КАКОЙ АКИМ – ТАКИЕ НРАВЫ

Газета "Flash!"

«Какой аким – такие нравы» – и, это, поверьте, действительно так. А чтобы рассеять все сомнения и не быть голословным, думаю, стоит нам вместе слегка «пройтись» по самим акимам (к примеру – семейским) и их кадровой политике.



Хозяева телеграфных столбов


Начнем со времен акимства Нурлана Омарова. Нурлан Сраилович, как мы знаем, выходец из комсомола и КПСС. И, видимо, неплохо зарекомендовал себя на партийной работе, так как, несомненно, числился в списке номенклатурных работников. Все бы хорошо, но вот незадача – став акимом Семея он, по словам его бывшего подчиненного, стал «править» в лучших традициях пресловутого волюнтаризма. То есть по-прежнему отдавал приказы, глубоко не вникая в их суть, и лишь изредка проверяя качество их исполнения. Как он сам признался однажды: «Я подписываю документы (разрешение на строительство в черте города) почти не глядя, лишь прося их (покупателей) об одном: чтобы они, как положено, благоустроили свою территорию. Но они и этого не делают». В результате такой работы акима, «дров» в городе было нарублено столько, что семейчане до сих пор не могут прийти в себя. Это и хаотичная стройка в черте города, когда даже на тротуарах появились торговые дома и офисы. Стихийная застройка шла и природоохранной зоне. Это и раздача котельных в частные руки, что привело к массовому замерзанию городских теплосетей. К примеру, жители городского поселка Цементный прожили все те страшные зимы при комнатной температуре всего лишь плюс 8-10 градусов. Обогревались с помощью электроприборов.

Естественно, таким «доверием» бывшего партийного босса не могли не воспользоваться ушлые люди. Уровень коррупции в Семее при нем быстро достиг, можно сказать, своего пика. Обогащались, как полагают, в основном, «работники» из его же ближайшего окружения. Некоторые источники называют даже имена конкретных людей, которые используя свое служебное положение, наиболее «прибарахлились» за время «правления» достопочтенного Нурлана Сраиловича, став в одночасье миллиардерами. Кстати, сама жизнь лишний раз подтверждает правоту вышесказанного: к примеру, нравы местных высокопоставленный чиновников. Один из них, как полагают, также сколотивший свой основной капитал в период акимства Нурлана Омарова, закатил такой юбилейный «пир на весь мир», что изумил роскошью и размахом даже приезжих именитых гостей. Были приглашены более тысячи человек, стол «ломился» от яств. Прямо во время трапезы демонстрировался документальный фильм о житие-бытие хозяина пира, раздавались сотни книг с историей его родословной. Это событие вызвало определенный резонанс у семейчан. Многие полагали, что можно было это сделать и поскромнее, а на сэкономленные от тоя деньги построить пару детских садиков, которых у нас ой как не хватает. Но, увы! Чиновник мыслит иначе.

И еще один факт, который также говорит о многом: все, что можно было продать (раздать) у нас в Семее – было продано именно в период акимства Нурлана Омарова. Косвенно подтвердить сей довод могут слова бывшего акима ВКО Жаныбека Карибжанова, который посетив тогда наш город, удрученно воскликнул: «О, Аллах, в Семее все продано – даже телеграфные столбы! На каждый столб есть свой хозяин».

Имидж акима – все


Мейрамхат Айнабеков, став акимом Семея после Нурлана Омарова, начал свою работу с попытки умерить уж слишком возросшие за время правления предыдущего акима аппетиты своих подчиненных, и ему, в какой-то мере, удалось это сделать. Однако некоторых, кто уже «не мог остановиться», пришлось уволить (к примеру: начальника финотдела Н. Жунусову). Проведя, таким образом, своеобразную чистку, он вплотную столкнулся с острым дефицитом кадров, особенно молодых. Тем не менее, Мейрамхат Карибекович сумел компенсировать нехватку молодых кадров профессиональным опытом работников старшего поколения, и его позиции, как акима города, с каждым годом укреплялись. Это происходило, в основном, благодаря высокому профессионализму партийно – идеологических работников. Как мы знаем, городской филиал НДП «Нур Отан» тогда возглавляла Зульфия Жамалтдинова. Под ее руководством партийная работа здесь, не боюсь сказать, просто кипела.

При ее активном участии был создан Общественный Совет по борьбе с коррупцией (ОСБК), в который вошли не только нуротановцы, но также и представители других общественных организаций и СМИ. Поэтому, работа ОСБК была очень эффективной. Сотни жалоб и заявлений были рассмотрены и доведены до логического конца: были переданы в правоохранительные органы, суды и т.д. Кроме того, были организованы десятки партийных постов, которые реально контролировали строительство социальных объектов и т.д. Провинившиеся чиновники и предприниматели с трепетом входили в ее кабинет. Благодаря такой работе престиж партии «Нур Отан» (а значит, и власти) был тут высоко поднят и, естественно, простой народ толпами «повалил» на прием.

Довольно сносно работал тогда и идеологический отдел внутренней политики горакимата, вполне справляясь со своей важнейшей задачей – недопущением социального перенапряжения в среде местного населения и открытых конфликтов с властью. То есть работали на имидж акима. Для достижения этой цели работниками отдела велась достаточно плодотворная работа со СМИ и НПО.

Кадровая метла

и идеологический вакуум


Многим семейчанам, кроме всего прочего, не совсем понятна кадровая политика, проводимая нынешним акимом Семея Айбеком Каримовым. Приступив к работе он, как известно, сразу же принялся «рубить с плеча». За короткий период были уволены или понижены в должности целый ряд специалистов акимата. На их места были передвинуты работники из других отделов акимата или принята молодежь, но в том и другом случае, в основном, не профильные специалисты. Тем самым Айбек Муталапханович, вольно или не вольно, взвалил на себя всю ответственность за настоящие и будущие ошибки своих выдвиженцев. Значительно усугубляет положение акима недостаточная работа со стороны партийно- идеологических структур. После перехода на другую работу (по личным обстоятельствам) руководителя местного филиала партии «Нур Отан» Зульфии Жамалтдиновой и ухода (по возрасту) со своего поста начальника отдела внутренней политики (А. Салтабаева), здесь образовался, можно сказать, партийно-идеологический вакуум. Видимо аким попросту не нашел им равноценную замену.

В результате всего вышеописанного, семейский акимат ныне погряз в массовой некомпетентности, хаосе, коррупции и всеобщей неразберихе. В общем, как говорится: куда не кинь – всюду клин.

Болатбек ТЕМЕРБАЕВ

член Союза журналистов

Казахстана