Бюджетная система несовершенна

Мнение главного редактора газеты «Flash!» Дениса Данилевского, опубликованное в статье «Разные правды акима и его области»
(газета «Central Asia Monitor», №37,1-7 октября 2010г). «- Поддерживаю семипалатинцев в том плане, что им не хватает денег, может, есть и какое-то ущемление, но дело в том, что в областном центре такое же положение. Наш город – крупный промышленный центр, здесь расположен, в частности, Ульбинский металлургический завод, по промышленному потенциалу Усть-Каменогорск можно сравнить с мегаполисом. Здесь собирают порядка 130 миллиардов тенге налоговых и иных поступлений, но бюджет города оставляет всего около 10-13 миллиардов, да и то с учетом трансфертов из республиканского бюджета. Как житель города я считаю, что эта сумма недостаточна. Мы дышим этим газом, болеем, фактически являемся заложниками гигантов промышленности. По официальной статистике, в городе 98% детей – больные, а на каждого жителя Усть-Каменогорска приходится в среднем по полторы болезни. Ситуация же с онкологическими заболеваниями у нас не лучше, чем в пострадавшем от полигона Семее, а то и хуже. Самые крупные налоги уходят в центр, а городу остаются те, которые труднее всего собирать – от малого бизнеса, коммунальной, социальной сферы и т.д. Изменений требует сама система бюджетного планирования, – считает Денис Данилевский».

От себя добавлю, что в статью попала лишь небольшая часть моего комментария. О несовершенстве бюджетной системы разговор идет давно. Еще когда я был депутатом городского маслихата, мы поднимали этот вопрос постоянно. В самом деле – город, являющийся донором для всей огромной области, получает ничтожную часть от того, что зарабатывает. Судите сами: самый объемный налог – налог на прибыль юридических лиц – уходит в республиканский бюджет. В центр уходит и налог на добавленную стоимость. Представьте, какой налог на прибыль платит тот же «Казцинк» – это десятки миллиардов. И все это прямиком поступает в Центр. Городу остаются подоходный налог с физических лиц, социальный налог, весьма труднособираемые земельный и имущественный налоги, налог на транспорт, акцизы, сбор за право торговли на рынках, административные штрафы и прочая мелочь. Все знают, что зарплату занижают, особенно в сфере малого и среднего бизнеса – поэтому подоходный и социальный налоги собираются в неполном объеме. Акцизы также собираются с трудом, потому что открыто идет нелегальная торговля водкой на ул. Колхозная. Земельный и имущественный налоги, в силу нашей привычки тянуть до конца, все платят только к 1 октября. По штрафам лютуют гаишники и налоговики – но эта сумма все равно не может покрыть городские потребности. Сборы на рынках – это тоже несерьезно. Поэтому на любые серьезные дела городу нужно просить помощь либо у области, либо у Центра. Центр, естественно, не хочет терять этот рычаг управления регионами и давать им большую хозяйственную и финансовую самостоятельность. Ведь это для центральной власти хорошо – сначала собрать денежки, а потом их распределять. А там уже, как говорится, хочу – дам, хочу – не дам. В результате получаются такие перекосы, когда задыхающийся в газу Усть-Каменогорск имеет городскую казну в размере чуть более 10 млрд. тенге, а «дорогая наша столица» – 290 млрд.! При этом Усть-Каменогорск зарабатывает гораздо больше стольного града Астаны. Разве все это справедливо?

До тех пор пока местный бюджет не будет получать свою долю от налога на прибыль юридических лиц и НДС – города и регионы будут влачить жалкое существование. Или нужно установить какой-то общереспубликанский подушевой норматив распределения бюджетных средств, чтобы и населенные пункты, и области получали бюджетные деньги в зависимости от численности населения. Ведь та же Астана по численности жителей больше Усть-Каменогорска в 2 раза, а бюджет столицы больше нашего в 29 раз. И еще – крупные промышленные регионы, особенно с экологически вредными производствами, должны иметь право на увеличенные нормативы бюджета. Чтобы хоть как-то компенсировать нанесенный здоровью жителей вред. Мне могут возразить – ведь платежи за загрязнение остаются в областном бюджете, да и уровень их устанавливают депутаты облмаслихатов. Да, это так, но полученная сумма – небольшая. Что такое 3 млрд. тенге для ВКО? Ведь у нас как минимум 4 экологически неблагополучных города: Усть-Каменогорск, Семей, Риддер, Зыряновск.

Если бюджетная система будет изменена в сторону большего учета интересов регионов и городов, то и Усть-Каменогорск, и Семей получат дополнительные возможности для развития, и споров «кому больше дали» – не будет. Но для этого нужны политическая воля и инициатива. Было бы неплохо, если бы и депутаты Усть-Каменогорска, и депутаты Семея постоянно инициировали этот вопрос, направляли обращения, требования в центральные органы власти, воздействовали на своих коллег в Мажилисе и Сенате. Нам, депутатам городского маслихата второго созыва (1999-2003 годы) не удалось добиться изменений в бюджетную систему. Но, думаю, что совесть у нас чиста. Мы постоянно направляли подобные обращения, причем, принимались они единогласно, поднимали эту проблему. Во всяком случае, мы не молчали. Из акимов я помню только одного, осмелившегося открыто критиковать сложившуюся бюджетную систему и требовать ее большей справедливости к городам и регионам. Это был аким Усть-Каменогорска Александр Лукин. Остальные акимы молчат. А говорить надо.


Денис ДАНИЛЕВСКИЙ
  • 0
  • 21 ноября 2010, 00:00
  • Flash

Комментарии (0)

rss свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.