уже без начальника отдела ЖКХ. И не в Париж, как многие подумали, а в Лион.

Сама по себе поездка для изучения опыта оформления внешнего облика города, конечно, весьма полезна. Другое дело, что вряд ли нынешний аким Усть-Каменогорска Темирбек Касымжанов сможет воплотить в жизнь что-то ценное, увиденное им в Москве и Лионе. При нем Усть-Каменогорск стремительно превращается в большой райцентр. Для начала Темирбеку Жумакуловичу нужно бы научиться выполнять самые простые обязанности главы городской администрации: своевременно и качественно чистить дороги, вывозить мусор, обеспечить всем необходимым школы, детсады, возводить недорогое жилье и прокладывать в районы новостроек всю инженерную инфраструктуру, наладить бесперебойную работу общественного транспорта, поставщиков коммунальных услуг, прокладывать новые дороги и строить так нужные городу мосты и так далее А пока с этим у Касымжанова очень туго. Куда уж тут до московского или лионского размаха!

Сокровище рядом,

на виду!

Да и кризис на дворе. Поэтому проекты создания в Усть-Каменогорске своей «Красной площади» со световыми фонтанами, или строительства развязок вокруг Иртышского моста сегодня воспринимаются как красивая, но все-таки, мечта. А реальность такова, что аким области дал поручение всем городам и районам пересмотреть бюджеты и исключить лишние расходы, без которых пока можно обойтись. И найти резервы. Самый главный резерв – это неосвоенные средства. Таковых по итогам прошлого года оказалось 2,3 млрд. тенге! Из них 1,6 млрд. не освоены, как доложили на заседании областного акимата, «по субъективным причинам». Говоря нормальным языком – значит, по вине конкретных чиновников, отвечавших за освоение этих денег.

Со своей стороны мы также хотим внести свой вклад в поиск резервов пополнения бюджета. Наверное, Даниал Кенжетаевич еще не знает о процветающей нелегальной торговле водкой и спиртом на знаменитой улице Колхозной в Усть-Каменогорске. Спиртное там льется рекой, в прямом смысле слова, прямо из крана. И все мимо бюджета. Интересно, что рядом находится вино-водочный завод «Адиль». Наверное, спиртопровод проложен в соседние дома прямо из заводских цехов. В результате, по данным департамента статистики, официальная загрузка наших предприятий, производящих алкоголь, составляет менее 1%! Огромные средства не поступают в казну в виде акцизов. И ничто, и никто не может поколебать эту торговлю. Уж слишком большие люди и слишком большие деньги стоят за нелегальным алкоголем. (Ещё один материал по торговле на Колхозной читайте на стр. 4).

Еще один резерв – плата за природопользование. Природой пользуются многие, но не все платят в бюджет за ущерб, наносимый общенациональному достоянию. Совместно с Агентством журналистских расследований «Витязь» мы проанализировали – как ведется добыча песчано-гравийной смеси, столь необходимой в любом строительстве. Результаты оказались просто ужасающие. Вокруг Усть-Каменогорска и на его территории всего три легальных карьера по добыче такой смеси. Однако, песок и гравий совершенно свободно берут из нелегального карьера в районе Самарского шоссе. Редакция располагает неофициальной информацией, что этот участок хотят заполучить в частную собственность, якобы, через механизм легализации. По имеющимся у нас сведениям, песчано-гравийную смесь берут и на берегу Бухтарминского водохранилища. В этих районах береговая линия уже претерпела в результате такой варварской деятельности необратимые изменения. Средства в бюджет не поступают, природе носится непоправимый ущерб, и никто не привлечен к ответственности. Природоохранная прокуратура попросила подождать весны, когда дорога установится. Между тем, нам известно, что песок и гравий там берут и сейчас. И ничто не мешает поймать нарушителей за руку. Или, что-то все-таки мешает?

Зажмём, скрутим, оштрафуем…

А пока, похоже, поиск резервов заключается в увеличении поступлений от штрафов. Об этом, кстати, прямо говорил на своей последней пресс-конференции в октябре прошлого года бывший аким области Бердыбек Сапарбаев. Действительно, в числе антикризисных мер еще в мае -2014 было записано поручение ДВД – повысить поступления от штрафов. Сейчас, например, полицейские выявляют всех хозяев собак. Чтобы штрафовать их за выгул своих питомцев без намордника. Вот это резерв пополнения бюджета, я понимаю! Да и законодатели способствуют выворачиванию карманов своих избирателей. Автомобилистов, например, обложили уже со всех сторон. Скоро будут штрафовать уже за то, что ты просто сел за руль. При этом дети крутых, как знаменитый Максат Усенов, будут продолжать сбивать людей насмерть и отделываться штрафом, да арестом в 30 суток (большего административного ареста сейчас просто нет). Или еще одна новелла – штраф за то, что человек проживает не по месту регистрации. А как быть, если имеешь две квартиры? Ведь физически невозможно проживать сразу в двух одновременно. Еще один резерв – штрафы с попрошаек. Попрошайничество – это, конечно, позорное и уродливое явление. Но чтобы его искоренить, нужно всех обеспечить работой и обязать трудиться. А старикам и инвалидам платить достойные пенсии и пособия.


Теперь полиция кинется следить за собаководами, попрошайками, ходить по домам проверять регистрацию, чтобы денежки были в бюджете, и чтобы чиновники исправно получали зарплату. Даже если штрафовать собаководов и попрошаек каждый день, не наберется такая сумма, которая утекает мимо казны от нелегальной торговли водкой. Силовикам лучше хлопнуть «Колхозную», и сразу поступления в бюджет увеличатся на порядок. Глядишь, и пенсионерам можно будет бесплатный проезд организовать. Но «Колхозную» трогать нельзя. Попрошаек и собаководов гонять проще и безопаснее.

Кумыс – двигатель экономики?

Есть и еще один резерв поступлений в казну – наращивать индустриальную и аграрную мощь. Наверное, новый глава области прорабатывает возможные варианты выхода региона из полной зависимости от цветной металлургии. Чуть ухудшилось положение в этой базовой отрасли – и во всей области стало хуже. Но пока предложений по выходу из такой зависимости немного. Единственное предприятие, вышедшее на уровень гигантов металлургии – это группа компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Более 20 млрд. тенге налогов было перечислено в бюджеты всех уровней, в том числе более 2 млрд. в бюджет ВКО. Холдинг совместно с АВТОВАЗом разворачивает строительство автозавода полного цикла на 120 тысяч машин в год. Поэтому Даниал Ахметов и подчеркнул необходимость всемерной поддержки автомобильной отрасли. За государством в данном случае – помощь льготными кредитами и строительство инженерных коммуникаций.

Поддерживать экономику региона будут такие крепкие организации как лидер проектного дела «Казгипроцветмет», фирма «Кэмонт», предприятия энергетики. Но они были опорой всегда. А что же нового?

На совещании по индустриально-инновационному развитию выяснилась в целом не очень радужная картина. В таком крупном промышленном центре как Усть-Каменогорск в рамках Карты индустриализации построен только завод промышленной арматуры. Маловато для индустриального города. И то, судя по всему, имеются сложности с выводом нового предприятия на проектную мощность. Почему-то сорвался проект организации домостроительного комбината. А ведь такое предприятие было в Усть-Каменогорске. Да и практически в каждом областном центре были ДСК. Большая часть жилья в городе построена из панельных конструкций, производившихся на домостроительном комбинате. И в этих домах люди живут уже по 25-40 лет! Без всяких проблем! Но в 90-е годы ДСК был разрушен. Так почему же не получилось вернуться к этому опыту? Этот проект был даже выведен из Карты индустриализации. В 2015 году в Усть-Каменогорске планируется ввести в строй завод по производству ОSВ – плит. Дело нужное, но вряд ли один небольшой завод что-то изменит в индустриальном раскладе города.

В другом крупнейшем городе области Семее также негусто с новыми промышленными объектами. Так, аким Семея Айбек Каримов сообщил о мерах поддержки деревообрабатывающего завода. Значит, на полную мощность он еще не заработал. Говорилось и о проблемах с проектом «Семей сплав». Есть еще проект модернизации аэропорта в Семее. Тоже негусто.

Остальные проекты из 12, намеченных к вводу в этом году, также явно не тянут на роль локомотивов экономики. В списке – вновь пресловутый проект по переработке кобыльего молока, здесь же – по производству икры и мяса осетровых рыб. При чем здесь индустриализация? В лучшем случае эти проекты дадут пару десятков рабочих мест, да несколько миллионов поступлений в бюджет. А вот действительно новаторский проект по производству тепловых насосных установок почему-то заглох. Не потому ли, что если повсеместно начнут внедряться тепловые насосы, то снизятся доходы у наших тепловых монополистов, да и у угольных олигархов денежек станет поменьше?

На совещании аким области Даниал Ахметов обозначил новый подход к вопросу индустриально-инновационных проектов. В первую очередь будут поддерживаться те проекты, инициаторы которых докажут, что они финансово состоятельны.

– Инфраструктурные объекты государство будет строить только, когда убедиться, что заявитель располагает средствами для реализации проекта и реально эти деньги вкладывает. Ситуации, когда государство начинает строительство инфраструктурных объектов, а заявитель в это время лихорадочно ищет инвесторов – не будет. Государство будет идти в реализации проекта вслед за предпринимателем.

Даниал Ахметов сразу же показал, что это не слова. Так, проект по восстановлению Огневской горно-обогатительной фабрики, вроде бы, очень нужный, и самый что ни на есть индустриальный, получит одобрение только после проработки всех финансовых вопросов. Такой ответственный подход позволит избежать ставшей уже привычной картины: деньги в проект вбуханы, ленточку перерезали, а объект потом стоит, зарастает травой. Так уже было с заводами по производству вертолетов, по выпуску компьютеров и так далее И почему-то никто не несет ответственности! Ни чиновники, одобрившие такой проект, ни сами предприниматели. А деньги просто исчезают. Впрочем, легко можно предположить, почему виновных и не пытаются найти. Ну, а в сельском хозяйстве аким решил сделать ставку на молоко. Времени на раскачку глава региона не оставил. Поручено начать закупку молока на местах, включая самые отдаленные районы через современные передвижные комплексы, уже с 15 февраля. А переработчикам быть готовыми принять этот объем и переработать. По предварительным подсчетам, в этом году объем переработанного молока должен увеличиться на 30%. Такой «молочный поход», как его уже окрестили, в итоге должен потеснить на прилавках привозную молочную продукцию в пользу наших, местных молочных предприятий. А то ведь дошло до того, что и восточно-казахстанские переработчики молока используют сухое молоко аж из Беларуси!

Февральские тезисы

Итак, похоже, основные направления работы главы ВКО за эти два месяца определились. Проанализировано положение, выбраны «направления главного удара», те главные звенья, взявшись за которые можно вытянуть всю цепь. В промышленности это автопром, в сельском хозяйстве – «молочный поход». В бизнесе – поддержка финансово состоятельных проектов. Среди регионов особое внимание, как всегда, Семею. Всем остальным нужно привести свои населённые пункты в порядок, особенно- областному центру. И – поиск резервов. Как для пополнения бюджета, так и для сокращения расходов. Полное освоение бюджетных средств. Активное участие в многочисленных государственных программах.

Ничего заоблачного аким не обещает. И это хорошо. Всё внимание – реальной повседневной работе. Конечно, вряд ли можно в нынешних условиях рассчитывать на выполнение тех радужных планов, которые отражены в прогнозе социально-экономического развития области на 2015 -2019 годы. Хотя и принят он не так давно, 30 сентября прошлого года, но составлялся ещё до разрастания кризиса. Главное – чтобы область относительно стабильно прошла этот тяжёлый период. Сколько он продлится – сказать сложно. Постепенно происходят и кадровые перемены. Так, ушёл в отставку руководитель управления строительства Серик Туленбергенов. На момент работы над статьёй вакантны должности начальников управлений культуры, природных ресурсов и регулирования природопользования, акима Уланского района. Думается, что предстоящий отчёт акима области по большей части станет его программным выступлением. Тем он и будет интересен.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ