ЗАВЕТЫ ВЕЛИКОГО ПОДВИЖНИКА

Газета "Flash!"

В июне этого года мы познакомили читателей с проведением российской общественной организацией «Дом соотечественника» и «Русской общиной Рудного Алтая» конкурса творческих работ среди учащейся молодёжи нашей области, посвящённого первому космонавту планеты Юрию Гагарину. В это же время проходил и другой конкурс, посвящённый великому мыслителю и подвижнику Сергию Радонежскому, 700-летний юбилей которого отмечается в этом году.


Почему именно в такой последовательности о памяти исторических деятелей решили устроители конкурсов совместить казалось бы несовместимое? Как можно выделить из длинного сонма знаменитых личностей в российской истории именно эти два имени, сфокусировав на них внимание конкурсантов? Что может объединять столь разных по времени бытия, по характеру совершённых ими деяний исторических фигур российской истории? Первый из них – олицетворение ХХ века, времени научно-технического прогресса, символ духовной и индустриальной мощи своего народа, победившего в великой войне, и первым прорвавшимся в Космос. Второй – жил не просто до эпохи Циолковского, но даже на полтора столетия раньше Коперника! Жил в подневольной родине, уже не Руси и ещё не России. Может, этих людей объединила магическая круглая дата юбилея – 700 и 80 лет со дня рождения? Но есть знаменитые люди в российской истории и культуре с юбилеем и более значительным, чем у Гагарина – тому же Михаилу Лермонтову в этом году 200 лет, а кто-то и Юрия Андропова с его столетием вспомнит. Нет, тут что-то другое. Если представление Юрия Гагарина в конкурсе проще объяснить тем, что его подвиг не оброс ещё сединой времени, фильмы о нем можно увидеть на экранах телевизоров, прочитать множество книг с воспоминаниями, услышать о делах тех дней от людей, живших с ним, работавших вместе. Наверное все, кому сейчас 60-70 и более лет, помнят великий апрель 1961 года. И даже группа «Любэ» поет песню, где говорит спасибо за то, что «Гагарин совершил свой великий полет».

А фигура великого старца из средневековья известна далеко не всем. И не только длинные столетия тому виной. Так почему же эти два имени поставлены рядом организаторами?

Послушаем одного из устроителей конкурса, председателя «Русской общины Рудного Алтая» Олега Масленникова.

– Для нас сильных затруднений с выбором исторических персон для освещения в конкурсах не было. Мы заранее очертили набор достойных качеств для подражания потомкам, которыми обладали великие люди. Они хорошо известны – любовь к Родине, своему народу, его культуре и истории, целеустремлённость своего жизненного пути, непоколебимая вера в то, чему они себя посвятили, и многие другие необходимые человеческие качества. Но помимо всего этого, жизнь таких людей должна ещё быть отмечена неким особым символом, легко объединяющим в себе эпоху прошлого и связь её с настоящим. Передачу особым магическим кодом тех национальных особенностей своего народа, которые наиболее присущи ему. Своими деяниями, помыслами, устремлениями показывающие магистральную дорогу для дальнейшего пути своих соплеменников. Такие личности, будучи в постоянном поиске, находят, где по обретённой мудрости, где по волшебному наитию, те единственные, безошибочные рациональные зёрна бытия, от которых множится духовная сила своего народа, помогая ему преодолевать испытания на ухабах исторической дороги.

Ещё раз вспомним Гагарина. Всё в его облике соответствовало собирательному образу русского человека – широкая, как сама страна, улыбка, прищур глаз, с неизменной «весёленкой» в них, присущей людям большого оптимизма, как бы говорящих – «всё преодолеем». И даже не завязанные шнурки на ботинках во время своего прохода к мавзолею, говорят о пренебрежении к чопорности и кастовости. Однако, помимо чисто внешних данных за Гагариным угадывалась и та духовная среда, в которой он рос и которая помогла ему прославить свой народ и свою страну. Будь он хоть трижды похож на персонажа народных сказок, ему не под силу было бы совершить свой подвиг, если бы страна в тот момент жила под не тем устоям, которые ещё 600 лет до Гагарина завещал своему народу великий старец – Сергий Радонежский.

Вот про это гениальное видение будущего устройства русского народа, столько столетий помогавшее ему не затеряться на обочинах истории и неоднократно демонстрировать всему миру силу духа русского человека и завещанное нам, хотелось увидеть в работах конкурсантов.

Да, после такого объяснения со стороны устроителей конкурса, интрига только возросла. Но решить её можно, подсказок много. Угадать нужно главное – что это за устои такие чудесные предвидел для своего народа Великий Сергий и как они в чём-то помогли через 600 лет взлететь Гагарину в космос?


Для начала вспомним историю. Начало 14-го века. Страна – бывшая Киевская Русь находится под внешним управлением соседей – Золотой Орды, Литвы, венгров, поляков, шведов. Господствующая верхушка русского общества занята заботой о собственном престиже, привилегиях, получаемых от соседних правителей, о собственном (не народном) благополучии. Ради таких целей можно всё – предавать единоутробных братьев, посылая на них доносы в ту же Орду, находится в состоянии перманентной войны со своими соплеменниками из-за дележа какой-нибудь «кемской волости» и заниматься другими, не менее пакостными и разрушительными деяниями.

Опостылела такая действительность юному отроку 15 лет от роду по имени Варфоломей из Ростовского княжества, что под Москвой. Решил он с братом уйти от этой скверны в дремучие леса и стать иноком. Братья срубили келью и малую церквицу, но один брат не выдержал тяжёлого испытания пустынножительством, а Варфоломей остался твёрд, вскоре постригся монахом и принял имя Сергия – в честь мученика, память которого празднуется 7 октября. В это время исполнилось иноку 23 года. После этого остался он «един в пустыни безмолствовати и единствовати» и провёл в полном уединении два года. Это были для него тяжёлые времена самоиспытания. Но скоро слух о новом подвижнике веры распространился, и к Сергию стали приходить монахи, желавшие разделить с ним подвиг пустынножительства. Так возникла знаменитая Троицкая обитель. Но когда мир плотной стеной окружил прославленный монастырь и установил с ним постоянные и близкие отношения, когда умножилось число монашествующих, тогда в монастырь проникли влияния, нарушившие прежнюю простоту и гармонию строгой подвижнической жизни. Дело в том, что Троицкий монастырь, подобно другим монастырям, был сначала «особножитным», то есть, монахи имели каждый свою келью, своё личное имущество, была предоставлена возможность это имущество покупать и продавать. И как легко догадаться, такая привязка к личному имуществу оставляла мало времени подумать о вечном и высоком, была несомненным признаком упадка монашеской жизни. Между тем в ранние времена на Руси существовала другая, более совершенная и древняя форма монастырского устройства – «общежитие», по примеру христианской общины апостольских времён. Вот преподобному Сергию и принадлежит заслуга восстановления в монастырях северной Руси «общежительства». Согласно с уставом общежительства в монастыре были устроены: хлебопекарня, амбары, кладовые, разные мастерские, в которых сосредоточилась хозяйственная жизнь монастыря.

Введение общежительства было делом нелёгким, приходилось увещевать монахов. Однако в итоге мудрая мысль Сергия о коллективном начале вопреки индивидуальному, стала брать верх в поступках и делах его учеников. Стали основываться монастыри на примере Троицкого, которые в свою очередь стали примером хозяйственной деятельности пустынных дебрей северного Поволжья. Таким образом, преподобный Сергий является отцом северно-русского монашества. В летописи сказано, что он «начальник и учитель всем монастырям, иже на Руси».


После подъёма хозяйственной жизни, пошли и политические успехи. Поколения, возраставшие под свежими воспоминаниями татарского ига, угнетаемые мыслью о кончине мира, о погибели Руси, сменялись новыми, приносившими более бодрости и уверенности в себе, дерзавшими на открытую борьбу с врагом, перед которым трепетали старые поколения. Мысль русского человека, размышлявшего о судьбах своей Родины, снова окрылялась сознанием того, что Русской земле быть. Потом будет Куликовская битва и возрождение государства, но главным посылом этих событий явилось великое предначертание для русского народа – жить в общежительстве.

Потом общежительство, община, коллективизм, нередко спасали страну и народ от многих напастей. Но как только её предавали забвению, начинались лихие, тяжёлые времена. Так было сто лет назад, когда ретивый премьер Столыпин решил одним ударом развалить общину. Кончился этот эксперимент революцией и большой кровью. Затем Сталин, бывший семинарист, возродил общежительство в виде колхозов на селе и общенародных предприятий в промышленности. Кстати, именно в то время, когда родился будущий космонавт планеты. Только такой коллективистский образ жизни помог выстоять против врага опаснее стократ орды и прочих разных шведов, а затем превратиться в супердержаву и совершить Гагарину первый космический полет. Вот вам и связь времён и идей.

Сейчас идеи об общинном добре, справедливости по труду-опять не в почёте, вот и вернулись к нам многие общественные хвори, очень похожие на те, которые мы перечислили из далекого 14-го века. Но с каждым годом растёт интерес к легендарному историческому наследию, где из-под толщи фальшивых ценностей выглядывают залежи вечной мудрости народной, заявленные в свои времена радетелями за общий для всего народа мир, согласие и благосостояние.

Что же, это только авторская версия, показавшая своё видение заслуг великого Сергия Радонежского перед потомками. Наверняка конкурсанты представили собственные рассуждения об этом великом человеке, отличные от позиции автора статьи. И это здорово, значит, мысль живёт, и желающих преобразить действительность по своему подобию только прибавляется. Тем и ценны подобные конкурсы, что позволяют молодому поколению обращаться к своим историческим истокам, спорить, доказывать, но всегда с мыслью о благе своего народа.

Сергей МИХЕЕВ