БЕСПРЕДЕЛ МОНОПОЛИСТА В УСЛОВИЯХ ДИКОГО КАПИТАЛИЗМА

Государственная политика провозгласила тезис о всемерной поддержке малого и среднего бизнеса, о чем неоднократно говорил Глава Республики Казахстан. О поддержке предпринимательства свидетельствует издание Закона РК об образовании Национальной Палаты предпринимателей, которой делегированы широкие полномочия по защите интересов предпринимательского сообщества. Чем вызвано издание такого Закона?


Практика показывает, что интересы предпринимателей повсеместно ущемляются самим государством в лице чиновников, издающих дискриминационные Методики, правила и иные подзаконные акты, позволяющие безнаказанно «доить» бизнесменов. Одним из таких актов является Методика Агентства РК по делам строительства и ЖКХ по подсчету размера платы за доочистку стоков с превышением допустимой концентрации вредных веществ (ДКВВ), позволяющая монополистам, оказывающим услуги по водоотведению, взимать плату с предпринимателей в тысячи раз большую, чем фактические затраты монополиста на этот вид услуг.

Действительно, фактические дополнительные затраты монополиста на вывоз и захоронение дополнительно осевших на дно водоема загрязняющих веществ, составляют 0,000037 тенге за 1 мг. Монополист применяет плату 139,33 тенге, что в 3,7 млн. раз больше. Естественно, при этом нарушается Закон, но регулирующий государственный орган устранился от необходимости соблюдения баланса интересов монополиста и потребителей, сославшись на то, что доочистка стоков с превышением ДКВВ является не регулируемым видом услуг. Однако нарушение законодательства о естественных монополях, которое в этом случае предполагает принятие департаментом Агентства по регулированию естественных монополий по ВКО мер антимонопольного реагирования, в упор не замечается регулирующим органом.

Таким образом, государство, в лице департамента, находится в молчаливом согласии с монополистом, ущемляющим экономические права предпринимателей.

Но это – одна сторона медали, когда департамент ВКО по регулированию естественных монополий откровенно бездействует. С другой стороны, чтобы приобрести у населения дешевую популярность, регулировщик уменьшил размер платы за услуги водоотведения для населения, одновременно увеличив в 3,22 раза тариф для предпринимателей. Эта противопредпринимательская акция увеличила бремя затрат предпринимательского сообщества. Так, при объеме оказываемых услуг 24 млн. м3 в год на долю предпринимателей приходится 6 млн. м3, то есть 25%, а из 1 млрд. тарифного дохода предприниматели оплачивают 800 млн. тенге, то есть 80% затрат. Стоит ли говорить о том, что действия департамента идут в разрез государственной политике о поддержке предпринимательства?

В качестве ответной меры предприниматели включают неправедные затраты в себестоимость товаров, работ, услуг, оказываемых населению. Таким образом, личина блюстителя интересов народа, надетая департаментом, тает, как воск в свече, обнажая звериный оскал монополизма, якобы регулируемого государством.

Пользуясь ситуацией, местный монополист – государственное коммунальное предприятие «Оскемен Водоканал», одновременно являющееся структурным подразделением акимата, то есть опять-таки государства, предъявляет предпринимателям и предприятиям сотни миллионов тенге за дополнительную очистку сточных вод, которой в природе не существует, то есть этот вид деятельности не предусмотрен регламентом работы очистных сооружений. Тем самым водоканальщики залазят в карман населения дважды: когда повышают свои тарифы, ссылаясь на «бедность», и когда «ошкуривают» предпринимателей, которые затем свои затраты возвращают за счет потребителей своих товаров и услуг! По сведениям ГКП «Оскемен Водоканал» общая сумма, начисленная предпринимателям, превысила совокупный годовой доход предприятия на 2 млрд. тенге, в том числе начислено только по одному из крупных предприятий более 1 млрд. тенге! Все природоохранные платежи за эмиссию в окружающую среду всех предприятий – загрязнителей составляют 1 млрд. тенге. А в данном случае «Оскемен Водоканал» только одному предприятию начислил целый миллиард! Однако у монополиста нет средств на оплату 3% государственной пошлины в суд, поэтому он строчит многочисленные претензии, не выставляя счета-фактуры, надеясь на добровольно – халявную оплату. Чтобы сдвинуть дело взимания неправедно начисленных сумм с мертвой точки, руководство ГКП «Оскемен Водоканал» обратилось в акимат г. Усть-Каменогорска с просьбой об оказании воздействия на тех, кто не оплачивает добровольно баснословные суммы.

И акимат оказывает помощь, проведя ряд совещаний, где неплательщикам было дано соответствующее наставление.

Однако акиматовская говорильня ни к чему не привела, ибо для оплаты необходимо выставлять счета-фактуры. Если они не выставлены, то согласно Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель вправе не оплачивать оказанные услуги. Видя бесперспективность этой затеи, в бой с предпринимателями вступила «тяжелая артиллерия». Природоохранная специализированная прокуратура ВКО совместно с департаментом экологии ВКО комитета экологического контроля Министерства охраны окружающей среды подсуетились и организовали внеплановые регулярные замеры сточных вод силами лаборатории Контрольно-испытательного центра монополиста.

Ранее департамент провел по инициативе природоохранной прокуратуры внеплановую проверку концентрации сбрасываемых в р. Иртыш стоков. Одновременно с этим проводилась плановая проверка. Результаты проверки плачевны: ГКП «Оскемен Водоканал» загрязняет р. Иртыш сверх разрешенных Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан значений и должен подвергнуться штрафу в 10 – кратном размере из прибыли предприятия. Но прибыль вещь святая и отдавать десятки миллионов тенге в казну государства ох как не хочется.

Выход один – собрать деньги с предпринимателей. С этой целью 1 ноября в специализированной природоохранной прокуратуре срочно проведено совещание на котором рассматривалось предложение монополиста о взыскании с одного из крупных предприятий денежных средств, часть из которых должна быть перечислена монополисту, а часть, в виде штрафа- в госказну. Протокол этого совещания, вещь секретная, а посему, его добыть не удалось даже после официального запроса.


Почему? Да потому, что и прокуратура и департамент экологии ВКО, два представителя которого участвовали в совещании, прекрасно понимают, что крупное предприятие, с которого они собрались взыскать умопомрачительную сумму, не является природопользователем, так как не сбрасывает сточные воды в р. Иртыш. Поэтому штраф должен оплачивать монополист, допустивший нарушение природоохранного законодательства. Тактика выкручивания рук предпринимателям, используемая гос. чиновниками, пока не принесла желаемых результатов. И не принесет, так как свою правоту они обязаны доказать в суде. Почему бы «Оскемен Водоканалу» не усовершенствовать работу очистных сооружений, применить новые технологии, проводить реальную доочистку стоков, тогда и сбросов в Иртыш не будет.

При нарушении природоохранного законодательства шансов у выкручивателей рук практически нет, и не будет.

Монополист уже проявил здравость ума, подписав документ о том, что услуги по доочистке стоков составляют 28,5% от ставки отпускного тарифа, то есть 11 тенге/м3, что ниже применяемой ставки 139,33 тенге/м3. Однако 11 тенге/м3-это стоимость очистки 1 м3 стоков от двадцати одного вида загрязнений. Стоимость очистки от одного вида загрязнений будет в 21раз меньше.

Однако, подписав справку фактических затрат на функционирование очистных сооружений в размере 28,5%, монополист продолжает строчить претензии и судебные иски, применяя ставку 139,33 тенге/м3, в которую включены 4 вида последовательно оказываемых услуг, доля которых за минусом стоимости услуг по очистке составляет 71,5%.

Причем, за каждый вид очищаемых загрязняющих веществ монополист применяет полный тариф, что приводит к многократному применению тарифа, который был уже однажды применен при ежемесячной оплате полного спектра услуг по водоотведению. Получается даже не двойная, а четверная оплата! Почему же монополист продолжает писать одно, делать другое, а думать о переложении бремени штрафа на предпринимателей? А потому, что безнаказанность, бесконтрольность и вседозволенность ему гарантирована госорганами, допускающими этот дикий капитализм, в нарушение действующего законодательства.

Неужели некому остановить государственное предприятие акимата, обласканное контрольно-бесконтрольными органами?

О других источниках сверхдохода, регулярно получаемого монополистом с милостивого разрешения регулирующего госоргана, а так же о ходе противостояния неправедно навязываемым штрафам мы расскажем в следующих публикациях.

Эдуард Датчиков

Председатель общественного объединения «Life» по защите прав потребителей в сфере коммунальных услуг и экологии

  • 0
  • 22 ноября 2013, 18:51
  • Flash

Комментарии (1)

rss свернуть / развернуть
комментарий был скрыт

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.