ЭКОНОМИЯ УГЛЯ? А КОМУ ОНА НУЖНА?

Газета "Flash!"

«Давайте установим мой котел в вашей школе», — с таким предложением обратился изобретатель Толеген Самарканов к директору одной из школ ВКО. И добавил: «Будете сжигать в 2 раза меньше угля». «Да Вы что! Не нужен мне такой котел!», — сходу ответил директор. И в самом деле: директору гораздо выгоднее побольше списывать угля и продавать его односельчанам. А если котел будет экономичным, разве спишешь уголь? Директор то ведь думает, в первую очередь о своих личных интересах, а не о государственных, общественных.



В этом и вся беда изобретателя. Куда он ни ткнется со своими котлами – везде встречает непонимание. Не нужны его экономичные котлы в сегодняшнее время. Разве что какой-нибудь владелец частного дома установит такой котел у себя. Ведь за тепло он платит свои деньги. А что касается денег бюджетных – так зачем их экономить? Бюджет у нас большой, страна богатая…

Толеген Самарканов уже много лет разрабатывает и делает котлы на угле, солярке и газе. Есть у него патенты. Его котлы могут обогревать от 50 до 1000 кв.м. площади. При монтаже не требуется обмуровка огнеупорным кирпичом (а это экономия порядка 1 млн. тенге). При температуре в 39 градусов мороза котлы выдают 95 градусов. КПД – 0,85-0,90. В действии котлы Самарканова можно посмотреть в хлебопекарне села Завидное, в одном из частных домов Усть-Каменогорска.

Толеген Жунусбекович рассказывает и о других проблемах:

– При установке котлов в школах, больницах, работы ведутся без проектной документации, оборудование не проходит обязательную энергоэкспертизу. А ведь это необходимо не только для безопасности, но и для определения реального расхода топлива. Сейчас у нас в основном монтируются российские котлы НР-18 КВТС «Сибиряк», но изготавливают котлы не в России. Их делают у нас частные фирмы. Тем самым грубо нарушаются авторские права разработчиков этого котла, имеющих на него патент Российской Федерации. Возникает вопрос и о приемке котлов в эксплуатацию. Приемку должен делать только теплотехник. Но такого специалиста нет ни в облакимате, ни, тем более, в школах и больницах. Приемку осуществляет директор школы или главврач, или завхоз. Какую они могут дать гарантию, что котел не рванет?

Обращался Самарканов по этому поводу в финансовую полицию. Финполицейские не нашли здесь никаких нарушений. Оказывается, изготовление котлов с давлением до 0,7 кг/кв.см. и температурой до 115 градусов у нас не лицензируется. И даже не регистрируются в органах госгортехнадзора. Для них не требуется и энергоэкспертиза. Надо признать, довольно беспечный подход к вопросам безопасности. Все-таки, это высокое давление, горячая вода и пар. Да и стоят котлы в местах большого скопления людей, в основном в сельских школах и больницах.

Никого не заинтересовали и авторские права. Интересная позиция. Защитники авторских прав ходят по кафе и требуют платить какой-нибудь зарубежной поп- звезде за то, что диски с ее песнями крутят в этом увеселительном заведении. А в случае с котлами разве не нарушаются эти права?

Довольно вяло отнеслись к инициативам Самарканова и в областном управлении ЖКХ и коммунального хозяйства, куда мы обратились за комментариями.

В этом ведомстве нам сообщили, что не располагают конкретными данными о нарушениях закона при установке котлов или неэффективного расхода топлива бюджетными организациями.

А всего бюджетными организациями ВКО в отопительный сезон расходуется в среднем 179,8 тыс. тонн угля.

«Принимая во внимание неизбежное дальнейшее увеличение стоимости угля и мазута, их перевозок, сложные условия труда в котельных, вопрос перевода котельных объектов бюджетной сферы на альтернативные способы теплоснабжения является актуальным для области. В последние годы многие объекты образования были переведены на отопление от электрических котлов. Так в Курчумском районе в 41 школе (всего в районе 51 школа) установлены электрокотлы. Другим альтернативным и эффективным способом теплоснабжения зданий считается применение тепловых насосных установок. В 2011 году планируется реализация ряда проектов по установке тепловых насосов на объектах бюджетной сферы области», – говорится далее в ответе управления ЖКХ. Как будто электроэнергия не будет дорожать!

Что же касается отношения чиновников к котлам Самарканова, то «по оценкам экспертов оно не является инновационным. В любом случае однозначная оценка изобретения, его технико-экономических показателей, перспективы коммерциализации возможны при изготовлении промышленного образца и его апробации в реальных условиях», – пишет начальник управления Айтказы Шерубаев. И направляет Самарканова в многочисленные инновационные фонды, которых в Казахстане, оказывается столько, что их перечисление займет половину статьи. Только что-то работы их не видно. Ну что же – это по-нашему, по-чиновничьи, просто отфутболить человека, и делу конец.

А вообще, говоря прямо, Самарканов со своими котлами уже достал всех чиновников. Ходит тут, мешает спокойно жить. И так всем и все хорошо. Угольщики поставляют уголь и имеют свой доход, им уменьшение потребления угля совсем не нужно. Напомним, что только бюджетные организации потребляют в год почти 180 тысяч тонн. Далее по цепочке свой доход имеют и чиновники, и директора школ, и главврачи. Зачем какие-то новые котлы, зачем ломать хорошую, отлаженную жизнь?

Я уже не раз в беседе с изобретателем говорил, что при нынешней системе ему свои котлы не продвинуть. У нас много говорят об энергосбережении, но это для шумихи, для вида. Судьба же многих изобретений в этой области обречена, ведь они посягают на сверхдоходы всех, кто причастен к делу отопления и вообще энергоснабжения. И так происходит не только у нас, в Казахстане. Такое же положение и в России. Известный российский публицист Максим Калашников пишет про изобретателя Владимира Попова. Он создал энергоэкономичный, экологический дом. В этом доме нет привычных труб горячего водоснабжения и радиаторов. Все основано на тепловых лентах и трубах, на углеродных элементах, спрятанных за картинами на стенах. Применяется принцип теплового трансформатора. Это одновременно и печка, и холодильник. Размер его: 200 миллиметров в диаметре и полметра в длину. Разработала команда Попова и генератор «Вихрь», вырабатывающий электричество, достаточное для любой усадьбы или фермы, при этом не тратя ни грамма горючего, и ничего не загрязняя. И таких изобретений – масса. Пока еще не оскудели наши земли талантливыми людьми. Но разве дадут монополисты продвинуться этим технологиям? Ведь в случае их массового применения энергетические, газовые, строительные монополии потеряют сверхприбыли, ведь стоимость стройки такого дома значительно снизится. А разве это нужно сегодня?



Денис ДАНИЛЕВСКИЙ