РЕЗУЛЬТАТЫ ГУМАНИЗМА

Газета "Flash!"

Как можно оценить действия ранее судимого по целому «букету» статей и отбывающему наказание человеку, которого в целях облегчения условий наказания переводят в колонию-поселение, а он вновь совершает преступление, даже не дождавшись окончания срока наказания? Что в голове таких людей? Нуждаются ли они в сострадании? А может, пора уже принимать кардинальные меры к таким рецидивистам, чтобы остальным было спокойней жить?

Итак, смотрим судебные акты суда №2 Усть-Каменогорска: некий Сергей Коклемин, судимый за особо тяжкое преступление, неоднократно похищает чужое имущество в крупном размере, неоднократно подделав документы и не отбыв наказание, покинул колонию-поселение.

Еще отбывая наказание в 2010 году, Коклемин трудоустроился на ремонт автомашин к своей супруге. Там и познакомился с соседом-автомехаником. Сосед (назовем его Михаилом) уже не занимался ремонтом машин, и оба договорились о том, что Коклемину будет передано оборудование СТО по договору хранения: подъемник, гидравлический домкрат, стенд шиномонтажный, стенд балансировочный и так далее. Всего на сумму 1 185 087 тенге.

Получив оборудование, Коклемин «водил за нос» Михаила несколько месяцев, скрывая от него точный адрес своего СТО. Затем предложил выкупить часть оборудования, возвратив другую часть владельцу. Михаил согласился. Однако денег он не получил, так как Коклемин оборудование продал, а деньги потратил, отдав Михаилу только 50 тысяч тенге, вероятно, для «отвода глаз». Ущерб составил около миллиона тенге.

В это же время к Коклемину обратились с просьбой о ремонте машины, попавшей в ДТП. У машины была разбита задняя часть. Коклемин получает 50 000 тенге за услугу, но утверждает, что ремонту задняя часть кузова не подлежит – нужно, мол, полностью менять. Владелец покупает все необходимое, а Коклемин перегоняет машину в другой гараж и продает не установленным следствием лицам. Ущерб составляет 600 000 тенге.

Дальше пошло-поехало. И «сценарий» был практически один и тот же. Другой автовладелец передал Коклемину автомашину и 60 000 тенге для покупки запчастей. А в дальнейшем, поддавшись на уговоры, снимает ее с учета в дорожной полиции, что позволило Коклемину продать машину за 509 тысяч тенге, а деньги потратить на свои нужды. Ущерб составил 933 тысячи тенге.

В апреле 2011 года лишился автомашины еще один владелец, понеся ущерб на 700 тысяч тенге. Причем в этом случае Коклемин пошел на подделку свидетельства о регистрации транспортного средства, «оформив» его на свое имя. Потом оставляет машину в залог некоему гражданину Алексееву (фамилии изменены), а сам продает ее гражданину Иванову по генеральной доверенности и доверенности на право управления. Подделка документа открылась только в дорожной полиции. Но Коклемин с деньгами скрылся, причинив ущерб больше 580 тысяч тенге. В тот же период «ушла» от хозяина ВАЗ-21099 и 70 тысяч на запчасти. В ход пошла подделка доверенности. Пострадали и владелец (512 тысяч тенге), и покупатель (228 тысяч тенге).

В июне 2011 года Коклемин отпросился на краткосрочное увольнение из колонии-поселения и больше в нее не вернулся. Поднятые по тревоге служащие провели оперативно-розыскные мероприятия, но результатов они не дали. Коклемин поселился в квартире знакомой, где, обзаведясь принтером, стал подделывать различные документы. Там его и «повязали» полгода спустя, изъяв всю «липу».

И вот, судимый в 1999 году за мошенничество, похищение человека, вымогательство, убийство, похищение или повреждение документов, разбой, получивший 20 лет лишения свободы, но в результате пресловутой «гуманизации» переведенный в колонию-поселение в 2009 году и бежавший из нее Коклемин вновь предстает перед судом в 2012 году. Судьей Жанар Онгарбаевой он признается виновным и получает 9 лет лишения свободы в колонии особого режима.

На этом история не заканчивается. Коклемин обратился с апелляционной жалобой, в которой просит применить к нему акт амнистии по подделке документов и уклонение от наказания и исключении особо опасного рецидива. В части подачи жалобы все правильно – нельзя лишать последнего шанса на защиту. Хотя приговор и был оставлен без изменения. Да и суть не в том.

На руках мы имеем еще один приговор, уже 2013 года – судьи Казбека Касымова. Дело в том, что, бежав из колонии-поселения, Коклемин прибыл в Караганду, поселился у знакомой, у которой похитил автомашину и уехал в Усть-Каменогорск. Продавая автомашину, он случайно встретился со знакомым, с которым ранее отбывал наказание, и уговорил его купить машину. Подделав Генеральную доверенность, он продает машину за 600 тысяч тенге. Машину задержали полицейские, изъяв ее по ориентировке у нового владельца, предварительно проверив документы, подделка которых была видна опытному взгляду.

Вскоре после продажи Коклемин еще и угоняет ВАЗ-21011, припаркованный во дворе одного из домов Усть-Каменогорска. А затем на этой машине пытается уехать в Шемонаиху, но по дороге попадает в ДТП, в результате которого машина переворачивается. Коклемин с места ДТП скрывается.

И вновь, представ перед судом уже в 2013 году, Коклемин просит применить к нему амнистию. Но, амнистия тут не применима. Но, поскольку преступления были совершены еще до вынесения приговора 2012 года, соответственно налицо совокупность преступлений. Приговором суда от 2013 года за мошенничество, подделку документов и угон ему назначено наказание в те же 9 лет лишения свободы в колонии особого режима. А в удовлетворении апелляционной жалобы (применение амнистии) Коклемину было отказано.

От прочитанных актов у нас возникает вопрос: если государство взяло на себя ответственность относиться гуманно к преступникам, не дающим спокойно жить населению, может быть оно тогда возьмет и ответственность за возмещение вреда этому самому населению от преступников? Ведь именно своей гуманностью государство, по сути, причиняет колоссальный ущерб тому же населению, которое платит налоги на содержание и государственных органов, и заключенных, которым потом облегчают условия наказания и, тем самым, потворствуют, хоть и косвенно, дальнейшим преступлениям. Разве не так? Ведь хотя гражданские иски и были удовлетворены одним частично, другим в полном объеме, вряд ли ущерб будет возмещен.

Агентство правовой информации

и журналистских

расследований «Витязь»