О ТОМ, «КТО ВИНОВАТ?» И «ЧТО ДЕЛАТЬ?».

Газета "Flash!"

Для начала – цитата из заметки в газете «Рудный Алтай», автор Ирина Осипова, в которой, в частности, говорится о долгострое Областного Центра крови.


«Трудности вызывает электро-снабжение медицинского объекта – до сих пор специалистами АО «ВК РЭК» не выданы технические условия для подключения здания. Дело в том, что в областном центре ощущается дефицит электроэнергии. «Если нормальная жизнедеятельность нового Центра крови требует мощности в один мегаватт, то энергетическая компания готова предоставить только половину.

– Согласно проекту, «запитка» здания должна была вестись от станции «Западная», которая во время разработки проекта только начинала строиться. Но она не была доведена до ума, – объясняет заместитель акима области Димитрий Гариков, – специалисты АО «ВК РЭК» сейчас делают полную раскладку по имеющимся возможностям. Если они дадут Центру необходимую мощность, то могут «подсадить» другие объекты, ведь в 19-м микрорайоне вовсю идет строительство».


Мой коллега и давний добрый друг, редактор газеты «FLASH!» Денис Данилевский, попросил меня прокомментировать информацию, изложенную в данной цитате, считая эту тему весьма злободневной.

Что ж, я готов это сделать. Но для начала сообщу, что я – не энергетик по профессии, однако проработал в энергетической отрасли с небольшим перерывом почти сорок лет, и вот уже четверть века из этого срока освещаю проблемы энергетики в СМИ, возглавляя отраслевые газету и журнал. Вот почему я буду рассуждать (говоря с долей юмора), как «полупрофессионал», при этом не блюдя «корпоративную этику» и не защищая своих коллег – энергетиков, но буду рассматривать ситуацию с позиции «продвинутого потребителя», что ли, которому известны некоторые нюансы, неведомые основной массе потребителей.

Но для того, чтобы разобраться в извечных вопросах: «Кто виноват?» и «Что делать?», необходим будет экскурс и в историю, и в экономику, и в политку – куда уж без нее? Может быть, тогда и можно будет понять – «ху из неправ?».

НЕМНОГО СТАТИТСТИКИ

А начну я с того, что сообщу, подчеркну, свое сугубо личное мнение, что во всех в общем-то наших вчерашних, сегодняшних и, увы, похоже, и завтрашних бедах виновато государство! А как же может быть иначе, если в лице нанятых им на службу чиновников всех рангов – от правительства до низовых госструктур, оно взялось «рулить» всеми сферами нашей жизни? Так если взялось рулить – рули! Но рулить-то при этом нужно умело, и не нарушая «правил движения», а получается это далеко не всегда! Ну, а если возникают какие-то недостатки в той или иной сфере нашей жизни, которыми государство напрямую не управляет, оно должно строго спрашивать с тех, кто управляет уже той или иной сферой (отраслью и т.д).

Теперь рассмотрим создавшуюся ситуацию, подробности которой мне не известны настолько, чтобы что-то утверждать. Но вот предполагать я могу. Отсюда следует, что в чем-то могу и ошибиться, но, думаю, не в ключевых рассуждениях.

Итак, энергетики говорят, что для подключения Центра не хватает соответствующих энергетических мощностей, а далее обясняют причину – почему.

Давайте начнем с утверждения, приведенного в заметке, что «в областном центре ощущается дефицит электроэнергии». Тут сразу у обывателя возникает справедливый вопрос:

– Как же так? У нас в области «куча» ГЭС-ТЭЦ, а электроэнергии не хватает? Для СЕБЯ!

Так ли это?


Тема дефицита настолько интересная и запутанная, что тут позволю себе некоторые сомнения и задам ряд нелицеприятных вопросов. Тем более что мне не очень давно пришлось заниматься этой проблемой, а именно: а есть ли дефицит электроэнергии в регионе и республике, или же это следствие не совсем правильной энергетической политики и неумение распределять и рачительно использовать уже существующие энергетические мощности?

И вот что выяснилось, вкратце, ибо, затронь мы эту тему подробнее – потребуется статья, да не одна!

Вот вам для начала ряд цифр, часть из которых взяты мной из постановления Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года №724 «Об утверждении Концепции развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года».

Здесь, в преамбуле, приведены данные, которые будут нам интересны для дальнейших рассуждений.

«Производство электроэнергии.

По итогам 2013 года, в единой энергетической системе (далее – ЕЭС) Республики Казахстан выработку электроэнергии осуществляет 76 электростанций.

На 1 января 2014 года установленная мощность составила 20 591,5 МВт, в том числе: теплоэлектростанции – 18002,4 МВт; гидроэлектростанции – 2 583 МВт ветроэлектростанции – 5,6 МВт; солнечные электростанции – 0,5.

Располагаемая мощность электростанций составила 17 108 МВт в зимний период и 15 320 МВт в летний период. При этом годовой максимум электрической нагрузки в 2013 году составил 13 099 МВт.

Доля генерирующих источников по видам топлива распределена следующим образом:

на угле – 73,2%;

на газе – 18,4%; гидроэлектростанции (без малых ГЭС) – 8,1%;

Возобновляемые источники энергии (в том числе малые ГЭС) – 0,3%.

Выработка электроэнергии в Казахстане в 2013 году увеличилась на 1,9% по сравнению с 2012 годом и составила 91 972,7 млн. кВтч, в том числе:

тепловыми электростанциями – 77 672 млн. кВтч; гидроэлектростанциями – 7 701 млн. кВтч; газотурбинными электростанциями – 6 645,8 млн. кВтч;

ветроэлектростанциями – 3,1 млн. кВтч; солнечными электростанциями – 0,8 млн. кВтч.

В 2013 году потребление электроэнергии в Казахстане по сравнению с 2012 годом уменьшилось на 2% и составило 89 640,8 млн. кВтч».

А вот далее таблица, цифры которой дались нам непросто! Здесь указаны выработка и потребление электроэнергии в РК в период с 1990 по 2013 гг. Данных по прошедшему 2014 году у нас пока нет по причине его недавнего окончания. Вообще надо с горечью признать, что получить какую-либо информацию по энергетике (особенно касаемо энергетической статистики!) из открытых источников, Интернета, к примеру, где, казалось бы, должно быть всё, далеко не так просто, как может показаться! Информацию приходится выискивать по крупицам то здесь, то там. А ведь чего проще иметь все это ДЛЯ ВСЕОБЩЕГО ОБОЗРЕНИЯ на каком-либо отраслевом сайте! К несчастью, о чем подробней ниже, у нас до недавнего времени НЕ БЫЛО МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ, а «рулил» этой некогда мощнейшей стратегической отраслью экономики всего лишь департамент Министерства индустрии и новых технологий – МИНТ! Выделил это крупным шрифтом, потому что, по моему мнению, этот факт – один из ответов на вопрос? «Кто виноват?».

Что же следует из данных этой таблицы? Даже неискушенный читатель-потребитель из этих цифр поймет, что в РК не все так плохо с производством и потреблением электроэнергии. А если рассуждать чуть более профессионально, и изучить и кое-какие другие энергетические документы, то выясняется следующее.

А именно, как явствует, например, из программы «Энергосбережение – 2020», сегодня промышленность Казахстана потребляет порядка 70% вырабатываемой электростанциями энергии, а сфера ЖКХ всего 12,5, следовательно, основным потребителем электроэнергии являются промышленные предприятия. Вот цитата из программы: «Высокое энергопотребление в промышленном секторе Казахстана обусловлено в первую очередь такими энергоемкими отраслями, как горно-металлургический комплекс. 69,7% от общего потребления электроэнергии и 51,7% от общего потребления тепла в стране приходится на промышленный сектор, тогда как в Европейском Союзе доля потребления электроэнергии промышленным сектором составляет в среднем 24%. За 2012 год только тридцатью крупнейшими предприятиями было потреблено 34559,3 млн. кВт ч., что составило около 35% от всего объема потребленной электроэнергии в республике». Касаемо нашего региона, в этой программе есть такие, например, интересные цифры:


ТОО «Казцинк» потребило в 2012 году 2885,7 млн. кВт ч. электроэнергии (4% общего электропотребления Республики Казахстан!);

АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат» – 879,8 млн. кВт ч;

АО «Ульбинский металлургический завод» – 152,1 млн. кВт ч.

Отсюда становится понятным, насколько важна энергоемкость наших промышленных производств, снижение которой могло бы значительно сократить потребности в электроэнергии и тот пресловутый её дефицит, о котором так много говорят! А приведенные нами выше данные со всей очевидностью свидетельствуют, что наши промышленные гиганты сегодня являются весьма энергоемкими производствами! Так что они делают для того, чтобы снизить энергоемкость, а, следовательно, и дефицит электроэнергии собственных производств, и в целом по стране?

В свое время мы задавали эти вопросы нашим ведущим предприятиям, но вопросы эти не получили должного ответа: кто-то отделался туманными, неконкретными формулировками, кто-то вообще не соизволил ответить, что заставляет нас думать, что предприятиям просто нечем похвастать в области снижение энергоемкости!

А если сопоставить потребление электроэнергии крупнейшими вышеупомянутыми промышленными предприятиями в период их наибольшего расцвета (конец восьмидесятых – начало девяностых) и сегодняшним электропотреблением, то выходит, что большинство из них сегодня не превзошли пика потребления вышеуказанных лет!

В то же время известно, что если в 1990 году в Казахстане насчитывалось около 20 тысяч промышленных предприятий, то в 2010 осталось всего чуть больше одиннадцати тысяч. Очень возможно, что с 2010 года, после которого у нас нет данных, количество предприятий и увеличилось, но ведь не на порядок же? Что, например, энергоемкого за последние годы построено в нашем регионе? Медьзавод на Казцинке? Начавшийся строиться автозавод? Чего-то «глобально» энергоемкого, насколько нам известно, построено пока не было! Да, бытовое электропотребление увеличилось, но выше мы приводили, сколько процентов от общего электропотребления оно составляет. То есть именно на промышленность падает львиная доля электропотребления, и становится не совсем понятным, откуда же возник так называемый ощутимый дефицит электроэнергии?

Да и, вроде бы, бОльшая часть электростанций – гидравлических и тепловых, хуже работать не стала, то есть электроэнергия вырабатывается. При этом, как сказано выше, многие предприятия закрылись, или сбавили темпы и объемы производства, бытовой сектор хотя и увеличил свою «энерговооруженность», но не настолько, чтобы существенно повлиять на общее потребление электроэнергии. И все-таки электроэнергии не хватает! Так в чем же секрет, и не «секрет» ли это «Полишинеля»? Не в том ли, о чем мы уже вскользь упоминали выше? А именно: с одной стороны, в нерациональном расходовании этой энергии предприятиями и бытовыми потребителями, а, с другой стороны, непомерными расходами этой энергии при ее собственном производстве и транспортировке? Мы ведь давно и, увы, все больше безрезультатно говорим об устаревшем, непроизводительном оборудовании, как электростанций, так и электрических сетей, где по данным АРЕМ РК, величина нормативных относительных потерь электроэнергии в Казахстане в 2009 – 2010 годах составляла, например, от 5,31% (Акмолинский РЭК) до 19,2% (Кокшетауэнерго)», а фактических – еще выше! Так стоит ли удивляться, что тарифы на электрическую, да и тепловую энергию растут из года в год, если мы ее так нерационально используем?

Таким образом, анализируя динамику производства и потребления электроэнергии в Казахстане в постсоветский период, можно сделать вывод, что производство и потребление в среднем балансировали с незначительным отклонением в сторону потребления, то есть производство электроэнергии было несколько меньшим, чем потребление. В то же время, например, в 2003-2005 гг., 2009 г. электроэнергии производилось несколько больше, чем потреблялось. Так что говорить о каком-то весьма существенном отставании производства электроэнергии от ее потребления за истекший период было бы преувеличением.

А вот таблица потребления электроэнергии в Восточном Казахстане за ряд последних лет по данным Восточного филиала МЭС АО «КЕГОК».

Как видим, мы далеки от пика потребления электроэнергии нашей областью, который был в 1991 году. Более того, какого-то резкого увеличения потребления в последние годы не отмечается!

Думается, что подобные цифры свойственны с незначительными отклонениями и другим региональным энергетикам, и энергетике республики в целом.

То есть, как нам кажется, если бы энергия, производимая электростанциями, не была бы столь затратной, не терялась бы при транспортировке по сетям, если бы энергоемкость основных производств была бы существенно снижена (а резервы для этого есть, было бы желание!), если бы, наконец, и бытовые потребители приложили к энергосбережению руку, наверное, не потребовалось бы новых угольных и атомных ТЭЦ, работа которых, даже при соблюдении всех экологических норм и правил существенно вредит окружающей среде! Вот что можно почерпнуть из простых статистических данных!

КТО ВИНОВАТ?


Но кто же все-таки конкретно виноват в том, с чего мы начали наше повествование – вернемся к Центру переливания крови. В заметке сказано, что если Центру дать необходимую мощность, то: «…могут «подсадить» другие объекты, ведь в 19-м микрорайоне вовсю идет строительство».

В связи с этим вопрос: кто в свое время разрабатывал Генеральный план развития города Усть-Каменогорска, и почему не было учтено «вовсю идущее строительство», для которого должен был быть предусмотрен соответствующий резерв мощности, а, следовательно, строительство необходимых электрических сетей и подстанций?

«А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!», – как говорилось в бессмертной комедии Гоголя «Ревизор»! И – конкретный с него спрос!

Беда в том, что государство у нас управляется «коллегиально», а «коллегию» к ответственности не привлечешь! Но, если кроме шуток, кто-то же рассматривал и утверждал все эти «планы» и «программы развития»?! Неужто не предусмотрели «бурного развития» региона и города в частности? Еще в заметке сказано: «Согласно проекту, «запитка» здания должна была вестись от станции «Западная», которая во время разработки проекта только начинала строиться. Но она не была доведена до ума».

Вопрос: почему «не была доведена до ума»? Кто это проконтролировал? Почему не были устранены недостатки? «А подать сюда…».

Итак, на мой сугубо личный взгляд, в «первую голову» виноваты в ситуации государственные органы и организации: планирующие, руководящие и бдящие.

Вопрос, почему не руководили как надо и не бдили – уже не ко мне! Есть ли вина во всем этом энергетиков? Безусловно – есть! Причем, начиная с самых верхов!

Но и здесь ответственность государства и отдельно взятого министерства, увы, пересекаются и делятся между собой! Что было требовать от отрасли, у которой не было своего министерства?! А вот когда, в советские времена и немного чуть позже, оно было, то было и четкое планирование: что, когда, как и за какие средства должно строиться и развиваться! И строилось, и развивалось! Да как! Тот, советский задел, запас прочности, мы успешно эксплуатируем до сих пор! А в «нашу эпоху» посчитали, что Минэнерго не нужно вовсе! Наверное, потому, что бОльшую часть станций и сетей распродали «с молотка» или передали в многолетнюю концессию частным компаниям, часть из которых оказалась недобросовестными «обещантами» и псевдоинвесторами! «Секрет ПРолишинеля» в свое время мне «раскрыл» один весьма высокопоставленный чиновник Миэнерго в приватной беседе:

– Пока мы вовсю торгуем углеводородами (читай – энергетическими запасами!) до РЕАЛЬНОГО развития энергетики у нас всегда не будут доходить руки! Не о том болит голова у наших топ-менеджеров! Причем РЕАЛЬНЫЕ энергетики, практики, чьими руками РЕАЛЬНАЯ, а не на бумаге, энергетика республики все эти годы успешно создавалась, не раз били тревогу – почему нет у нас отраслевого министерства, почему нет РЕАЛЬНОГО Энергонадзора, почему СТРАТЕГИЧЕСКОЙ области экономики уделяется так мало внимания? Ну, Слава Богу, в прошлом году Минэнерго было воссоздано! Теперь бы наполнить его работу РЕАЛЬНЫМ содержанием!

Наконец, виноваты ли в создавшейся ситуации мы, потребители? Казалось бы, мы-то тут – при чем?! Но смотрИте – мы ведь с вами живем в демократическом обществе? Во всяком случае, так явствует и из нашей Конституции, и из других основополагающих документов. А демократия – это власть народа! Именно мы, через наших доверенных лиц – депутатов, должны доносить до руководства страны наши мнения и желания! А те, сообща, должны принимать такие законы, нормы и правила (сейчас скажу банальную истну!) чтобы нам изо дня в день жилось не хуже и хуже, а наоборот! Чтобы не было роста на всё и вся – и особенно – на электроэнергию, ибо последняя фигурирует во всех причинах подорожания всего остального! Но КТО-НИБУДЬ СПРАШИВАЛ У НАС, а надо ли распродавать в ЧАСТНЫЕ РУКИ объекты СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ – энергетики?! Причем – иностранным фирмам! Поезжайте и попробуйте купить ТЭЦ или ГЭС в США! Кто-то спрашивал всенародно или регионально, почему именно ТАКИЕ лимиты вводят на электропотребление?! Только «не смешите мои тапки», если вспомните об «общественных слушаниях»! НИ РАЗУ ЗА ВСЕ ГОДЫ МОЕЙ РАБОТЫ В ЭНЕРГЕТИКЕ, я не встречал на этих слушаниях никого, кроме горстки бодрых пенсионеров – любителей подискутировать, представителя уполномоченного органа и инициатора повышения тарифов. НИ ОДНОГО слуги народа – ДЕПУТАТА, насколько помнится, видеть не приходилось! Ну, уж, если и запамятовал, и был кто-то из городских или областных, то вот слуг народа республиканского уровня на этих, для «галочки», общественных слушаниях, не встречал – точно! Так что и на нас самих тоже надо пенять, ибо под лежачий камень вода не течет!

Ну, «виновные», как говорится, определены. Теперь читатель, чую, с нетерпением ждет, когда же автор перейдет ко второму, более сакраментальному вопросу:

– Что делать?!

Тут позвольте разложить все «по полочкам».

1. ГОСУДАРСТВУ: всерьез обратить (и не только путем создания Минэнерго!) внимание на перспективы развития энергетики, не забывая за добычей и продажей углеводородного сырья и реальную энергетику. А для этого – сейчас скажу крамольную фразу – ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ! И пусть, если кому-то уж очень сильно хочется, с участием иностранного капитала! НО это дожна быть ИМЕННО НАША, а не «их» ЭНЕРГЕТИКА, НАМИ ЖЕ должна управляться и контролироваться, а ГЛАВНОЕ – В ИНТЕРЕСАХ ВСЕГО НАРОДА! И если уж мы кому-то что-то отдали под управление на каких-то выгодных нам конкретных условиях, мы должны строго и вовремя спрашивать с тех, кто не выполняет условия этих договоренностей! И тогда, например, не будет такого многолетнего и позорного для государства факта, когда оно в течение более 15 лет не может вернуть восьми с лишним тысячам (!) акционерам бывшей Алтайской энергосистемы причитающихся им по закону дивидендов!

2. ЭНЕРГЕТИКАМ: четче и настойчивей отстаивать перед государством интересы отрасли, но обязательно с учетом ее взаимодействия с другими отраслями экономики и всеми сферами нашей жизни.

3. НАМ С ВАМИ: высказывать наши пожелания и предложения и доводить их до сведения руководства нашего государства через своих посредников – депутатов любыми законными способами!

Глядишь, при соблюдении всех этих условий, и не пришлось бы мне комментировать отдельно взятого долгостроя в разрезе его электроснабженческой составляющей!

Александр АГАРКОВ стаж работы в энергетике – 35 лет.