НЕ ВЫЯВЛЯЙ КОРРУПЦИЮ, НЕ ПОПАДЕШЬ ПОД СОКРАЩЕНИЕ

Газета "Flash!"

В редакцию обратилась женщина, работавшая в одной из районных эксплуатационных частей Министерства обороны Республики Казахстан бухгалтером материального склада. Она выявила в ходе работы финансовые нарушения и сообщила об этом в Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Комитет финансового контроля своим письмом подтверждает нарушения. После проверок же произошло сокращение штата в РЭЧ, под которое попала наша заявительница.



В РЭЧ Сауле (имя изменено) работала с 1990 года. Добросовестно исполняла возложенные на нее обязанности, и никаких нареканий не было. Но потом столкнулась с фактами злоупотребления со стороны должностных лиц, и так ей обидно стало за наше государство, что, пытаясь пресечь нарушения, сообщила обо всем в Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. В результате проверки, одно из должностных лиц привлекли к ответственности за присвоение и растрату вверенного имущества в крупных размерах, лицом, выполнявшим государственные функции. Было только жаль, что не дождалась Сауле результатов проверки, так как вскоре попала под сокращение. И узнала о результатах проверки уже после увольнения.



Что же показала проверка? Увы, но проверить перечисление в 2005-2006 годах денежного довольствия, зарплаты, доплат и надбавок путем построчной проверки не представилось возможным… так как банковские списки переданы были в финполицию, затем в Военный суд и были приобщены к материалам дела. Поэтому, кто и что недополучил, остается неизвестным. Предыдущая же проверка установила незаконные перечисления на 5 779 500 тенге. Деньги в тот период времени получили бывший помощник начальника по финансам – 3 535 200 тенге, начальник отдела кадров – 993 300 тенге, и бухгалтеры – 286 600 и 83 200 тенге. Материалы по выплатам были переданы в Военный суд.



Также были установлены незаконные выплаты в 2006 году командировочных затрат на 139 200 тенге, без приказов на командировку и при неверном определении размеров расходов. Среди бухгалтерских документов не были найдены извещения о получении в 2004 году одной из частей дымососов, на 635 900 тенге. А у заместителя начальника по материально-техническому обеспечению на 1 мая 2009 года в подотчете числились строительные материалы на 1 840 300 тенге, при наличии их всего на 78 тысяч тенге. Как позже объяснили мастера РЭЧ, данные материалы были израсходованы еще 2 года назад, то есть в 2007 году, на ремонт зданий и жилых домов.



Еще более впечатляющим оказалось отсутствие трех зданий – гаража, овощехранилища и КТП, которые числились на момент проверки за РЭЧ. Возможно, их снос просто своевременно не учли, что и стало нарушением.



Кроме того, в 2005-2008 годах в РЭЧ допустили завышение затрат по оплате за электроэнергию, потребляемую жилыми домами, каковая осуществляется согласно Устава РЭЧ, на 14 090 600 тенге. В результате необоснованно ТОО «Шыгыс-энерготрейд» начислили 4538000 тенге, а в доход государства 9 552 600 тенге. Но, если на 1 января 2009 года у ТОО «Шыгысэнерготрейд» был долг перед РЭЧ на 5 589 300 тенге, то на 1 мая 2009 года, почему-то, должником является уже РЭЧ. Почему сложилась ситуация с незаконным погашением 4 538 000 тенге в счет взаимозачетов текущего финансового года, не поясняется…



Да, а ведь еще 31 октября 2007 года в РЭЧ были поставлены 25 контейнеров на 1 миллион тенге. Хотя накладная без номера, но подпись в ней имеется – на тот момент помощника по материально-техническому обеспечению. А вот самих контейнеров на балансе РЭЧ не оказалось и фактическое наличие их не значилось. И лишь в мае 2008 года эти контейнеры были оприходованы завскладом. Где 25 контейнеров полгода болтались не известно.



В общем, нарушений множество. Целенаправленно они допущены или это простая халатность? Возможно, что и в дальнейшем Сауле зорко бы следила как бухгалтер за надлежащим расходованием денежных средств. Но, вот незадача, попала под сокращение.



Пыталась она в суде доказать причинно-следственную связь между ее заявлениями, проверками и увольнением. Но, в суде первой инстанции доказать не смогла. А в Коллегии по гражданским делам дополнительно прозвучал интересный диалог:



– Истице предлагались вакансии взамен сокращенной?



– Да.



– Какие, например?



– Например, кровельщик…



И этим все удовлетворились…