И ВАМ НЕ БОЛЕТЬ!

Газета "Flash!"

Итак, уважаемые читатели, мы с вами продолжаем на первый взгляд очень скучное и вроде бы бесполезное занятие — внимательно изучаем официальные документы. В прошлый раз мы погрузились в стратегический план управления предпринимательства и промышленности, и сделали немало открытий чудных. А сегодня давайте с карандашом в руках поизучаем еще один стратегический план — управления здравоохранения ВКО на 2011 — 2015 годы.


Начнем, как всегда, с цифр. Их в документе масса, и все они представляют интерес. Ведь речь идет о нашем здоровье! Хотя, выясняется, что со здоровьем в Восточном Казахстане плохо, и здоровых людей впору в музее выставлять на всеобщее обозрение, как диковинку, как некогда выставляли разных заспиртованных уродов в кунсткамере.

Судите сами. Главный показатель общего здоровья — это продолжительность жизни. Так вот, в ВКО в 2010 году эта продолжительность несколько возросла, но составляет весьма печальную цифру — 66, 98 лет (по РК — 68,41). Вот какие цифры нужно было смотреть инициаторам повышения пенсионного возраста! После выхода на пенсию народ у нас в среднем живет всего 5 лет, а в ВКО — чуть больше трех лет! За 20 лет независимости Казахстан так и не достиг показателей средней продолжительности жизни Казахской ССР последнего докризисного года — 1989-го: тогда этот показатель равнялся 68,7 лет, но при этом женщины уходили на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60. А многие работники вредных и тяжелых профессий в 50, а то и в 45 лет!

И, пожалуй, никаких особых сдвигов в этом направлении в ближайшее время не предвидится. Что самое страшное — умирают дети. Так, смертность до 5 лет составляет 22,13 на 1000 новорожденных. Больше всего дети умирают в сельских районах. И причина этому четко обозначена в стратегии — плохое качество медицинских услуг и недостаток врачей в сельской местности.

Население области сокращается. Смертность населения, хотя и несколько снизилась — 12,19 на 1000 населения в 2010 году, в 2007 было 13,28, но остается высокой, и в 1,3 раза выше, чем по Казахстану (в РК в 2010 году — 8,94). Для сравнения — в Казахской ССР в 1989 году смертность составляла 7,6. И здесь независимый Казахстан не достиг советского уровня более чем 20-летней давности.

Когда обсуждался законопроект о повышении пенсионного возраста женщин, многие депутаты что-то бормотали насчет дифференцированного подхода. Так почему бы его не применить к Восточному Казахстану? Ведь это один из самых тяжелых регионов страны по показателям здоровья. Если население ВКО в целом и живет меньше, и умирает больше, чем в среднем по республике, то и на пенсию здесь должны выходить раньше? Разве это не правильная постановка вопроса? Но ведь никто из депутатов — выходцев из ВКО, об этом даже словом не обмолвился! Где были Ферхо, Ибраев, Кузьмин, Сабильянов, Плотников и прочие?

Вот что написано по этому поводу в стратегии: «Низкий уровень рождаемости, высокий уровень смертности, низкий индекс здоровья населения, неблагополучная экологическая ситуация и социально-значимые болезни снижают ожидаемую продолжительность жизни. Система здравоохранения не оказывает существенного влияния на увеличение продолжительности жизни населения в результате неэффективного межсекторального и межведомственного партнерства в вопросах охраны общественного здравоохранения, что отражается на низком уровне здоровья населения». Простому читателю, конечно, не совсем понятны эти объяснения насчет «межсекторального и межведомственного партнерства», но ясно одно — что же это за здравоохранение, если оно само признается, что не может повлиять на улучшение здоровья населения!

И, наконец, еще один важный момент стратегии: «Ухудшение экологической обстановки обуславливает увеличение уровня показателей заболеваемости, связанных с воздействием вредных факторов окружающей среды (болезни органов дыхания, онкологические заболевания, аллергические болезни и пр.)». Ну, вот и в официальном документе медики признают взаимосвязь плохого здоровья людей и экологии. Значит, есть вполне веские причины говорить о статусе зоны экологического бедствия и о компенсации населению за потерянное здоровье.

Основной причиной смертности являются сердечно-сосудистые заболевания. Несколько снизилась заболеваемость злокачественными новообразованиями (с 276,8 в 2005 году до 272,3 в 2010 году), удельный вес запущенных форм составил 22,6% (2005 год — 20,2%). Самый высокий уровень заболеваемости злокачественными новообразованиями наблюдается в регионах, где развита промышленность: Усть-Каменогорск (379,3), Риддер (361,4), Зыряновский (360,7), Глубоковский (345,9), Шемонаихинский (308,5) районы. При этом заболеваемость раком в нашей области в полтора раза превышает уровень заболеваемости по Казахстану. А в Усть-Каменогорске болеют раком в 2 раза больше, чем в среднем по стране! Воистину ВКО можно назвать раковой областью, а Усть-Каменогорск раковым городом! Несмотря на то, что заболеваемость раком несколько снизилась, смертность от этой болезни увеличилась. Если в 2009 году она составляла 159,1, то в 2010 — уже 164,6. По РК смертность от рака составляет 108,9. Выходит, что по уровню смертности от этой страшной болезни ВКО превосходит республику в 1,5 раза! Где депутаты? Почему не бьют тревогу? Почему не ставят вопрос о более раннем выходе на пенсию для жителей экологически неблагополучных районов области?

Позор для нашего времени — это просто страшные цифры детей, больных туберкулезом. В целом по детям больных 29,7 на 100000 детей, а среди подростков — 107,5! А ведь туберкулез — это болезнь бедноты, прежде всего, плохое питание и условия жизни.

«Изоляция детей из очагов туберкулезной инфекции осуществляется только в четверти случаев, в результате чего ежегодно выявляются дети с запущенной формой туберкулеза, при этом отмечается рост туберкулеза среди контактных. В области не хватает дошкольных санаторных групп, тогда как в изоляции и оздоровлении нуждаются более 50% случаев детей из очагов инфекции, более 90% — из групп риска», — сообщается в стратегии. И с этим больным поколением собираются строить «Казахстан — 2050»? А смертность от туберкулеза составляет 18,1, что в 1,7 раза выше, чем в РК.

Огромная армия наркоманов и больных ВИЧ. Число наркоманов в 2010 году составило 4027, специалисты говорят, что эту цифру нужно умножать на 10. Больных ВИЧ — 1710, из них СПИДом больны 41. И здесь тоже нужно увеличивать цифру на порядок.

А вот число доноров неуклонно снижается. Если в 2005 году было 41896 фактов сдачи крови, то в 2010 — уже 33246. В итоге, если по нормам Всемирной организации здравоохранения необходимо, чтобы на каждую тысячу населения приходилось 40-50 донаций (сдачи крови), то в ВКО — 18 донаций. Где уж здесь создать необходимый запас крови!

Ну, да ладно, хватит с печальными цифрами. Что же планирует управление здравоохранения, ведь все-таки, это стратегический план! Самое интересное, что в разделе «Повышение эффективности системы здравоохранения» с интересом сообщается о … сокращении коечного фонда и стационаров вообще! Видимо, такая мера — это и есть повышение эффективности!

Всего в 2010 году сеть здравоохранения области представлена 93 больничными организациями. Для сравнения: в 1986 году больничных учреждений в ВКО было 91, и еще 105 — в Семипалатинской области (ведь сейчас объединенная область), итого 196. Сегодня — более чем в 2 раза меньше! Коечный фонд составил 10015. В 1986 году — 12 610 в ВКО и 11 335 в Семипалатинской области, итого — 23 945, в 2.4 раза больше!

«Управлением здравоохранения области принято ряд мер по сокращению потребления стационарной помощи и развитию стационарозамещающих технологий. Только в 2010 году сокращено 168 коек круглосуточного пребывания. Всего перепрофилировано 377 койки», — читаем мы в стратегии. И это было еще до нынешнего года, когда закрытие, или как называют этот процесс более мудрено, и не так резко — перепрофилирование, реорганизация, набрало такие обороты. Сегодня многие виды операций уже в приказном порядке предписано проводить в поликлиниках! Нечего разлеживаться по больницам! Вырезали, к примеру, грыжу, швы наложили — и шагай домой. Это при «тоталитарном строе» можно было лежать и месяц, и два, и полгода, получать абсолютно бесплатное лечение, да еще и больничный на работе оплачивали. А если вдруг попал на больничную койку во время отпуска, то после окончания лечения отпуск продлевался. Такой порядок был при поганом, проклинаемом сейчас социализме. А при капитализме и демократии лечиться долго не позволят. Если вообще есть возможность лечиться… Вот что написано в стратегии: «В области имеются сельские населенные пункты, где функционируют медицинские пункты и медицинские работники без помещения, исключенные из учетных данных сельских территорий: с. Архалы Аягозского района, с. Черниговка, Скотоимпорт Жарминского района, с. Греховка Зыряновского района, с. РТС Глубоковского района». Вот так, исключили села с карты, а люди там живут. Они вроде как есть, и нет их. А значит, и медпункта в таких селах — призраках быть не должно.

Это одна сторона вопроса — лечиться негде. Но и лечить некому. «Проблема дефицита кадров с каждым годом нарастает и составила на конец 2010 года 536 врачей и 136 средних медицинских работников. Наблюдается тенденция «старения» кадров, несмотря на увеличение притока молодых специалистов в отрасль. Так, доля работающих врачей в возрасте от 46 — 55 лет составляет 30,9%, старше 60 лет — 8,8%. Доля молодых специалистов остается недостаточной и составляет не более 4% от общего числа врачебных кадров. Имеет место дефицит персонала, оказывающего ПМСП, дисбаланс численности медицинских работников, получивших высшее и среднее профессиональное медицинское образование. Помимо этого отсутствуют мотивационные стимулы к работе и недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения. Уровень оплаты труда медицинских работников остается низким, а также отсутствует дифференцированный подход к оплате труда, основанный на конечных результатах работы. Несмотря на предпринятые меры, основными проблемами образовательной деятельности в области здравоохранения остаются качество подготовки кадров, уровень квалификации работающих специалистов» — говорится в стратегическом плане.

Да, все это так, но зато какое новое оборудование появилось, какие операции теперь можно делать, даже с помощью телемостов, на расстоянии! — могут возразить оптимисты. Такое оборудование действительно появилось. Это веление времени. Ведь совсем еще недавно и компьютер был в диковинку, и сотовый телефон. А уже сегодня человек, не владеющий компьютером, если он, конечно, не в преклонном возрасте, выглядит весьма странно. Но вот что говорится в стратегическом плане по поводу оснащенности лечебных учреждений: «Проблемными остаются вопросы, связанные с недостаточным уровнем материально — технического обеспечения медицинских организаций. К примеру, оснащенность многих организаций не выше 60%. Многие организации, оказывающие медицинскую помощь (66,5%) располагаются в нетиповых, приспособленных зданиях. Более 25 (2,3%) организаций здравоохранения области расположены в аварийных зданиях. Несмотря на активное внедрение Единой информационной системы здравоохранения, на сегодняшний день сохраняется недостаточный уровень информационно-коммуникативной инфраструктуры в здравоохранении, низкий уровень компьютерной грамотности среди медицинских работников, отсутствие автоматизации лечебно-профилактического процесса и меры по оптимизации коечного фонда, необоснованной госпитализации и длительного пребывания в стационарах».

Итак, за более чем 20 лет рыночных реформ медицина скатилась по всем позициям. В 1986 году, когда перестройка только начиналась, число больных, госпитализированных в больничные учреждения, составляло: по ВКО — 243,4 тыс. человек, по Семипалатинской области — 205,5 тыс. Всего — 448,9 тыс. человек. Почти полмиллиона человек лечились в стационарных условиях! И никому и в голову не приходило отказать в госпитализации, или пожурить больного, что он долго лежит, на всех находились лекарства, питание, хватало медицинских работников. Число посещений врачей на амбулаторном приеме и посещений врачами больных на дому составило: ВКО — 10 млн. 048 тыс., Семипалатинская — 8 млн. 544 тыс. Всего — 18 млн. 592 тыс. Число посещений на одного жителя по ВКО 10,8, по Семипалатинской обл. -10,5. В 2010 году было 11 млн. 981, 7 тыс. посещений. На одного жителя нынче — 6 посещений больницы. Выходит, люди реже стали обращаться за медицинской помощью. И не потому, что стали меньше болеть. Болеют как раз гораздо больше. Медицина стала недоступна многим. Дороговизна лекарств, дороговизна лечения, недоверие к врачам, и даже опаска, да и на больничный лист нынче мало желающих ходить, можно и с работы вылететь. Сейчас не «тоталитаризм», это тогда, в суровые тоталитарные времена, с каждым больным нянчились и сюсюкались, путевочки в санатории давали, а то и на море Черное, в славный город Сочи, на худой конец, в какой-нибудь Сарыагаш или Муялды. При капитализме действует жесткий закон естественного человеческого отбора. Больной, немощный — это твои проблемы. Не суждено тебе выжить, значит, судьба такая. Здоровые и сильные могут потолкаться, отвоевать себе место под солнцем. А потом в 40 лет неожиданно скончаться от инфаркта. Место под солнцем тоже непросто отвоевать, а сердце оно ведь не железное.

Так что выход у нас один — не болеть. Другого совета пока нет, хотя и этот из области фантастики.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ