НАЗНАЧИЛИ ПРЕСТУПНИКОМ

Газета "Flash!"

Несколько лет Фархата Жумашева таскают по кабинетам Риддерского отдела внутренних дел и по судам, то обвиняют и судят, то отпускают…



А все случилось в декабре 2007 г., более трех лет назад. По версии следствия некто О. Одинцов в своей автомашине решил выпить со случайным «дружком», которого даже не знает. Наклюкался до чертиков – и там же, в машине, уснул. А тот – неизвестный человек, и Жумашев, непонятно как оказавшийся в автомашине Одинцова, поехали на его автомобиле и стали выдергивать из рук женщин сумочки с деньгами и мобильниками. Неизвестный для полиции человек, который выдергивал из рук женщин сумочки, так и остался неустановленной личностью, а вот Жумашеву стали предъявлять обвинения в грабеже женщин и в угоне автомашины. Хотя какой же это угон, если пьяный хозяин так и лежал на заднем сидении. Причем, Жумашев, кроме этих двух случаев, будто бы принял участие еще и в третьем грабеже, спустя три дня. При этом его соучастники – трое преступников, полицией также не были установлены. Полицейские в преступники снова определили одного Фархата.



«ГРАБИТЕЛЬ», КОТОРОГО НИКТО НЕ ОПОЗНАЛ

В июле 2005 года, после окончания средней школы, Фархат был серьезно избит подвыпившими сотрудниками ОВД г. Риддер. Тогда молодой человек с сильными ушибами и сотрясением мозга был доставлен в травматологическое отделение, где ему сделали операцию. Родители Фархата обращались в поисках справедливости в разные инстанции, но безрезультатно. Может быть, с того времени и сложились «особые» отношения полицейских и парня.

Фархат с самого начала отрицал свою вину и показал, что с Одинцовым никогда не был знаком и в его машине не находился. А самого Одинцова полицейские обнаружили утром, после ограбления на его машине, спящим недалеко от ОВД г. Риддер. Он продолжал спать в автомашине, а сумки ограбленных женщин валялись поблизости.

При опознании Жумашева по предъявленной фотографии, потерпевшие ничего определенного не сказали. Две ограбленные женщины вообще не признали его. Двое других – Одинцов и ограбленная девушка А. Стаценко сообщили, что он будто бы похож на грабителя. В декабре 2007 г. в полиции были зарегистрированы заявления потерпевших. Однако, в течение года уголовное дело пять раз приостанавливалось за отсутствием улик и состава преступления.

В декабре 2008 г. следствие возобновилось вновь: у полиции спустя год вдруг появились отпечатки пальцев Фархата, якобы снятые с автомашины Одинцова. Дело передали в суд, но в феврале 2009 г. оно было возвращено на доследование. Владелец автомашины и женщины показали, что они не могут точно подтвердить, был ли среди преступников Жумашев – они его не разглядели.

Это злополучное уголовное дело возвращалось судом на доследование еще раз в июле 2009 г. И только с третьего раза, в октябре прошлого года, судья Риддерского городского суда К. Елемесов приговорил Жумашева к пяти годам лишения свободы, хотя в показаниях потерпевших и свидетелей ничего не изменилось.

Желание следователей и судьи, который взялся за дело, оказалось сильнее уголовно-процессуального законодательства. Ведь в суде два свидетеля показали, что они не принимали участия в качестве понятых при осмотре вещественных доказательств, в частности, в снятия отпечатков пальцев рук при осмотре автомашины потерпевшего Одинцова, что подписи их подделаны. Хуже того, один из них в то время находился в заключении и просто физически не мог быть понятым при осмотре вещественных доказательств. Таким образом, протокол осмотра места происшествия и протокол изъятия вещественных доказательств – отпечатков пальцев Жумашева являются недостоверными. Свидетели С. Кучерова и П. Перфильев показали, что в декабре 2007 г. они участвовали в качестве понятых в следственном мероприятии при осмотре автомашины, принадлежащей Одинцову. При этом отпечатки не были упакованы и опечатаны, как того требует процессуальное законодательство. Летом 2008 г. их вызвал следователь У. Абдрахманов и заставил повторно расписаться уже на другом – упакованном конверте. Такие правдивые показания, свидетельствовавшие о нарушении процессуального права, не могли устроить следствие и государственного обвинителя.

После судебного заседания свидетелей забрали сотрудники полиции и привезли в кабинет помощника прокурора г. Риддера К. Дегенбаева, который поддерживал обвинение в суде. К. Дегенбаев заявил им, что в суде они дали не те показания. Потом он заставил их написать под диктовку, что в декабре 2007 г., при изъятии отпечатков пальцев рук, отпечатки были упакованы, а летом 2008 г. их к следователю не вызывали, и они не подписывали нового упакованного конверта.

Еще один свидетель – А. Жуниспаев показал, что в апреле 2008 г. его задержали сотрудники полиции, после чего в течение суток держали в кабинете в наручниках, избивали, заставляли дать ложные показания о том, что изъятый у него сотовый телефон, принадлежавший одной из потерпевших, он якобы приобрел у Жумашева.

Не выдержав побоев, А. Жуниспаев подписал нужные следователю показания. Его госпитализировали с диагнозом – закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга. А. Жуниспаев обращался к прокурору г. Риддера с жалобой по поводу преступных действий полицейских, однако, никаких мер принято не было. Через несколько месяцев А. Жуниспаева вновь задержали, его снова избивали, угрожали, и снова заставили дать ложные показания, которые записали уже на видеокамеру.

Ж. Мукалиев – отец Фархата, заявил, что следователи изъяли его кожаный пиджак. Позже на его пиджаке оказалась кровь потерпевшей А. Стаценко. При этом полицейские стали утверждать, что именно в этом пиджаке Жумашев совершил преступление в отношении А. Стаценко. В ходе первого, а затем и второго судебного процесса А. Стаценко показала, что во время допроса в ОВД сотрудники полиции брали у нее шприцем кровь из руки, т.е. незаконно брали образцы крови.

Наконец, А. Стаценко в своем заявлении в ОВД указала, что ее ограбили в 22 часа 15 минут. Однако следователь У. Абдрахманов своей рукой исправил время на 23 часа 15 минут. На самом деле в 22 час.15 мин., т.е. в момент совершения преступления, Ф. Жумашев находился на работе в вечернюю смену на руднике. Это подтверждается графиком работы, представленным администрацией рудника, а также показаниями трех свидетелей.

Так, свидетель В. Дивак в суде показал, что рабочие в 22 часа 45 минут сдают шахтерские фонари в табельной, затем моются в бане. После этого, в 23 часа 15 минут за рабочими вечерней смены прибывает автобус. 22 декабря он вместе с Жумашевым сел в автобус и выехал с работы в 23 часа 30 минут.

Фархат вышел из автобуса на остановке «Вечный огонь» около своего дома. Остановка расположена далеко от места преступления. В это время он никак не мог совершить ограбление.

Однако судья К. Елемесов в приговоре исказил это обстоятельство и указал, что В. Дивак и Ф. Жумашев выехали с работы в 22 час. 30 мин. Более того, в приговоре судья указал, что Жумашев совершил преступления в группе лиц, однако таких лиц следствием и судом установлено не было. Для чего следователю, а затем судье, искажать факты, нарушать процессуальное, а также уголовное право?!

Отец подсудимого, адвокат М. Медиханова и правозащитное агентство «Секрет-Сервис» неоднократно обращались в вышестоящие инстанции о злостных нарушениях законности правоохранительными и судебными органами г. Риддер.

В силу неопровержимых фактов, приговор судьи Риддерского городского суда К. Елемесова был признан незаконным. Постановлением ВК областного суда от 4 декабря 2009 г., приговор был отменен, дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. После чего, постановлением судьи Риддерского городского суда Е. Коянбаева, Жумашев был освобожден из под стражи в зале суда. Однако бесперспективное дело снова, уже в который раз, было направлено в следственный отдел ОВД г. Риддера на доследование.

8 ноября 2010 г. прокурор г. Риддер В. Шабер, наконец-то, вынес постановление о прекращении уголовного преследования в отношении Жумашева за отсутствием в его действиях состава преступлений, о разъяснении его права на реабилитацию и на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов, осуществлявших уголовный процесс.



РАЗЫСКИВАЕТСЯ ПОЛИЦИЕЙ

Казалось бы, поставлена точка в этом деле, но не тут-то было. В феврале 2011 г. по Риддеру были расклеены фото Ф. Жумашева под заголовком «Разыскивается уголовный преступник Жумашев Ф. Ж., мера пресечения «подписка». Если вам что-либо известно о его местонахождении, просьба сообщить».

Однако, в отношении Фархата подписка о невыезде была отменена и повторно не избиралась, кроме того, он проживает по месту жительства и скрываться ни от кого не собирается. Более того, следователь ОВД г. Риддер Т. Исанов, снова возбудивший уголовное дело, без всяких на то оснований, пытался убедить Жумашева написать заявление о том, что он признает свою вину и желает примириться с потерпевшей А. Стаценко.

В данное время, в отношении Ф. Жумашева следствие не прекращено, к следователю У. Абдрахманову, к работнику прокуратуры К. Дегенбаеву, к сотрудникам ОВД г. Риддера, избивавшим свидетеля А. Жуниспаева, до сих пор никаких мер не принято, хотя пострадавшими заявления направлялись в различные инстанции. Когда и чем завершится это дело, понесут ли наказание правоохранители и судья, сломавшие жизнь парню – неизвестно.

В подобной ситуации остается один суд – суд гласности, общественного обличения и гражданского протеста. Причастность непрофессиональных, безнравственных и явно криминальных лиц к органам полиции и суда, не должна являться гарантией их вседозволенности, безнаказанности и безответственности!!!



Александр ХАРЛАМОВ

руководитель правозащитного антикоррупционного агентства «Секрет-Сервис», г. Риддер