РАЗОРИТЕЛЬНАЯ ПОСЫЛКА

Газета "Flash!"

Подчас дух захватывает от ощущения стремительности инновационных изменений, присущих нашему веку! Скорость передачи информации стремится к скорости света. Спутниковая связь разительно преобразила мир и человеческие ощущения. Уходят в прошлое, за ненадобностью, многие старые милые привычки – бумажные письма, красочные поздравительные открытки к праздникам, срочные телеграммы. Вот уже и торговля переходит на электронные рельсы. Не нужно теперь обходить магазины в поисках необходимого вам халатика с перламутровыми пуговицами, как это делал известный персонаж из фильма «Бриллиантовая рука». Современный Семён Семёныч имеет возможность получить вожделённый халатик, не вставая с удобного домашнего кресла. Нашёл халат по Интернету, сделал заказ, так же, не вставая с места, оплатил за него — и жди сообщения о прибытии. Привезут на дом. Очень удобно. Так начался Интернет — посылочный бум. И у почтовых отделений связи появилась возможность дополнительного заработка.

Правительственные чиновники посчитали, видимо делая ставку на этот самый бум, что теперь почта может зарабатывать деньги, не требуя для себя дотаций из бюджета, и быстро спровадили её на принцип самофинансирования. При этом государство, в лице АО «Самрук-Казына», сохранило за собой право управления «Казпочтой», утверждения тарифов на услуги и штатного расписания, а также утверждения зарплат сотрудников почты. Что из такого симбиоза получилось, можно проиллюстрировать примером, который произошёл с гражданкой Раисой Х. (фамилию просила не указывать). Конечно, по одному примеру нельзя делать определяющих выводов, но он наводит на определённые размышления о качестве сегодняшней бытовой жизни, к тому же, подобные случаи, в той или иной форме, далеко не редкость.

Мытарства одинокого свитера

Да, поток писем и телеграмм в наше время резко сократился, но остались ещё посылки. Их по Интернету не отправишь, и значит, граждане, как прежде несут ящички и бандероли на почту. А дальше с посылкой может произойти следующее.

Решила заботливая мама отослать на зиму сыночку свитер из Усть-Каменогорска в российский город Сочи, где её сын трудится на возведении олимпийских объектов. Хоть Сочи и расположен в благословенных субтропиках, однако зима и в Сочи напоминает о тёплой одежде – стройка, влажные ветра с моря – тут и до насморка недалеко.

Пришла гражданка в одно из городских отделений почты для отправки посылки со свитером 12 января сего года. Посылку приняли, и за сущие пустяки в 5800 тенге, из которых 4800 приходилось собственно за авиапересылку, отправили столь необходимую зимой вещь к Чёрному морю. Маршрут у свитера был сложный. Вначале он добрался до Алматы, где задержался аж на четыре недели! Всё это время хозяйка свитера наводила справки о его пропащей судьбе, дозвонившись до главного управления «Казпочты» в Алматы. Там успокоили, сообщив, что удалось отправить посылку в Домодедово только 7 февраля, по причинам от них не зависящим. В московских аэропортах случился почтово-посылочный коллапс, из-за острой проблемы с помещениями под почтовые грузы. После того, как были приняты чрезвычайные меры, в том числе и кадровые, ситуация в Москве якобы начала выправляться. Потому за свитер переживать не стоит, он обязательно дойдёт до Сочи, хоть и к концу зимы. (К концу нашей зимы. В Сочи она к тому времени уже закончилась. Субтропики.) Но вот уже и 23 февраля минуло, а свитера всё нет в Сочи. Пропал!? Гражданка Х. спешит на улицу Кайсенова, где расположен главный офис областного филиала «Казпочта», чтобы писать заявление о пропаже ценного груза. Там её отговорили от поспешных действий, ибо по Правилам требуется 2 месяца после исчезновения посылки, чтобы только принять заявление о её пропаже, не говоря о том, чтобы включиться в немедленный розыск. Наконец, 28 марта (!), спустя 2 с половиной месяца, после отправления посылки, на сайте почты было сообщено, что посылка оказалась в Сочи не востребована, а потому отправлена обратно в Казахстан. Это при том, что ожидающий материнский гостинец сын никуда со своего сочинского адреса не отлучался. Впрочем, все это на совести уже российских почтовиков.

Прошла зима, растаял снег, просохла земля, отцвели черёмуха и сирень, когда многострадальный свитер, проделав маршрут протяженностью в половину экватора – Усть-Каменогорск — Алматы – Москва – возможно Сочи(?) — и обратно, вернулся на свою историческую родину 24 мая. Он пробыл в пути 4 с половиной месяца, но так и не выполнил цели своего путешествия, хоть и не по своей вине. Но не пропадать же ему в чуланах «Казпочты»! Нужно его вернуть в те руки, которые когда-то дали ему право на существование, а затем, во время побывки сына, передать его по назначению уже без посреднических услуг почты. Именно с этой мыслью пришла хозяйка свитера в родное отделение почты. Там задерживать «путешественника» никто не пытался, всего лишь попросили заплатить за обратную доставку свитера ещё 5800 тенге! Свитер не пропал, не полинял и молью не съеден, а за дорогу нужно платить. Впрочем, есть варианты – посоветовали на почте. Пишите подробное заявление о происшествии своего свитера, с приложением всех данных и квитанций, тогда это «дело» будет рассмотрено, возможно, прояснится причина, по которой свитер не доставили по назначению. И тогда Вы сможете забрать любимую вещь совершенно бесплатно, то есть первые 5800 тенге, конечно, уже не вернут, а вот избежать дополнительной оплаты есть некоторая надежда. После длительных препирательств, во избежание инсульта, хозяйка свитера вторично выложила в почтовую кассу 5800 тенге, вырвав истосковавшуюся вещь из объятий почтовых услуг.

«Сирые мы, ох сирые»

Обидно стало за гражданку Х. Столько затрат и ожиданий с её стороны, а всё в убыток. Услуга ведь не была оказана, но деньги за неё взяты. Решили эту историю донести до руководства областного филиала «Казпочты». Заместитель директора Гульназ Оразаева, выслушав о мытарствах злополучного свитера, так прокомментировала эту, и подобные ей ситуации.

— К сожалению, для гражданки Х., я могу лишь повторить совет – пишите заявление и будем рассматривать — по чьей вине произошло подобное. Правила и тарифы по доставке и возврату посылок утверждаются в Алматы, и мы действуем в их соответствии.

— А если виновной окажется российская сторона, есть у «Казпочты» инструменты, чтобы взыскать убытки с неё?

— Наверное, есть, впрочем, такого прецедента на моей памяти ещё не было. Вообще такое разбирательство может занять до полугода, возможно, поэтому мало желающих связываться с такой канителью.

— Наверняка у «Казпочты» есть определённые договорённости и взаимные обязательства с российскими коллегами в таких случаях. Почему же этот процесс так затянут по действующим Правилам?

— Вопрос не ко мне, а к тем, кто эти Правила разрабатывал, утверждал и подписывал взаимные обязательства по претензиям. У нас и помимо этого проблем достаточно.

— Расскажите и о них заодно.

— В наше время всё упирается в средства. Как вам известно, «Казпочта», являясь дочерним предприятием государственного холдинга «Самрук Казына», не получает госдотаций и находится на самофинансировании. Принимая такое решение, видимо надеялись, что возросшие объёмы пересылки товаров по EMS составят главную статью доходов почты, но этого пока не произошло, и мы едва сводим дебет с кредитом, как говорят экономисты. По-прежнему, основным источником доходов почты является перечисления ГЦВП (выплата пенсий и пособий), но их не хватает для оказания более качественных и полноценных услуг населению. Зарплата наших рядовых и самых необходимых работников – операторов и почтальонов, составляет всего 25-30 тысяч тенге. (Интересно, учитывали судьбу почтальонов с такой зарплатой при выработке изменений пенсионной системы?) Отсюда кадровый голод, особенно на молодёжь. Нагрузка на них очень большая. Вот с этого года «Самрук-Казына» возложил на почту ещё одну обязанность – участвовать в программе IPO. Эти операции довольно трудоёмкие и ответственные, а оплата за них для почты минимальная – не более 0,5% с суммы сделки. Хотя такие гиганты индустрии, ради которых мы стараемся – КазмунайГаз, КазТрансОйл, ТемирЖолы и другие, могли бы помочь в финансировании нашей работы по акционированию. Ведь из-за низких доходов мы вынужденно закрываем отделения связи в небольших посёлках, заставляем своих почтальонов разносить всевозможные квитанции, в том числе за свет, телефон и другие. Это очень трудная работа, поверьте и очень низкооплачиваемая – 1-1,5 тенге за доставленную квитанцию прибавляется к зарплате почтальона. Приходится и за это браться, чтобы хоть чем-то выплачивать зарплаты. Все эти трудности, конечно, не снимают с нас обязанности по оказанию качественных услуг населению. И мы к этому всегда стремимся, но иногда и наших желаний оказывается недостаточно. Из-за перечисленных, к тому же не всех причин, и происходят сбои с доставкой почты, особенно в районы, различные задержки и прочие неприятности для граждан. Многие ведь привыкли мерить нашу работу по прежним стандартам, но мы физически сейчас не можем дотянуться до них, несмотря на всю современную электронную базу.

При упоминании о прежних стандартах, существовавших в прежней Большой стране, начинаешь лучше осознавать, что мы потеряли и что обрели. На рубеже 90-х годов прошлого столетия, меньшая часть наших граждан сумела продолжить свое движение по стандартам наступившего нового века с Интернет — услугами, EMS – доставкой и прочими. Гораздо большую часть граждан развернули к веку XIX, с его почтовыми трактами и месячными ожиданиями писем и посылок. Судьба несчастного свитера — наглядный пример этому.

Сергей МИХЕЕВ