О ГЛАВНОМ ЭКЗАМЕНЕ

Газета "Flash!"

В Восточном Казахстане Единое национальное тестирование с момента его первого проведения в 2004 году прижилось, не вызвав отторжения ни у детей, ни у родителей, преподавателей и специалистов сферы образования.



Тесты стали неотъемлемой составной частью современного образования, включая как начальную, так и высшую школу, входят в категорию высоких образовательных технологий. И это, несомненно, позволяет использовать их как одно из эффективных средств диагностики уровня обученности школьников и студентов при аттестации образовательных учреждений.

Ежегодно университетские лаборатории анализируют, и анализируют достаточно детально процессы, связанные с профориентационной работой, в том числе и с итогами единого национального тестирования в школах области. Это позволяет делать определенные выводы и делится своими мыслями по совершенствованию процедур «главного экзамена страны».

Одним из основных результатов, достигнутых введением ЕНТ, является формирование системы оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, а также создание условий для повышения эквивалентности государственных документов о получении среднего образования. Иными словами, речь идет о том, что экзаменационные оценки имеют одинаковый вес и общепризнанны на всей территории Республики. Считаем это одним из существенных шагов интеграции в мировое образовательное пространство.

Основным преимуществом ЕНТ выпускники Восточного Казахстана по-прежнему называют тот факт, что оно совмещает выпускные экзамены в школе и вступительные экзамены в вуз. Менее убедительной по ответам школьников выглядит позиция о том, что ЕНТ исключает субъективную оценку или возможность коррупции. Педагоги школ высказывают мнение о том, что технология ЕНТ нуждается в дополнительной защите. «Не списывайте, не носите сотовых телефонов, не пользуйтесь калькулятором, не нарушайте инструкций» – гласят инструктивные наказы, и остаются призывами. Целесообразно внедрить повсеместно в аудиториях ЕНТ видеонаблюдение и системы подавления сигналов сотовых телефонов.

С 2011г. отмечается тенденция роста числа абитуриентов, желающих получать профессиональное образование по траектории школа – колледж – университет. В условиях жесткой конкуренции на вступительных испытаниях перспектива обучения без сертификата ЕНТ в колледже, а затем по сокращенным (ускоренным) программам высшего образования устраивает большинство выпускников и их родителей. По мнению вузовских преподавателей, поступление с 2009 года в колледжи РК, минуя ЕНТ, было не совсем обоснованным.

Проблемы профориентации абитуриентов поднимались в прессе неоднократно. Их актуальность как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. Сегодня получила распространение идея социально-профессиональной ориентации, которая объясняет обусловленность выбора профессии не столько ориентацией на ту или иную профессию, сколько направленностью абитуриентов на желаемое для себя социальное положение в обществе и поиском путей его достижения с помощью избираемой для этого профессии. Именно поэтому, значение имеют не только технологические моменты ЕНТ, но и участие претендентов в конкурсе на государственные образовательные гранты как следствие.

Несмотря на то, что республиканский конкурс — отработанная процедура, многие абитуриенты задают вопросы, которые действительно требуют решения. В частности, почему не публикуются статистические данные участия в конкурсе абитуриентов по четырем специальностям, по которым подано заявление, а только по первой – такие сведения являются бесполезными. Иногда разница в проходных баллах для городских и сельских школ достигает 20 баллов, следовательно, возникает вопрос – всегда ли оправдано применение льготы по сельской квоте или качество образования будущего специалиста важнее?

Закон «Об образовании» (июль 2007г.) обозначил профильное обучение учащихся в средних общеобразовательных школах, при этом внешний контроль знаний никоим образом не изменился. Выпускники гуманитарных классов на ЕНТ выбирают точные науки, а выпускники математических классов, в свою очередь, – всемирную историю или английский язык. Если ЕНТ будет нацелено на профильное обучение, то возрастет возможность увеличить количество предметов по выбору в соответствии с профилем обучения, а выпускникам использовать полученные по профилю обучения знания.

Большинство тестовых заданий ЕНТ проверяют лишь память, главным образом механическую, и почти ничего из личностных и профессиональных качеств. Подчеркнем, что механическую память не следует отождествлять с таким сложным когнитивными понятием, как эрудиция. Но при этом, формат тестовых заданий способен диагностировать некоторые социально значимые качества, например, глубину, гибкость, системность, реалистичность, аналитичность мышления и т. д. Правильность устной речи; устойчивость, концентрацию, сосредоточенность, распределяемость внимания; осознаваемую память (понимание, а не запоминание). Используя новые подходы к составлению тестовых заданий, необходимо научиться диагностировать перечисленные выше качества, их должно быть не менее 40% от общего количества.

В технологии проведения ЕНТ остается высоким влияние человеческого фактора. Проведенное в ВКГУ анкетирование первокурсников свидетельствует о том, что 38% выпускников школ воспользовались дополнительными источниками (шпаргалки, калькуляторы, мобильные телефоны), а из оставшихся 62% – 45% воспользовались бы такой возможностью, если бы смогли это сделать. Этот факт лишь подтверждает то, что ЕНТ, как единственная форма внешнего контроля знаний для учителей, выпускников и их родителей, администрации района объединяет их в «борьбе» за высокие результаты «любым способом». Следовательно, в практику работы необходимо внедрять и другие альтернативные способы проверки качества знаний учащихся.

Процедура апелляции нуждается в серьезной корректировке, с точки зрения расширения использования «доказательных» источников. В качестве доказательной базы сегодня используются издания, рекомендованные МОН РК, чаще всего это обязательная школьная и дополнительная литература по школьной программе. Это, скорее всего, свидетельствует о низком компетентностном подходе членов апелляционных комиссий (АК) всех уровней, а не об объективном подходе к знаниям. Нужен не перечень литературы, рекомендованный к использованию АК, а концептуальный подход к использованию источников. Выпускники школ на апелляции выглядят более солидно, чем решение республиканской АК. Талантливых и эрудированных выпускников необходимо поддерживать, если их знания, полученные на олимпиадах и конкурсах, шире школьного учебника.

С точки зрения вузовских работников, соединение процедур итоговой аттестации учащихся школ и вступительных экзаменов в вуз – плохо сочетаемые процедуры. Тесты итоговой аттестации должны иметь среднюю сложность для всех выпускников школ. Только в этом случае удается относительно легко развести всех учащихся по категориям отметок, принятых в общем среднем образовании. Тесты вступительных испытаний носят уже некий селекционный характер и потому должны иметь повышенную сложность. Если не обращать на это внимание, то падение в целом качества образования в вузах будет продолжаться. Целесообразность введения двух этапов тестирования обсуждается с 2007 года, но внятных аргументов «за» и «против» так и не обозначилось.

Профориентационная работа в школах проводится с учетом склонностей и способностей учащихся, но зачастую подача документов на конкурс после прохождения ЕНТ у многих выпускников связана с наличием бюджетных мест, а не с предпочтением выбора или предрасположенностью абитуриента к той или иной профессии. Вследствие чего профориентационная работа школ и вузов теряет смысл. Около 30% поступивших на обучение по гранту студентов не собираются работать по специальности после окончания вуза (это касается технических, педагогических специальностей). 8 студенток специальности «Металлургия», придя на одно из крупнейших предприятий ВКО «Казцинк» в апреле 2010г., заявили об этом открыто самому вице-президенту. Необходимы срочные меры, в результате которых предпочтение отдавалось бы не только баллу в сертификате, но и способностям к той или иной профессиональной деятельности.

Жесткое регламентирование предмета по выбору Типовыми правилами приема в вузы РК, внесение его в сертификат ЕНТ или комплексного тестирования абитуриентов и обязательное соблюдение при зачислении в вузы, ограничивает возможность подготовленных выпускников в зачислении на платную основу обучения по его предпочтениям и склонностям. Есть целесообразность разрешить приемным комиссиям вузов, при условии наличия в сертификате абитуриента проходного балла, принимать экзамен по профильному предмету на платную основу обучения.

Университеты республики предпринимают конкретные шаги для того, чтобы найти «своего» абитуриента, отвечающего требованиям учебного заведения, при этом учитывая результаты ЕНТ. Так, в 2011 году ВКГУ имени С.Аманжолова проведены два региональных конкурса письменных работ старшеклассников. Один из них «Мені? Отаным –? аза? стан» был направлен на повышение интереса к родной стране: ее истории, культуре, роли Казахстана в современном мире. Второй – «Почему я выбираю профессию педагога» – на формирование гражданской позиции, повышение престижа профессии педагога. В конкурсах приняли участие более 300 школьников, из них восемь наиболее одаренных, имея в сертификате ЕНТ 80 баллов и выше, получили образовательный грант университета по выбранным специальностям. Именно такие подходы свидетельствуют о том, что для поступления в ведущие вузы страны необходимы дополнительные испытания.

Совершенствование технологии, тестовых заданий ЕНТ и подходов к селекции выпускников для обучения в вузах позволит, на наш взгляд, приступить к практическому воплощению модернизации казахстанского образования.



Людмила ГЕЙЦМАН

руководитель филиала НЦТ №36 на базе ВКГУ имени С.Аманжолова