Казахстанское общество штурмует педагогические бастионы

Газета "Flash!"

Интенсивность, широта и динамизм реформ в системе образования Республики Казахстан свидетельствуют о том, что совершенствованию данной сферы уделяется значительное внимание. Доказательством тому стал Республиканский педагогический форум «Семья, школа, общество — вместе во благо будущего», который состоялся накануне нового учебного года в Астане.



Еще в 2008 г. в Национальном докладе о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан отмечалось, что на современном этапе развития образования особо значимым становится достижение высокого качества образовательных услуг. Как известно, критерии качества образованности населения наряду с характеристиками здоровья людей, их долголетия и величиной ВВП на душу населения широко используются для межстрановых измерений различных интегральных показателей. В их числе – индекс человеческого развития, являющийся стандартным инструментом при сравнительном анализе уровня жизни различных стран и регионов. Данный показатель образованности населения определяется на основе двух параметров – грамотности взрослого населения и охвата населения основными уровнями образования – начальным, средним и высшим.

Сам за себя говорит состав участников форума: в их числе мы видим не только тех, кто профессионально осуществляет свою педагогическую деятельность, но и родителей, представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, бизнеса, НПО, СМИ. Данный аспект очень важен в свете внедрения государственно-общественного управления сферой образования, заявленного в Государственной программе развития образования на 2011-2020 гг.

Примечательно, что в работе педагогического форума приняли участие Б. Пфистер, представитель университета колледжа Лондона с темой «Курс повышения квалификации учителей для вновь вводимых и действующих «Назарбаев интеллектуальных школ» и Д. Делейни, эксперт Международного экзаменационного совета и образовательного факультета университета Кембридж, представившего совместный проект университета Кембридж и АО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Проведение Республиканского педагогического форума было нацелено на активный диалог, всестороннее обсуждение проблем системы образования, генерации новых идей. Тематика докладов и выступлений на форуме демонстрирует широту поднимаемых вопросов. В них отражены проблемы и перспективы развития системы дошкольного и среднего образования как ресурса инновационного развития. Очень большое внимание было уделено роли семьи, НПО и школы в формировании нового гражданина Казахстана.

В выступлении Министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова на Республиканском педагогическом форуме «Семья, школа, общество – вместе во благо будущего» была подчеркнута роль учителя в обеспечении общественной стабильности и прогресса, в достижении принципиально нового качества образования. С учителем связана наиболее радикальная и системная инновация, реализация которой будет проходить по трем основным направлениям: достойная оплата труда учителя, коренное обновление процессов и технологий подготовки учительских кадров в вузе вкупе с созданием новой системы повышения квалификации педагогов-практиков, а также повышение имиджа педагогической профессии в обществе. Как мы видим, ряд инноваций уже осуществлен в практике работы образовательных учреждений. В частности, повышение заработной платы педагогов произошло с 1 июля текущего года. Данная мера подтверждает глубину и серьезность реформ в сфере образования.

В то же время тревожит рассогласование между широким и безотлагательным внедрением инноваций и недостаточной проработанностью механизмов их практического осуществления. Так, например, у руководителей образовательных учреждений и учителей-практиков вызывают ряд вопросов даже сроки прохождения повышения квалификации. Как известно, в нормативных документах он определен в три месяца, в рамках которого предполагается сочетание контактного и дистанционного обучения. Недостаточная распространенность сети Интернет, необходимость непрерывной организации учебно-воспитательного процесса в школе, организационные и психологические сложности замены педагогов, возможное по этим причинам снижение качества обучения – вот некоторые из тех сомнений, на которые практики пока не могут получить ответа.

На форуме была еще раз подчеркнута необходимость обеспечения высокого качества образования. Одним из наиболее важных условий было названо выстраивание централизованной вертикали контроля качества образования, предполагающей создание соответствующих департаментов и отделов контроля на местах. Однако представляется очевидным, что функции контроля достаточно эффективно до настоящего времени осуществлялись и осуществляются городскими и районными отделами и областными департаментами образования. Создание новой бюрократической структуры, как того опасаются практические работники, может стать, в частности, причиной резкого увеличения потока отчетной документации, которая уже сегодня приводит к большим непродуктивным затратам рабочего времени педагогов, к отвлечению их от основной педагогической деятельности, от работы с ребенком.

Как бесспорное достижение казахстанского высшего образования следует рассматривать практическую реализацию одного из основных принципов Болонского процесса – академической мобильности обучающихся. Конкретные примеры этого мы наблюдаем уже сегодня и в практике работы высших учебных заведений города.

Техническая модернизация образования, в том числе и высшего, связана с электронным обучением. Эта инновация позволяет эффективно развивать информационные компетенции как обучающегося, так и обучающего, обеспечивает им доступ к мировым образовательным ресурсам. В то же время методическое обеспечение данной образовательной технологии отстает от темпов ее практической реализации. Вследствие этого педагогу, реализующему учебный процесс на основе этих современных информационно-коммуникационных технологий, приходится решать многие методические вопросы в одиночку, в меру своего разумения, непосредственно «на марше», а потому и не всегда наиболее оптимально. Эффективной мерой поддержки данной инновации могло бы стать создание творческой группы педагогов, психологов, методистов, специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, имеющих опыт в данной сфере и активно занимающихся в своей деятельности внедрением e-learning.

В завершение следует подчерк-нуть, что системность, многоаспектность, смелость многих проблем, поднятых для обсуждения на Республиканском педагогическом форуме, убеждают в том, что отечественная система образования находится на новом этапе своего развития.



Татьяна ПАНЬШИНА

кандидат педагогических наук, доцент Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова