ЧЕМУ УЧАТСЯ МЕДИЦИНСКИЕ ЧИНОВНИКИ ЗА ГРАНИЦЕЙ?

Газета "Flash!"

Как выйти на лучшие мировые, европейские стандарты медицины? Этот вопрос глава области Даниал Ахметов задал руководителю управления здравоохранения ВКО Вадиму Овсянникову во время посещения лечебных учреждений города Семея.


– Я приехал сюда не для того, чтобы полюбоваться на слайды, а чтобы понять, почему, имея высококлассное оборудование и неплохих специалистов, в Восточном Казахстане такие высокие показатели детской и материнской смертности. Я убежденный сторонник того, что по каким-то причинам мы отстаем от, скажем европейских показателей. Так назовите эти причины. Если нужно быстро приобрести какую-то аппаратуру или отправить врачей на годовые курсы повышения квалификации – мы все это можем, – сказал Даниал Кенжетаевич.

Оглянитесь вокруг, господа!


Итак, врачей готовы отправлять учиться за границу хоть на целый год, выделять на это средства, только бы дело продвигалось. А чему учатся в других странах руководители нашей медицины? Вот в прошлом году чиновники здравоохранения поднабирались опыта в чистенькой Латвии, с её сосновыми дюнами и Рижским взморьем. Тема была актуальнейшей – утилизация отходов медицинской и фармакологической деятельности. На данном международном семинаре знакомили, как правильно избавляться от частей человеческого тела после операций, или, как правильно организовать сбор просроченных таблеток и прочих лекарств. Впечатления от семинара у нашего представителя остались самые позитивные. Оказывается, в Латвии жителям выдают специальные пакеты, чтобы они складывали туда лекарства с истекшим сроком годности. Аккуратные латвийцы несут их в аптеки или больницы, а уже оттуда они попадают на переработку. И вообще, увиденная картина прибалтийского порядка так вдохновила, что и у нас решено всерьез заняться утилизацией и переработкой медицинских отходов. Только остались подозрения, что просроченные таблетки, которые предусмотрительные европейцы учатся складывать в отдельные контейнеры у входа в аптеки, в наших условиях будут «обчищены» пенсионерами и безработными, для дальнейшего использования.

Кстати, для того, чтобы научиться организовать цивилизованную переработку медицинских и биологических отходов, совсем не нужно ехать в чистенькую Латвию. Если местные чиновники от здравоохранения не знают, то посоветую им сэкономить бюджетные деньги, и вместо авиабилета бизнес-класса в Ригу, заправить 5 литров бензина в служебный автомобиль, и поехать на окраину села Прапорщиково. Там расположена единственная в регионе база по утилизации и обеззараживанию медицинских и биологических отходов ТОО «ЭкоПроф».

В прошлом году наша газета писала и об этой уникальной базе, и об этой проблеме в статье «Куда уходят медицинские отходы?» («Flash!», №8 (277), 24.04. 2014 г.). Приведем выдержку из прошлогодней статьи:

«База расположена вдали от жилых массивов, как и предписано санитарными нормами, находится в районе села Прапорщиково. Территория огорожена, есть цех утилизации, где в специальных печах, произведенных в Швейцарии и работающих на солярке, отходы сжигаются. В создание базы было вложено несколько десятков млн. тенге.

– Мы вывозим отходы не только в специальной машине, но и в специальных коробках. Даже для временного хранения отходов до момента сжигания должны применяться специальные контейнеры. Все это у нас есть. Но наше предприятие не побеждает в госзакупках, потому что мы ставим реальную стоимость, включающую все затраты. А наши оппоненты ставят неоправданно низкую цену и получают госзаказ. Конечно, разве можно сравнивать наши затраты и их затраты? Гораздо проще загрузить отходы в «Газель», вывезти за город и закопать в яме. Сейчас у нас практически нет работы, но мы вынуждены держать охрану, объект не оставишь без присмотра. Мы несем затраты, не можем даже вернуть первоначальные вложения. Зная, что будет низкая цена, мы тоже стали снижать свои ценовые предложения. Вот недавно поставили 1,4 млн. тенге при заявленной заказчиком цене в 2,4 млн. Но эта сумма не окупает даже себестоимость. Работать в убыток мы не будем». О таком печальном положении уникальной фирмы по утилизации медицинских отходов рассказал ее исполнительный директор Александр Зюзин.

Так может быть, не стоит ездить по Прибалтикам и европам, а лучше реально помочь тем, кто уже давно по своей инициативе перешел на современные технологии, готов и может работать? Но работать не дают, гнобят! Вот куда нужно направить усилия чиновников! Но, наверное, интереснее съездить в загранкомандировку, а потом с умным видом говорить о тамошних достижениях на пресс-конференции. И не знать, что рядом уже давно есть специалисты, ничуть не уступающие тем же европейцам!

Ставка на благотворительность?


Впрочем, поучиться у Европы в деле, к примеру, заимствования опыта по заботе о старых, больных и немощных можно, и на месте. Для этого сами европейские спецы приезжают к нам. Вот приехали представители королевства Датского. Рассказали о комфорте тамошних хосписов, работающих практически исключительно на благотворительные средства. Теперь дело остаётся за малым – найти доморощенных благодетелей, меценатов, альтруистов и прочих. Судя по рассказу председателя рабочей экспертной комиссии Татьяны Чернышёвой, в этом и будет состоять главная загвоздка в продвижении этого человеколюбивого проекта в наших условиях. Поставить на поток выращивание современных Третьяковых, Мамонтовых и Морозовых, на что надеялись либеральные круги ещё четверть века назад, не получилось. Спрашивается, зачем приглашать иностранцев, если мы ещё в проекте не можем до них дотянуться? У нас даже государство пока не в состоянии, или не желает помочь безнадежно больным. Онкологических больных четвертой степени отправляют на «лечение домой», а говоря неофициальным языком – на мучения. Те, кому довелось проводить последние дни и месяцы у постели безнадежного больного, знают, что это такое. Чего стоит выбить хотя бы сильные импортные обезболивающие средства, чтобы поставить укол своими силами. Сколько для этого нужно пройти кругов медицинского бюрократизма! Давайте начнем с государственных хосписов. Неужели богатая нефтью страна не может позволить себе облегчить страдания тяжело больных, умирающих людей? Для этого совсем не обязательно приглашать представителей чинных королевств, нужно принять государственное решение. Но чиновники предпочитают создавать видимость, оплачивать за счет бюджета иностранцам проездные, суточные и т.д., отрывая средства от насущных проблем.

А они нескончаемы: в больницах – «кто в лес, кто по дрова». В одних пошли по пути сокращения штатов, но с возможностью повышения зарплаты медикам, в других, ровно наоборот. В результате всех этих исканий опытным путём возникают определённые завихрения и крены в работе наших больниц и поликлиник. Но в любом случае прослеживается одна тенденция – рынок взялся за медицину. Значит, бал там будут править определённые правила, присущие ему – оптимизация расходов, не только здоровая конкуренция, за малые затраты брать большую оплату за услуги и т.д., и в целом перевод населения на «спартанские» условия по сохранению собственного здоровья.

Платить всегда, платить везде!


Впрочем, у медицинских чиновников, как всегда свой, гораздо более радужный взгляд на реальную картину. Они, как всегда, предпочитают сыпать цифрами. Так, министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова во время недавнего пребывания в ВКО просто светилась от удовлетворения своей работой. В 2014 г. на нужды здравоохранения было направлено 900 млрд. тенге, а в 2015 – уже 2,5 трлн. Цифры солидные, несомненно. Единый подушевой норматив на одного жителя составил 864 тенге. Заработал принцип «Деньги – за пациента», что позволило больным свободно выбирать стационар, чем воспользовались 48 тыс. человек (все цифры в масштабах РК). Открылись высокоспециализированные клиники, проведено более 60 тыс. кардиологических операций, из них в ВКО – 800. Главный итог – продолжительность жизни казахстанцев, которая теперь составляет свыше 70 лет. Может быть, по статистике это так и есть, но вот когда пройдешь по кладбищу и посмотришь даты рождения и смерти, то становится жутко: людям бы еще жить да жить, а они уже ушли в мир иной.

Отметила министр и проблемы Восточного Казахстана. Уровень смертности в области по целому ряду показателей намного превышает республиканский. От травматизма – в 1,3 раза, от сердечно-сосудистых заболеваний – в 1,5 раза, от туберкулеза – в 1,4 раза, а от онкологических заболеваний – в 1,6 раза! Вот какой смертельный набор в нашем крае!

– Мы прекрасно понимаем, что в Восточном Казахстане есть своя специфика, связанная с многочисленными экологическими проблемами. Но это не значит, что с ними нельзя бороться, – уверена оптимистичная министр. А бороться она предлагает путем очередных реформ. Так, по ее словам, теперь весь акцент здравоохранения будет перенесен на первичное звено, где станет больше врачей общей практики. Поликлиники будут заниматься и реабилитацией больных после стационара, осуществлять сестринский уход, и еще оказывать паллиативную помощь безнадежно больным, о необходимости которой говорилось выше.

А главное спасение министр видит в системе обязательного медицинского страхования. Вот здесь уже гораздо «теплее». Это и есть главный принцип капитализма: платить за все, в том числе и за здоровье и лечение. Окончательно внедрить этот принцип хотят к 2017 году. Государство будет делать взносы за детей, пенсионеров и социально уязвимых. А вот те, кто стоит на своих двух ногах – будут платить за медицину сами. Кто работает – на паях с работодателем, а кому не повезет с работой – из своего кармана, если там что-нибудь найдется.

Впрочем, капитализм вторгается в медицину уже семимильными шагами. Деньги уже решают всё. На сайте одного из лечебных учреждений Усть-Каменогорска опубликованы расценки на VIP – приём. Посмотрите на фото, и оцените – кто за такие деньги может позволить себе даже вызвать узкого специалиста на дом. Стоит это всего лишь 7000 тенге, четвертая часть минимальной пенсии. А в больнице за особый приём нужно заплатить 4000 тенге.

При капитализме так и должно быть. Для тех, у кого есть деньги – всё. А для бедноты – ожидание в очередях и 9 минут на приём врача. И пока врач будет обслуживать на дому особого клиента, голытьбе предстоит сидеть или стоять в очереди! Мы же сами захотели такой жизни, когда молча смотрели, как новые хозяева четвертуют, казнят нашу социалистическую Родину. Вот мы такую жизнь и получили, с прилавками, полными колбасы.

Пока в первый рабочий день нового года читатели сообщили нам, что примеру, в левобережной клинике Усть-Каменогорска уже в 7 утра было около 100 человек, желающих попасть к врачу. Это в одной из тех самых поликлиник, где предполагается и реабилитацию проводить, и сестринский уход, и еще и безнадежно больным помогать! К детскому хирургу попасть можно в лучшем случае только через неделю. Ребенок при этом должен страдать, а говорят, что весь мир не стоит детской слезинки. А в онкологическом диспансере больные вынуждены записываться на прием к некоторым узким специалистам (к примеру, онкологу-урологу) за месяц вперед. За это время ожидания при онкологии и помереть можно.


Но это картина 2015 года. В 2017 – м все может быть проще: у вас спросят – есть ли страховой полис? Если нет – то освободите помещение! И это, кстати, тоже заграничный опыт! И для этого чиновники тоже ездили в командировки.

Сергей МИХЕЕВ