БАНКРОТСТВО ГОСУДАРСТВА

Газета "Flash!"

Итак, то, чего ждало, наверное, все казахстанское общество — свершилось. Президент высказал свою позицию по вопросу о повышении пенсионного возраста женщин. Причем, сделано это было в форме обращения к народу. Основным аргументом в пользу повышения пенсионного возраста женщин глава государства назвал прогнозируемый дефицит средств по выплате пенсий. Он объясняется старением населения страны, ростом продолжительности жизни и тем, что 70% пенсионеров будут составлять женщины.


«Расходы бюджета на выплату пенсий без поэтапного повышения возраста женщин на период 2014-2024 годы вырастут на 3 трлн тенге.

Это станет проблемой для будущих пенсионеров, которым государство будет не в состоянии выплачивать пенсии. Мы должны этот вопрос решать уже сейчас. Единый возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин – это норма, которая существует в большинстве развитых стран. К примеру, в ряде стран Европы пенсионный возраст мужчин и женщин составляет 67 лет.

Многие государства принимают сейчас такое решение в условиях глобального кризиса, как неизбежную меру. Правительство Казахстана заблаговременно предложило осуществить плавный переход к повышенной планке пенсионного возраста для женщин.

Это позволит осуществить предстоящую модернизацию пенсионной системы с максимально полным учетом интересов казахстанцев. Вместе с тем, прежде чем новое законодательство вступит в силу, государство должно принять дополнительные меры для социальной защиты граждан, особенно женщин предпенсионного возраста. В этой связи поручаю Правительству проработать вопросы законодательного сопровождения следующих инициатив.

Первое. Обеспечить за счет государства дополнительную выплату обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми. Общий размер выплат в накопительный пенсионный фонд необходимо довести до 10% от прежнего их дохода.

Второе. К существующим десяти процентам обязательных пенсионных отчислений граждан ввести дополнительные пять процентов обязательных отчислений от работодателей.

Третье. Поэтапно увеличить ставки обязательных профессиональных пенсионных взносов еще на пять процентов.

Это улучшит пенсионное обеспечение граждан, занятых в особых и вредных производствах.

Все эти меры позволят повысить солидарную ответственность и государства, и работодателей, и самих работников за уровень социальной защиты наших граждан.

Также поручаю Правительству разработать комплекс мер по дальнейшей модернизации системы пенсионного обеспечения до 2030 года, а также механизмы эффективного инвестирования пенсионных активов в проекты наиболее перспективных отраслей экономики.

Пенсионные накопления граждан должны быть не источником извлечения прибыли для пенсионных фондов, а надежной основой для достойной жизни в старости каждого казахстанца».

К сожалению, надежды миллионов казахстанских женщин не оправдались. Президент не наложил вето на закон. Он отправлен на доработку и срок начала поэтапного повышения пенсионного возраста президент предложил перенести с 1 января 2014 года на 1 января 2018 года. Мажилис уже поддержал это предложение и направил законопроект на подпись Президенту.

Когда глава государства говорит, что государство будет не в состоянии выплачивать пенсии, это, по сути, признание банкротства. Что же это за государство, которое не в состоянии обеспечить своих стариков достойной старостью? И даже рост продолжительности жизни становится проблемой! Получается, что люди должны всю жизнь работать, платить налоги, и надо сказать, немалые налоги, отчислять от своей зарплаты пенсионные накопления, а государство, содержащееся на эти самые налоги, заявляет, что не сможет платить пенсии!

Сегодня решение социальных вопросов полностью ложится на плечи налогоплательщиков. Работодатель платит социальный налог (11% от фонда зарплаты) и социальные отчисления (5%). Итого огромная финансовая нагрузка приходится на работодателей. Естественно, лишь малая часть из них располагает нефтяными или газовыми месторождениями, не всем достались советские заводы или недвижимость. Большинство создавали свое дело с нуля, и сегодня несут большую социальную нагрузку. Кроме этого есть еще корпоративный налог (20% от годовой прибыли), налог на добавленную стоимость (12% от стоимости товара). А работник из своей зарплаты платит подоходный налог (12%) и пенсионные отчисления(10%). Итого народ в совокупности создает хороший бюджет, и на эти деньги содержатся чиновники, главная задача которых, вроде бы, улучшать жизнь этого самого народа. Но разве повышение пенсионного возраста – это улучшение жизни?

А если чиновники, нанятые народом для управления и улучшения жизни, в конечном итоге эту жизнь не улучшают, а ухудшают, значит, они работают плохо. И не просто плохо, а из рук вон плохо. Но почему-то это не сказывается на личном благосостоянии чиновников! В последнее время ряд из них публикуют данные о своих доходах. Высшая элита чиновников ВКО пока не обнародовала такие данные, больше публикуются сведения о всяких госслужащих мелкого пошиба, не «раскрылся» пока и аким ВКО Бердыбек Сапарбаев. Но вот как живут акимы других регионов, мы постепенно узнаем. Так, аким Кызылординской области Крымбек Кушербаев в 2012 году заработал 4950466 тенге (32700 долларов). Доход его заместителей — Галыма Амреева, Нуржана Алибаева, Акмарал Альназаровой и Натальи Годуновой — составил соответственно 17101026 тенге (112900 долларов), 12420221 тенге (82 тысячи долларов), 3220000 тенге (21,2 тысячи долларов) и 10146221 тенге (67 тысяч долларов). Прошлогодняя зарплата руководителя аппарата акима области Канатбека Жайсанбаева составила 9524693 тенге (63 тысячи долларов), — сообщает сайт Tengrynews. Надо сказать, неплохие доходы. И это официальные доходы. А ведь могут быть еще и неофициальные…

Впрочем, мы не совсем правы, говоря о том, что под руководством этих управленцев жизнь народа ухудшается. Ведь у определенной части населения она неуклонно улучшается. Правда, у совсем небольшой части населения. И эта часть совершенно справедливо полагает, что жизнь прекрасна, а значит, и власть работает прекрасно. Так может быть весь секрет в том, что управленцы работают для блага не всего народа Казахстана, а именно для блага вот этой небольшой части народа?

А для остальных, увы, денежек нет, и нет никакого другого выхода, кроме увеличения пенсионного возраста женщин.

Что дадут предлагаемые меры? Платить пенсионные взносы за счет государства в период декретного отпуска женщин — дело, конечно, хорошее. Но в остальном вновь вся нагрузка ложится на работодателей. Предлагается 5% дополнительных отчислений в пенсионный фонд доплачивать за их счет. Думаете, работодатели со счастливыми лицами станут подписывать платежные поручения? Ничего подобного. Просто эта сумма войдет в состав зарплаты, и работник реально станет получать на 5% меньше. Как получилось с выплатой экологических пособий пострадавшим от Семипалатинского полигона, когда эти выплаты переложили на работодателей. Ведь реально их получают разве что на крупных предприятиях. А в малом и среднем бизнесе эти деньги «сидят» в зарплате. Формально никто не придерется, а реально денег народ не получает. И как в этом случае обвинять работодателей? Они резонно говорят: почему мы должны нести бремя обязательств государства?

Государственные управленцы правы, признаваясь в банкротстве. Да, банкротство по тем мизерным социальным обязательствам, которые еще имеются у государства перед народом, конечно, наступит. Но не наступит банкротство элиты. Элита будет только богатеть и дальше. А до банкротства уже недалеко и сегодня, не говоря уже о грядущих годах и десятилетиях. Уже в этом году доходы бюджета сокращены на полтриллиона тенге! Поток нефтедолларов в ближайшее время будет сокращаться. Сокращаться в бюджет, но не в карманы олигархов. Главная надежда властей – месторождение Кашаган, пока так и не запущено в добычу. Иностранные участники этого консорциума, как сообщают республиканские СМИ, требуют увеличения своей доли. Доходы от нефти, по соглашению о разделе продукции, должны компенсировать их затраты на обустройство месторождения. И если ранее они имели право на получение таких доходов в течение 40 лет, то теперь они хотят увеличить этот срок до 60 лет, поскольку затраты оказались гораздо большими, чем они ожидали. Поэтому реальный полноценный доход от нефти Кашагана Казахстан начнет получать лишь ближе к концу века! И пока торг не завершен, добыча не начнется. Вот, видимо, в чем причина непопулярной пенсионной реформы. А другие секторы экономики, кроме сырьевого, так и не получили своего развития в Казахстане, за исключением единичных примеров.

Так неизбежно ли банкротство государства? Конечно, нет. Но для этого Казахстан должен стать таким, каким провозглашается в собственной Конституции. Ведь в статье 1 записано, что Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. А является ли на деле наша страна СОЦИАЛЬНЫМ государством? Ведь в подлинно социальном государстве интересы социума, общества преобладают над интересами личными, групповыми, корпоративными, клановыми. В таком государстве, прежде всего, думают о том, чтобы экономика работала на благо народа, не допускают катастрофического разрыва уровня жизни разных слоев населения, делают доступными для всех такие базовые жизненные ценности как жилье, работа, образование, здравоохранение, не допускают нищеты. Станет ли Казахстан настоящим социальным государством? Надежды на это весьма призрачные. Для этого хотя бы нужно перераспределение доходов от олигархов в пользу народа. Пойдут ли на это олигархи? Вряд ли. Судя по всему, они никак не могут накушаться. А народу предлагают в очередной раз, трудно сказать в который по счету за более чем 20 лет реформ, затянуть потуже пояса. При этом власти не удосуживаются даже элементарно сократить совсем не нужные затраты на различные помпезные проекты. Когда узнаешь, например, сколько тратят денег наши футбольные клубы на приобретение иностранных игроков, то волосы дыбом встают! Миллионы, десятки миллионов евро! А ведь многие клубы содержатся на бюджетные деньги (подробнее читайте на стр.16). И таких денег, которые могли бы пойти на социальные программы для народа, если разобраться, можно найти немало.

А пока власти отдают на «заклание» козлов отпущения. Так, уволен с поста министра труда и соцзащиты населения Серик Абденов. Именно он с пеной у рта доказывал необходимость повышения пенсионного возраста. И даже укорял работниц тяжелых профессий, что они не ту работу выбрали. Туда ему, как говорится и дорога. А ведь некоторые общественные деятели Восточного Казахстана признавались в любви бывшему министру. Думается, что его не забудут. Он исполнил свою роль. Пока отсидится, а там дадут какой-нибудь пост. Ушел в отпуск на неопределенное время и главный банкир Григорий Марченко. И он, конечно, заслужит благодарность, только позднее. Поговаривают и о роспуске Мажилиса, принявшего пенсионный законопроект. Политические маневры продолжаются. Вот только народу от этого никакой пользы.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ

От редакции. Кстати, вот как решают проблему в Беларуси. Там власти также проявляют озабоченность старением населения и необходимостью увеличения средств на пенсионные выплаты. С нынешнего года введено материальное стимулирование более позднего выхода на пенсию. В Беларуси на заслуженный отдых уходят как в советское время: женщины в 55 лет, мужчины – в 60. Тем, кто решит выйти позднее, производится доплата за каждый лишний год. Так, если женщина будет уходить в 60 лет, то ее пенсия вырастет на 75%. Существенная добавка! При этом в Беларуси нет обязательных пенсионных отчислений, пенсия там солидарная. В этой стране нет нефти и газа, но зато государство подлинно социальное.