СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД – ПАНАЦЕЯ ОТ РОСТА ЦЕН?

Газета "Flash!"

На очередном заседании областного Совета общественности были рассмотрены два насущных вопроса: о работе регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров и о деятельности Восточно-Казахстанского филиала Национальной палаты предпринимателей. Предваряя доклады по заявленным темам, председатель областного Совета общественности Владимир Лопаткин во вступительном слове отметил:

– Несмотря на все предпринимаемые меры со стороны региональных властей – проведение сельскохозяйственных ярмарок, контроль по соблюдению условий Меморандума между представителями торговых сетей и местными властями о проведении взвешенных действий по наценкам на продукты, товары и услуги, рост индекса стоимости жизни за летний период обгоняет рост доходов населения. В связи с этим аким области Бердыбек Сапарбаев призвал в очередной раз усилить контроль за ценообразованием со стороны местных чиновников, региональной общественности и СМИ. В своём призыве аким подчеркнул, что действовать нужно строго законными, правовыми методами.

Вместе с тем, хорошо известно, что власть не имеет полномочий для прямого регулирования процесса ценообразования. Более того, в рамках государственной поддержки бизнеса до конца этого года введён мораторий на проверку объектов предпринимательства, чем, несмотря на облегчение для занятия бизнесом, сдерживается возможность контроля за ценообразованием. Исходя из данных противоречий, определённые надежды по сдерживанию цен на некоторые основные продукты население связывает с работой регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров.

Об усилиях данного фонда, направленных на стабилизацию цен по отдельным видам продуктовой корзины, рассказал на заседании директор департамента управления активами и программ кредитования АО «НК Социально-предпринимательская корпорация «Ертiс» Ильдар Хасенов.

– Наш фонд заработал с 2011 года, а через год он был официально утверждён на постоянной основе. Основной целью в его работе является сглаживание рыночных цен по наиболее востребованным продуктам овощеводства – картофелю, капусте, свекле, луку, и моркови, а также по растительному маслу, сахару, муке, рису, гречке – всего по десяти наименованиям продуктов. Динамика закупок для стабилизационного фонда следующая по годам: 2011 год – 8,4 тысячи тонн, 2012 – то же количество, 2013 год – 6,5 тысячи тонн и в 2014 году планируется закупить 11,5 тысячи тонн продовольствия. Объём закупок определяется членами специальной комиссии, вместимостью овощехранилищ и выделяемыми средствами по трансфертам. Так в этом году, на цели фонда выделено 1,1 млрд. тенге. Следует уточнить, что вся продукция для фонда обязательно должна быть отечественного производства. Для реализации продукции из фонда, в двух крупнейших городах области – Усть-Каменогорске и Семее, функционируют специальные торговые точки – 50 в Семее и 30 в Усть-Каменогорске. Планируется, что заготовленной продукции хватит для горожан до мая следующего года, то есть практически до нового урожая.

Дополнительно нужно сообщить, что работа фонда проводится только в двух выше названных городах области. В районы выделяются средства из областного и местного бюджета для создания региональных стабилизационных фондов.

В ходе обсуждения полученной информации, от представителей общественности были заданы вопросы и предложения по работе фонда. В частности, многие задавали вопросы по адресному расположению объявленных 30-ти объектов реализации продукции фонда. Председатель ОО «Поколение» Марина Соловьёва резонно посоветовала:

– Нужно наладить рекламную информацию по торговым точкам фонда. К сожалению, большинство горожан имеют весьма смутное представление о них самих и предлагаемых там ценах.

Ещё один совет касался обязательного оформления данных точек яркими, узнаваемыми баннерами, что выгодно отличало бы их в скоплении других торговых точек. И – обязательного наличия прайс-листа, чтобы лишить недобросовестных продавцов возможности самим задирать цены. А также для проверки покупателем заявленной цены со стоимостью, установленной фондом. В целом присутствующие положительно восприняли информацию о работе стабилизационного фонда.


Больше товарной интервенции со стороны государства

Безусловно, следует признать отрадным тот факт, что после двадцати лет безальтернативного рыночного ценообразования, появились, пусть очень скромные, ростки государственного участия и конкуренции. Даже при понимании того, что одним с небольшим миллиардом тенге не удастся ощутимо повлиять на общий фон цен на продукты. Необходимость товарной интервенции со стороны государства для создания хоть какой-то конкуренции, а значит, и сдерживания цен, не оспаривается. Но нужно думать о более эффективных мерах, и прежде всего – по созданию действенных инструментов по мониторингу всей ценовой цепочки, от производителя до потребителя. Об этом говорится много лет, но реально процесс не поставлен.

Поражает скудость ассортимента фонда, который, как нам сообщили, реализует только отечественную продукцию. Наличие в продуктовой корзине фонда лишь десяти наименований продукции, говорит, прежде всего, о недостаточном развитии сельского хозяйства в нашей стране, которое не удовлетворяет и малую часть необходимого ассортимента продуктов. Нужно исправлять сложившуюся ситуацию, когда стране остро не хватает собственных огурцов и помидоров, яблок и винограда, ягод и т.д. Всё это может дать казахстанская земля, если рационально подойти к вопросу по землепользованию, включая сюда политику по дотациям на сельхозкультуры и государственные закупки продукции аграрного сектора. Создаётся впечатление, что, несмотря на контроль в квотах по выращиванию полевых культур, уклон на получение максимальной прибыли от продажи пшеницы, подсолнечника и т.д. остаётся приоритетным направлением. По принципу – побольше продать собственного ходового товара, а на вырученные деньги купить побольше самого необходимого. Вот и уходит часть доходов от продажи своего урожая на покупку сомнительных по качеству, запаху и вкусу импортных продуктов питания. Зато при ввозе их из-за рубежа посредникам легче накручивать на них стоимость. А может пора конкурировать всерьёз, развивая для этого собственное тепличное хозяйство, садоводство, дачное хозяйство, работать активнее по кооперации малых форм сельскохозяйственной деятельности населения. Только с помощью комплексного плана по поднятию эффективности нашего сельского хозяйства, можно реально расширить ассортимент отечественной продукции и влиять на её ценообразование.

Тщательнее планировать бизнес

Во второй части заседания общественного совета была заслушана информация о работе Палаты предпринимателей ВКО. С ней познакомила заместитель директора ВК филиала Национальной палаты предпринимателей Оксана Желякова.

– Палата предпринимателей была создана в республике для поддержки и развития субъектов бизнеса. Сейчас в каждой области действуют собственные филиалы республиканской Палаты. На очереди – создание более мелких подразделений в районах. Цель всё та же – поддержка бизнеса в регионах.

На данный момент в области зарегистрировано 120 тысяч объектов бизнеса, из которых около 15 тысяч являются объектами среднего и малого бизнеса (МСБ), но лишь 5 тысяч из этого числа являются реально действующими.

Палата оказывает поддержку и сопровождение бизнесу по трём направлениям – экономическому, юридическому и социальному. В работу палаты входит разъяснение желающим участвовать в государственных программах по развитию бизнеса. Всего таких программ насчитывается порядка 30. Также в компетенции палаты внесение предложений в Правительство и министерства, рассмотрение и экспертная оценка различных проектов по развитию бизнеса, анализ по приоритетным направлениям с учётом местных условий и особенностей области. Новая задача, стоящая перед нами – составление карты бизнеса, вплоть до каждого района и села. В данной карте будет представлен анализ потребления и производства по каждому району области. Это делается для того, чтобы облегчить ведение бизнеса, устранить однобокость направления в бизнесе на конкретной территории. Все мы наверняка отмечали, что иногда на небольшой территории находится чересчур много однотипных магазинов, торгующих одним и тем же ассортиментом, но в целом районе не отыскать аптеки или хозяйственного магазина. Нужно подсказывать начинающим предпринимателям, какое направление для них является наиболее перспективным, а от чего лучше отказаться ввиду загруженности данной ниши на этой территории. Помимо помощи в разработке бизнес-плана для нас важно и дальнейшее его сопровождение. Не всё можно учесть при разработке нового дела. Могут возникнуть пропущенные или неожиданные препятствия. Допустим, удорожание проекта во время доводки его до рабочего состояния. Значит, нужно помочь с привлечением дополнительных источников финансирования. Или проект по выпуску продукции готов к производству, но вдруг выявляются проблемы с поставщиками комплектующих деталей, или сбытом готовой продукции и т.д. Нужно всё это отслеживать во время поправлять ситуацию, чтобы проект не зачах, не успев встать на ноги. Вот услуги такого плана и призвана предоставлять Палата предпринимателей. Часть услуг, особенно для МСБ, мы предоставляем на бесплатной основе, какие-то на договорной основе. Чтобы процесс оказания практической помощи развивался на постоянной основе, для субъектов крупного бизнеса предусмотрены обязательные членские взносы в Палату, скорее всего обязательство по членским взносам в Палату затронет и весь остальной бизнес. Сумма для него вполне посильная – около 300 тысяч тенге в год. Согласитесь, что это небольшие деньги, которые пойдут на оказание необходимой помощи, способствующей развитию предпринимательства в нашей стране.

Подтолкнуть бизнес к

производству

Данное направление также видится с некоторой перспективой. Его хорошо было бы открывать не на 25 -летие рыночных реформ, а в начале 90-х годов. Сколько не совсем удачливых бизнесменов могли избежать разорения, не вели бы примитивных форм хозяйствования. Будем надеяться, что даже самые экономически и юридически неграмотные, но инициативные люди, с помощью Палаты теперь не будут попадать впросак по незнанию элементарных нормативных правил в ведении бизнеса.

Ещё заманчива перспектива по наведению определённой плановости по развитию реально необходимых для экономики секторов, и более доступных проектов для начинающих предпринимателей. Вместо однобокости нашего МСБ, построенного, в основном, на перепродаже: купил на оптовке – продал у себя в лавочке. Может, с помощью Палаты мы подтолкнём наш бизнес к производству?

Одно обстоятельство всё же вызывает смущение. Это членские взносы. Не очень всё же приятно думать, что на эти средства будет содержаться очередная рать хорошо оплаченных помощников и советников. Может для кого-то и 8 миллионов на оплату членских взносов неощутимая сумма, а для кого-то и 300 тысяч – вопрос выживания. И не появятся ли обиженные, среди тех, у кого нет особой нужды обращаться за помощью в Палату? А они своими кровными будут оплачивать чужой интерес, ведь Палата, это всё-таки не касса взаимопомощи?

Сергей МИХЕЕВ