ГОРОД, СВОБОДНЫЙ ОТ АВТОБУСОВ

Газета "Flash!"

Таким сделали Усть-Каменогорск крупнейшие автоперевозчики 12 и 13 мая. Как говорится, без объявления войны они совершили настоящую агрессию против своих же пассажиров.


В частности, по указанию руководства ТОО «Рост» с 10 часов утра с линии сняли более 200 автобусов. В городе наступил транспортный коллапс. Ситуация еще была бы понятна, если бы забастовку объявили водители и кондукторы, требуя повышения зарплаты, улучшения условий труда. Но в данном случае бастовали не водители. Бастовали владельцы автопарков, таким вот саботажем пытаясь повысить стоимость проезда.

Именно руководство ТОО «Рост» направило в акимат письмо с предупреждением о снятии автобусов с рейса. При этом городские власти ничего не сделали, чтобы предотвратить этот саботаж, хотя знали заранее. Никто не предупредил горожан. Ни власти, ни транспортники. Хотя сделать это было совсем не трудно. Уехав утром по своим делам, в больницы, школы, институты, в полдень люди скапливались сотнями на автобусных остановках и в полном недоумении часами тщетно ожидали автобусов. Словно в насмешку, накануне некоторые остановки оборудовали «умными устройствами», глядя на которые можно отслеживать передвижение нужных маршрутов.

Так поступать с собственным народом и с собственными пассажирами, за счет которых и живут автоперевозчики, могут только абсолютно безответственные руководители. Мы не будем пересказывать все возмущенные звонки в редакцию. Особенно много звонков было от ветеранов. Они были вынуждены – кто пешком, кто как – добираться до дома. Мы лишь сделаем вполне очевидные выводы. Первый из них – городская власть совершенно бессильна перед саботажем владельцев транспортных компаний. Ведь это уже второй факт саботажа, первый был в середине апреля. Заместитель акима города Максут Исахов на брифинге все свалил на депутатов городского маслихата, выступивших против повышения стоимости проезда до 75 тенге. Бессильной перед саботажем оказалась и прокуратура, заявившая, что урегулирование спорных вопросов с перевозчиками – это дело акимата. Прокуратуру совсем не волнует, что из-за прихотей владельцев автопарков город был парализован. Выходит, что и дальше транспортные короли могут творить, что хотят.

Второй вывод – мы и сегодня так и не знаем всю полную картину финансово-хозяйственных и трудовых отношений в транспортных компаниях. Они только твердят, как попугаи, о «колоссальных убытках». Но даже сумму убытков не могут назвать. Если уж не хотите говорить о размерах доходов, то скажите, какие убытки. Власти не желают разобраться в простом вопросе: водители состоят в штате автопарков, или арендуют автобусы, как индивидуальные предприниматели? А ведь это принципиальный вопрос. Если водители выступают в качестве арендаторов автобусов, то и все затраты по их обслуживанию ложатся на их плечи, а сумма арендной платы, которую они отдают хозяину, закладывается в стоимость билета. Разве сложно это выяснить? Очень легко, это пара пустяков для налогового комитета или департамента по труду. Но, никто этого вопроса и не касается. Поэтому, судя по всему, разговоры о «колоссальных убытках» – это не более чем «крокодиловы слезы». Если бизнес убыточен в течение многих лет, фирма давно должна обанкротится, либо владелец такого «убыточного бизнеса» должен покрывать убытки за счет других доходов. Или продать свой бизнес тому, кто сможет наладить работу без «убытков». Однако ни один транспортный король и не думает расставаться со своим бизнесом, хотя и каждый день плачется об убытках.

Понятно, что самыми обездоленными в этой ситуации остаются водители, кондукторы и механики. Им, судя по всему, достается «дырка от бублика». Но ведь и они не говорят о своих проблемах во весь голос. Они не отстаивают свои права через профсоюз, через коллективный договор, через трехстороннюю комиссию по социальному партнерству, хотя закон позволяет им это делать. Они молчат. А ведь не зря говорят, что молчание – знак согласия. Значит, они согласны с существующим порядком вещей.

Хотя плач об «убытках» свою информационную роль играет. В общественном мнении все больше сторонников того, что стоимость проезда действительно нужно повышать, и как можно быстрее. Так рассуждают только те, кто видит явление только поверхностным взглядом.

Например, почему-то тот же ярый рыночник Максут Исахов не говорит о такой непременной и важнейшей составляющей рыночной экономики, как конкуренция. А разве есть конкуренция в пассажирских перевозках города? Тут впору говорить о монополии. Два крупнейших автопарка – ТОО «Рост» и ТОО «Voska» обладают практически монопольным правом в этой сфере деятельности. По данным на январь у «Роста» – 28,3% всех маршрутов, включая микроавтобусы, у «Voska» – 15,1%. За это время к «Voska» перешел еще один маршрут – №17. Еще один крупный перевозчик – ТОО «ВЕБАС» – 9,43%. При этом если посмотреть на распределение маршрутов, то видно, что самые «хлебные» направления именно у этих компаний.

Вот что рассказал нам авторитетнейший специалист в области автотранспорта и пассажирских перевозок (фамилию мы не называем по его просьбе):


– Если развить конкуренцию в городских пассажирских перевозках, то вопрос о повышении стоимости проезда не будет стоять. Конкуренция сама все отрегулирует. В конце 90-х – начале 2000-х годов именно такой курс и был взят в городе. Появились новые перевозчики, и «монстры» сразу затихли, почуяв очень серьезное соперничество. Сегодня этих компаний, вдохнувших свежую струю в сферу перевозок, уже нет. Почему никто не задается этим вопросом? Куда они исчезли? Почему маршруты, которые обслуживали они, теперь обслуживают другие перевозчики? Задайтесь вопросом – где «Ульба – транспорт»? А ведь они приобрели 40 новых автобусов. Их новенькие желтые автобусы с фирменным логотипом уже стали привычными для горожан. По моим сведениям, сейчас эти автобусы распродают, а фирма в непростом финансовом положении. Перевозили пассажиров и автобусы предпринимателя Балуева, он также приобрел около 40 новых машин.

И его вытеснили с рынка перевозок под надуманными предлогами. Конкуренция закончилась. А если бы ее развивали, можно было бы возить пассажиров и за 50 тенге!

А действительно, где конкуренция? Уважаемый аким города Темирбек Касымжанов, ставший лучшим акимом среди глав областных центров, ответьте на этот вопрос!

И еще один, явно напрашивающийся вывод. Если транспортные короли могут вот так безнаказанно парализовать целый город, значит, они относятся к касте «неприкасаемых». Вот только повышение никак не удается им продавить. На этом пути помехой оказались депутаты. Они ведь понимают, что избиратели завтра с них спросят – а за что вы голосовали, и на чьей вы стороне? Но, думается, это только вопрос времени. Не с 1 июня, так с 1 июля стоимость проезда все равно повысят. Теперь транспортники говорят уже не о 75, и даже не 80 тенге. Директор ТОО «Рост» Мурат Сандыбаев называет цифру в 85 тенге за одну поездку.

А вообще прав заместитель акима города Максут Исахов, который как-то на пресс-конференции сказал, что цены неизбежно будут только расти. При общественно-политическом и экономическом устройстве, которое установилось у нас за последние 20 лет, действительно, цены будут только расти. И повышение проезда в городском транспорте – лишь частный эпизод в этой непрерывной драме по ограблению народа. Потому что все ориентировано только на прибыль владельцев бизнеса, будь это добыча нефти, медицинская помощь или перевозки пассажиров. Вот перевозчики говорят, что стоимость солярки повысилась. Действительно, с 4 мая дизтопливо подорожало сразу на 13 тенге за литр, со 102 тенге до 115, сравнявшись со стоимостью бензина АИ-93. А что мешает выделять дизтопливо для организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, по сниженной цене? Да, ничего, кроме желания нефтяных олигархов еще больше обогатится.

Почему в Советском Союзе бензин никогда не стоил дороже 40 копеек за литр? Было время, что его стоимость равнялась и 5 копейкам! И только в середине 70-х годов, когда Саудовская Аравия организовала целенаправленное обрушение цен на нефть, стоимость бензина в Союзе выросла. Но при этом оплата проезда в автобусах осталась неизменной – 5 копеек. На всей территории огромной страны! Да потому, что весь доход от продажи нефти, впрочем, как и доход от всех других видов деятельности, шел в общий котел, а уже оттуда распределялся в зависимости от приоритетов. Такое положение было возможно, потому что никому и в голову не могла прийти мысль о передаче, допустим, нефтяных месторождений в частную собственность. Все природные богатства, заводы, фабрики, земля находились в общенародной собственности. Поэтому и все народное хозяйство работало на общенародные нужды, а не ради прибыли кучки олигархов.

Мы уже не раз приводили примеры Ирана и Венесуэлы, но, думаем, что не лишним будет вновь вспомнить об опыте этих стран. Вот что пишет известный российский журналист Илья Колосов, снявший фильмы о жизни в Иране и Венесуэле.

«И нынешнее, и предыдущее правительства обеспечивали иранцам вполне достойный жизненный уровень. Конечно, если сравнивать доход на душу населения, то получается немного – порядка 200 долларов в месяц, однако ведь и цены на товары ниже, чем в странах, с которыми хочется сравнивать. Обратите внимание на то, сколько стоит литр бензина для среднего иранца. Порядка восьмисот риалов, то есть менее десяти центов. Для граждан Ирана бензин стоит в 10-12 раз дешевле, чем для американцев и европейцев. И какое правительство лучше?».

10 центов – это 18 тенге по нынешнему курсу. Если бы в Казахстане бензин стоил так! Наверное, и проезд в автобусе обходился бы в 5 тенге.


Теперь почитаем, что пишет Илья Колосов о Венесуэле. Он берет интервью у Мануэля Сутерланда, координатора Боливарианской ассоциации экономистов – социалистов.

«Когда Чавес в январе 1999 года пришел к власти, уровень бедности населения достигал 60%. И 17-18% населения были вынуждены побираться. И все это было связано с капиталистической политикой, которая проводилась в интересах МВФ. И предыдущие правительства не учитывали интересов народа. Нефть тогда стоила 6-7 долларов.

Такой высокий уровень бедности стал снижаться благодаря вмешательству государства, которое с помощью социальных программ стало перераспределять ренту, полученную от экспорта нефти».

А вот что говорит Фернандо Травьерсо, советник Комитета по энергетике и горнорудной промышленности:

«Боливарианское правительство Чавеса взяло на себя контроль за компаниями почти всех отраслей в Венесуэле. И ввело налог, так называемый специальный налог на высокие цены на нефть, поставляемую на мировой рынок. Речь идет о дополнительных 20 миллиардах долларов, которые получает Венесуэла, и которые направляются на развитие социальной сферы. Государство предприняло шаги, которых международные компании не хотели, так как это было им менее выгодно. А сейчас настоящий владелец нефти – венесуэльский народ – получил в прошлом году более 13 миллиардов долларов, направленных в социальную сферу. То есть контроль над стратегическими отраслями экономики, прежде всего над нефтяной отраслью, позволяет снизить уровень бедности и достичь социального равенства».

Как результат такой политики – сцена на заправке в Венесуэле. Рассказывает водитель большегрузного грузовика:

«Я заправил 120 литров. Заплатил за это 8,5 боливара, то есть примерно 3 доллара».

Итак, 3 доллара за 120 литров бензина, получается 0, 025 доллара за литр. В тенге это 4,55. Вы можете себе такое представить – 4,5 тенге за литр бензина?! Разве что во сне. При такой стоимости топлива проезд, наверное, обходился бы вообще в 0,5 тенге. Вот вам и ответ на вопрос – когда же цены перестанут расти?

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ