И МОРОЗЫ ПЛОХО, И ОТТЕПЕЛЬ - ПЛОХО

Газета "Flash!"

А в Африке таким руководителям помешала бы жара

Не успели еще земляки позабыть свои мытарства в период небывалых декабрьских морозов, как в конце января нагрянула новая напасть — оттепель. Температура поднялась до 3-5 градусов тепла. Как оказалось, и оттепель для наших начальников стала непреодолимым препятствием.


24 января, выйдя из дома, я увидел, что «пробка» на улице Утепова начинается, чуть ли не от … детской областной больницы. Вереница машин растянулась на сотни метров в обозримом пространстве. Автомобили, автобусы, маршрутки передвигались в прямом смысле слова с черепашьей скоростью. Быстрее двигаться было невозможно, дорога представляла сплошной каток, растаявший снег еще не превратился в кашу и сверху был покрыт талой водой. Маршрутные такси не могли проехать на улицу Комсомольская, там просто невозможно было подняться в гору, а уж съехать с горы – тем более. Транспортный коллапс сразу был виден по количеству людей на остановках. Пассажиры набивались в автобусы и маршрутки, а там задыхались от жары, все-таки на улице плюсовая температура, а одеты все в куртки и шапки. На остановках заносило так, что казалось – транспортное средство вот-вот перевернется. Шумахер и прочие асы гонок «Формула-1» вряд ли смогли бы выдержать столь головокружительные трюки. А наши водители не только выдерживали, но и пусть медленно, но упорно продолжали везти пассажиров.

Однако без происшествий в этот день не обошлось, даже, несмотря на мастерство и выдержку водителей. «Резкое потепление, наступившее в Усть-Каменогорске, вызвало настоящий хаос на дорогах. Гололедица и осадки привели к многочисленным происшествиям в разных районах областного центра. Такая опасная обстановка стала настоящим испытанием для водителей, сообщает корреспондент Altaynews.kz.

Сложность в передвижении ощущали не только автомобилисты, но и обычные пешеходы. Ледяная корка, образовавшаяся на улицах из-за переменчивой погоды, превратила утреннюю прогулку в экстремальное путешествие.

– Чтобы уехать на работу, мне пришлось спуститься по горе вниз, на остановку «Достык». Сначала я около получаса ждала №261. Оказалось, что маршрутки не могли подняться в нашу сторону. Очень скользко! Пока добиралась до автобуса, чуть два раза не упала. Еще и ветер в спину, – рассказывает жительница улицы Комсомольская (микрорайон КШТ) Светлана Толочко.

По словам заместителя начальника Центра управления пассажирскими перевозками Усть-Каменогорска Ольги Графкиной, причина такой работы общественного транспорта – в авариях, которые происходят из-за плохой работы коммунальных служб. «Дороги вовремя не были подсыпаны песком», – говорит она.

– Аварии происходят в разных районах города. Два автобуса сошли на остановке «Гидросталь» в Аблакетке, двое – застряли на конечной в поселке Ахмирово. Аварии в районе Октябрьский, Дворец Спорта. Больше часа маршрутные такси не могли заехать на улицы Комсомольская, Геологическая, село Подгорное, – говорит Ольга Графкина.

Коммунальщики от «Оскемен-Тартип» резюмируют: «Вся техника выехала на противогололедные мероприятия. Песком посыпаются опасные повороты, автобусные остановки» – сообщил 24 января сайт Altaynews.kz.

Коммунальщики в своем комментарии сайту, конечно, слукавили. Проехав в тот день от КШТ до улицы Бажова, я практически не увидел на улицах дорожной техники. Пара грейдеров была только на проспекте Сатпаева, но они лишь создали помеху и образовали пробку в направлении из центра города на КШТ. Возвращаясь обратно уже в полдень, я также не заметил технику. Один грейдер работал на Ульбинском мосту. Снег к тому времени превратился в кашу, и он сгребал его, создав помехи на загруженном мосту.

К вечеру пошел снег. Между 8-ю и 9-ю вечера мне сообщили, что прервано автобусное сообщение с Аблакеткой. Рассказывает житель Аблакетки Сергей Михеев:

– Возвращался вечером с работы. На Центральном рынке автобус ждали, наверное, пара сотен человек. Мы простояли около часа. Информации не поступало никакой – будут автобусы или нет. Я понял, что ждать бесполезно, доехал на 12-ом до Пристани и пошел пешком. Так же добирались и все остальные неудачники. Другого выхода просто не было. Странно, но дорога в принципе вполне годилась для движения. Я заметил всего два перемета. Но их можно было преодолеть, если бы дорожные полицейские организовали движение в одну колею, регулировали бы транспортный поток на этих переметах. Но они просто безучастно стояли. А уж расчистить эти небольшие переметы можно было за полчаса. Таксисты между тем свободно ехали и воспользовались моментом, брали по 200 тенге за проезд от остановки до остановки. Поездка до ГЭС таким образом обошлась почти в 2000 тенге с человека! Я шел до дома полтора часа, по темноте, по бездорожью, видел женщин с детьми, груженых сумками с продуктами. А тем, кому добираться до ГЭС, идти оставалось еще почти столько же! Это был великий «ледяной поход». Ни одна частная машина не остановилась, не предложила помощь хотя бы женщинам с детьми! Проехала какая-то кавалькада шикарных иномарок с госномерами, кто это ехал, может быть, чиновники? А толку от их поездки! Лучше бы людей довезли, хоть бы этим помогли!



— Надевай коньки – и вперед! Таким было состояние дорог города в период оттепели —

Интересно, что буквально за несколько дней до этих чрезвычайных событий городские власти громогласно заявили, что снегоуборочная техника переведена на круглосуточный режим работы! Об этом же сообщал заместитель акима города Дмитрий Кавригин в своем ответе на редакционный запрос, опубликованном в №2 нашей газеты (см. «Об очистке от снега и вывозе мусора»). И где же эта круглосуточная работа? В морозы власти сетовали на то, что «основной причиной непрогнозируемого схода снегоочистительной техники с линии является перемерзание топливной системы, системы тормозов и так далее». А что явилось причиной не выхода техники на улицы города в оттепель? Кстати, о грядущем потеплении синоптики сообщали заблаговременно. И уже 23-его вечером было совершенно понятно, что к утру «развезет». Так что же помешало вывести технику ночью или ранним утром?

Не видно было техники на дорогах и на следующий день 25 января. Ну, уж на второй день можно было начать активную очистку дорог. Но, похоже, все действия коммунальщиков свелись к тому, что они просто ждали, когда на дорогах все само собой растает. И начавшийся в понедельник 28 января снегопад с последующими заморозками ничего не изменил. Хотя пресс-служба акима города в комментариях местным СМИ вновь упорно сообщает о том, что «за дорогами тщательно следят, а в последнее время, в связи с погодными условиями, предприятия, очищающие улицы, перешли на круглосуточный режим работы». Ну что тут можно сказать? Разве что – не верь глазам своим?

Ситуация обсуждалась и на очередном совещании в областном акимате. Выяснилось, что в Усть-Каменогорске и Семее объявлено о введении режима чрезвычайной ситуации в связи с обильными снегопадами. Ну и что? Режим ЧС предполагает практически полувоенное положение. А все как шло, так и идет. Коммунальные службы действуют по-прежнему, ни шатко, ни валко.

– В советское время очисткой дорог занимался «Гордорстрой», – вспоминают старожилы Усть-Каменогорска. – Техника выходила часа в 4 утра. К 6-7 часам, когда начинался основной транспортный поток, дороги были уже чистыми. Летом с раннего утра улицы поливали. Такого, чтобы встали автобусы, не было и в помине. Да если бы подобное случилось, в лучшем случае виновные были бы уволены, а в худшем – пошли бы под суд.

Да, так было в советское время, которое так усиленно поливают грязью нынешние власти. А сами неспособны наладить нормальную жизнедеятельность города и области. Вот, например, на упомянутом совещании аким области Бердыбек Сапарбаев в очередной раз устроил разнос своим подчиненным. Оказалось, что в регионе насчитывается более 900 единиц дорожной и специальной техники. Но в разгар зимы выясняется, что примерно половина техники – в неисправном состоянии, примерно четверть – маломощна и не оборудована специальными устройствами, позволяющими работать в сложных зимних условиях! Зато вот сколько организаций якобы занимаются содержанием дорог: ВК областной департамент автомобильных дорог министерства транспорта и коммуникаций РК, областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог, предприятие «ОблШыгысЖол», акиматы городов и районов и их структурные подразделения, отвечающие за ЖКХ, дорожная полиция, подрядные организации. А есть еще управление по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий, селезащита. Несмотря на длинные и мудреные названия толку от этих многочисленных структур никакого. Но зарплату они получают исправно за счет налогоплательщиков.

Несколько дней была закрыта дорога на Зыряновск, и народ вынужден был штурмом брать поезд. Пассажиры на станции Усть-Каменогорск даже вышли на рельсы и перекрыли движение. После этого проводники стали пускать всех, но не все смогли в вагоны втиснуться, ведь вагонов всего 4. После «рельсовой акции» число вагонов увеличили, и даже пустили дополнительный поезд во вторник, а также дополнительный авиарейс на Зайсан, но легче от этого не стало.

Аким области Бердыбек Сапарбаев видит выход в том, что нужно … проводить субботники по очистке дворов от снега. Но, думается, этот призыв главы региона уйдет в пустоту. Чтобы мобилизовать людей, власти нужно быть самой образцом, придерживаться высочайших моральных и нравственных принципов, работать на благо народа, а не на собственное благо. А когда такая орава чиновников ничего не делает, не справляется с элементарной работой, о каких призывах к мобилизации и сознательности населения может быть речь? На что надеется аким, неужели думает, что на улицы и во дворы выйдут сотни современных Павок Корчагиных, возьмут в руки ломики и лопаты и будут снег кидать? Только нет нынче Павок Корчагиных.

А тем временем аким областного центра Серик Таукебаев обнародовал накануне своих отчетов планы работы на 2013 год. Читаешь эти планы и не знаешь – то ли смеяться, то ли огорчаться. Вот, например, раздел «Промышленность и сельское хозяйство»:

«1. Продолжить мониторинг реализации инвестиционных проектов, запланированных на 2013 год в рамках Карты индустриализации, ГПФИИР, а по объектам, введенным в 2012 году, выход на проектные мощности;

2. Принять меры по заполнению Карты индустриализации новыми проектами с учетом увеличения инновационной составляющей;

3. Продолжить работу по увеличению доли казахстанского содержания в закупках товаров, работ и услуг на предприятиях города;

4. Обеспечить реализацию мероприятий по расширению базы налогообложения и изысканию дополнительных резервов доходных источников;

5. Повысить результативность принимаемых мер по сдерживанию инфляционных процессов;

6. Продолжить организацию проведения ярмарок сельскохозяйственной продукции».

Как вам, уважаемые читатели, пункт «повысить результативность принимаемых мер по сдерживанию инфляции»? Именно 1 февраля, после обнародования головокружительной программы работы акима, поднялась цена на продукцию «Восток-Молоко». Кефир, например, стал дороже на 10 тенге. Будем и дальше с такими же успехами сдерживать инфляцию, Серик Шауенович? Ну, а уж по индустриализации, тут вообще слов нет. Вы, сначала хотя бы нормально дороги от снега очистите, уважаемый градоначальник! Какая уж тут индустриализация!

Конечно, на отчетных встречах аким города будет козырять тем, что с 1 февраля для пенсионеров старше 70 лет все-таки ввели бесплатный проезд в общественном транспорте. Хотя и здесь власти слукавили. Сообщение об этом историческом событии поступило только 31 января. Но на следующий день обрадованные ветераны не смогли воспользоваться этой милостью. Потому что для бесплатного проезда нужно получить специальный именной проездной. А для этого нужно отнести в отдел соцзащиты документы и фотографию. В лучшем случае старшее поколение получит такую возможность ближе к середине февраля, да и то самые расторопные. А кто-то и вообще не пойдет за проездным, или в силу преклонных лет и неважного здоровья не сможет этого сделать. Тогда так и нужно сообщить – пенсионеры старше 70 лет смогут бесплатно пользоваться общественным транспортом с момента получения именного проездного. Но написали, что с 1 февраля. Зачем? В чисто популистских целях, чтобы поднять упавший ниже плинтуса рейтинг акима города?

А мы в своем письме в акимат предложили Серику Шауеновичу извиниться перед горожанами за неудобства и страдания, принесенные им бездействием коммунальных служб. Кстати, отчетные встречи – великолепная возможность попросить прощения у жителей областного центра. А еще мы предложили уволить заместителя акима по ЖКХ Дмитрия Кавригина и начальника городского отдела ЖКХ, как не справляющихся со своими обязанностями. Впрочем, в добровольную отставку мог бы уйти и сам аким. Разве справляется он с управлением городом? Таким управленцам всегда что-то будет мешать. Снег, ветер, дождь, мороз, оттепель. Назначь их градоначальником какого-нибудь города в Африке – там будет мешать жара. А ведь совсем скоро придет весна, а с ней- паводок.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ