ЦЕНЫ – ЧТО СОРНЯК ПОСЛЕ ДОЖДЯ

Газета "Flash!"

Сразу хочу сказать, что людей получающих среднемесячную зарплату в 100 000 тенге, что является, по мнению областного департамента статистики, лишь средней зарплатой по области, прошу не тратить своё время на прочтение этой заметки.В ней речь пойдёто стоимости услуг и товаров, которыми пользуется население, чей месячный доход находится в коридоре от 30 до 40 тысяч тенге. Побудило меня к написанию данной заметки посещение парикмахерской.


Человек я немолодой и растительности на голове осталось немного. Минут на 5-7 работы машинкой. Однако этим летом за простейшую из возможных стрижек с меня потребовали 500 тенге. Посмотрел в домашней расходной книге, куда я привык записывать все ежедневные затраты, динамику роста стоимости этой немудреной услуги. Она такова: 2009 год – 200 тенге, 2011 – 300 тенге, 2013 – 400 тенге, и, наконец, добрались до 500. Итого за 5 лет подорожание на 250%, при инфляции за 5 лет, опять же если верить данным статистики, на 35-45%. Такое несоответствие побудило меня к более внимательному сравнению цен за предыдущий пятилетний период.

Но перед этим нужно вспомнить, что всё это время шла бескомпромиссная борьба с ростом цен. В авангарде этой борьбы шли акиматы и общественность. Они постоянно мониторили цены, подписывали меморандумы, давали анализ изменения цен, ссылаясь при этом на всевозможные причины мирового порядка. Их поддерживали в этом деле многие газеты, публикуя «острые» материалы о сезонных колебаниях цен на овощи. И всегда у них сходилось, что общий рост цен за год не превышает роста средней инфляции. А если и зашкаливает по отдельным продуктам, то это или неблагоприятные климатические условия (много снега, мало дождей, поздняя весна и так далее), или козни мирового рынка. Но и такое не должно страшить наших граждан, ибо рост доходов у нас превосходит рост инфляции и цен.

Возможно, они во многом правы. Однако продолжим сравнения. Итак, выйдя из парикмахерской, и, заплатив в этом заведении в 2,5 раза больше, чем 5 лет назад, отправляемся на центральный рынок за снедью для классического летнего кушанья – окрошки. Это в далёкие времена для приготовления кастрюли окрошки вполне хватало и одного рубля. Теперь это деликатес, для половины нашего населения весьма накладный, поэтому баловаться окрошкой людям моего уровня доходов приходится не чаще одного раза в месяц, иначе бюджет не потянет. Считаем и сравниваем. Лук зелёный – 200 тенге за тоненький пучок, который ещё в прошлом году стоил 150. Может, и на лук в этом году не урожай? Яйцо – цена стабильная, на уровне 2009 года! Спасибо импорту из России благодаря Таможенному союзу. Колбаса – что-то вообще невероятное! Цена даже на варёную колбасу более чем в два раза опережает цену 2009 года на колбасу полукопчёную! Картошка – 200 тенге! Однако! В 2009 году, в июне, стоила 70-80 тенге. Это при очень хорошем прошлогоднем урожае на картофель. Огурцы импортные – 250 тенге, пять лет назад – 100-150 тенге. Кстати, рядом с картошкой и огурцами, на лотках лежат бананы из самой счастливой страны в мире – Коста-Рики, прославившейся этим летом на футбольном чемпионате мира. Так вот, несмотря на то, что до банановой республики примерно 15 тысяч километров, что, конечно, дальше чем до родимых Тарханок и Бобровок, цена на заморские фрукты – 150 тенге, несколько ниже, чем на произрастающие в наших местах овощи. Жаль вот только, что у меня нет рецепта окрошки из бананов! А зря. Надо было ещё лет 25 назад начинать собирать редкие рецепты, так как отечественные не потянуть. Всё не верилось, что доживём до таких пор, когда бананы будут дешевле картошки, а позапрошлогодние апельсины дешевле огурцов. Всё думали по старинке, что горстка настоящих, ароматных огурцов с грядки, так и будет стоить вечно 30 копеек.

Ладно, что там ещё осталось для окрошки? Сметана. Стакан у частника – 500 тенге. В прошлом году было 400, а в 2009 году – 250. За пять лет в два раза! Ах, если бы мои доходы выросли за это время с 35 до 70 тысяч. Но они почему-то никак не хотят соответствовать среднемесячной зарплате по региону. Кто-то подскажет: не можешь заработать на окрошку – переходи на голый квас, нет денег на домашнюю сметану – покупай фабричную. Но голым квасом сыт не будешь, а, то, что называется сметаной промышленного производства, страшно называть сметаной, а ещё страшнее употреблять это в пищу. Впрочем, а как дела с квасом? Нет, покупать розливной квас оставим транжирам, это сейчас не 15 копеек за литр, а полновесные 40 тенге за стакан, да и вкус у него не окрошечный, а нечто среднее между пивом класса «портер» и советским напитком «Байкал», того же цвета и сладости, только без газа. Мы сэкономим и купим пакетик сухой закваски, пять лет назад она стоила 60 тенге, в прошлом году уже 140, а сколько в этом? 190 тенге! Ничего непонятно в формулах ценообразования. Цена на хлеб за последние пять лет возросла на 50%, а хлебные крошки для закваски на 300%?

Но, снявши волосы с головы, по крохам не плачут. Всё-таки все продукты для окрошки закуплены. Осталось подсчитать – в какую сумму обошлось 2,5 литра скромного, но приятного в летнюю жару кушанья. Всего ничего – 2280 тенге, это без хлеба. Значит, один литр мужицко-крестьянской еды стоит примерно тысячу тенге! Нет, знаете ли, накладно. Видимо нужно ещё теснее войти в бедняцкий круг и перейти на не менее знаменитый продукт из жизни босяков – тюрю! Просто замечательная вещь! Никакой колбасы, сметаны и кваса. Вода, соль, лук, пять капель постного масла и пара сухарей! Вполне можно уложиться в 200 тенге за литр! Ну а если ещё прибавка годовая к зарплате засветит, тысяч этак в пять, то вполне можно в тюрю и костариканские бананы покрошить, продукт из счастливой страны, глядишь, этим и насытишься.

В этой заметке приведены лишь два примера безудержного роста цен. Этот перечень можно продолжать бесконечно долго. Нет, всё-таки прибавим ещё несколько примеров.

Единственным продуктом, напоминающим мясо, для многих людей давно уже стала продукция местных птицефабрик. Действительно, за последние пять лет цены на мясо птицы практически не увеличивались, а с начала этого года даже уменьшились. Но видимо и эта «форточка» для людей скромного достатка захлопнулась. С июля исчезла с прилавков продукция фирмы «Ардагер», вслед за этим резко подскочили цены и на продукцию Усть-Каменогорской птицефабрики.

Другой малопонятный пример – цена на сахар за пять лет увеличивалась постепенно, в нормальном инфляционном русле – со 130 тенге за кг в 2009 году, до 170 в нынешнем июне, или на 30%. В то же время, цены на кондитерские изделия возросли почти в два раза! То есть на 100%. Это при том, что казахстанские кондитерские фабрики работают не на полную мощь, а импорт конфет составляет не более 5% от общего объёма продаж. И почему наши региональные борцы с ростом цен никак это не комментируют?

Чем они могут объяснить, например, почему мясосодержащие продукты, возьмём пельмени типа «Дунганские», подорожали за пять лет со 140 тенге за пачку – до 360-380 тенге, то есть почти в 2,5 раза! При том, что содержание мяса в них уменьшилось примерно в такой же пропорции, а само чистое мясо подорожало за этот же период на вполне инфляционные 40-45%? То же касается и колбасы. Получается, что стережём в одном месте цены, а они вылезают по соседству. И ведь это не спишешь на сезонность. Приведённые сравнения цен соответствуют июню 2009 и 2014 годов.

Про непродовольственные товары разговор особый. Возьмём, например, обыкновенные брюки. Купил этой весной за 4 тысячи тенге, что, конечно, дороже цены 2009 года на 1,5 тысячи. Но фишка даже не в этом. К маю в брюках разошёлся замок. Захожу по привычке в знакомое ателье, которое там располагалось ещё с советских времён, в здании напротив Казтелекома. Только от былых размахов ателье не осталось и помина. Теперь уже бывшие хозяева помещения снимают в аренду крохотную комнату у разместившегося там магазина. Работают в этом, уже мини-ателье, два мастера, со времён десятой советской пятилетки. Они рады были оказать услугу своему ровеснику, быстренько вставили новый замок и скромно оценили свою работу в 1300 тенге. То есть, в третью часть стоимости новых брюк!

Теперь по топливу. Нет, не о бензине речь, так он мне без надобности, ибо в моём хозяйстве нет даже самоката. Про уголь речь. Динамика цен такова: 2010 год – 4300 тенге за тонну угля по льготным спискам, 2012 – 5300 тенге, 2014 год – 6250 тенге. Итого, 50% – й рост, в то время как рост инфляции за 4 года в пределах 28% и то по максимуму считая. Газ в баллонах для бытовых нужд. С ним вроде бы всё в норме, за последние 4 года рост на уровне инфляции, однако и здесь проявляется одно не слишком удачно камуфлированное подорожание, если не сказать большего. Дело в том, что если в 2010-2012 годах срок среднего расхода одного баллона составлял 4 месяца, то в последние два года он не превышает 2 – 2,5 месяца. При этом, после его отключения, он остаётся довольно тяжёлым и подозрительно «булькает». Не наливают ли туда еще чего-то, кроме газа, для «утяжеления»?

Одним словом, итог грустен. Который год мы слышим обещания про «мясные берега и молочные реки». Ежегодно, с большой помпой принимаются различные программы по созданию устойчивой сельскохозяйственной базы, продуктовой независимости и тому подобное. Чиновники отчитываются о миллиардных средствах, вложенных в развитие сельского хозяйства и индустриального развития, а отдачи как не было, так и нет. Сухие цифры домашней бухгалтерии зафиксировали неутешительный итог – расходы июня 2009 года составили 17 138 тенге, июня 2014 года – 28 075 тенге. Как-то это не укладывается в инфляционные цифры департамента статистики.

Иван БЕЗУТЕШНЫЙ