ИСЛАМ АБИШЕВ: «ЖЕЛАЮ ВАМ БЫТЬ ОПТИМИСТАМИ»

Газета "Flash!"

ИНТЕРВЬЮ С АКИМОМ УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА Исламом АБИШЕВЫМ



– Наиболее масштабные преобразования в городе в этом кризисном году происходили в рамках «Дорожной карты». Сумма была выделена небывалая и сделано немало. Тем не менее, среди горожан есть мнение, что деньги просто «размазались» по дворам и прочим многочисленным объектам. Может быть, лучше было сосредоточить средства на 2-3 крупных городских проблемах? Например, на ремонте сетей «Водоканала», а то ведь регулярно то один, то другой квартал города сутки – двое живёт без воды и народ, извиняемся, не может нормально сходить в туалет. Или на «расшивку» автомобильных заторов в районе Ауэзова – Ульбинского моста – пр. Независимости. А то ведь получается, что огромные деньги потрачены, а основные проблемы остались.



– Вы поднимаете глобальные вопросы. Давайте по порядку. «Водоканал» принёс мне смету на 6 млрд. тенге. На эти деньги вообще всё можно сделать по «Водоканалу». Я посмотрел выборочно некоторые проекты – суммы явно завышенные. Возьмём дюкер в районе Аблакетки. Это две трубы – «пятисотки», гидроизолированные, пролегающие под водой. Материалы вместе с доставкой стоят около 15 млн., работа обычно стоит 30% от стоимости материала, но возьмём даже 100% – ещё 15 млн. Итого 30 млн. А они дали смету на 250 млн. Таких моментов неясных было очень много. Я понял, что если мы даже дадим 2 млрд. «Водоканалу» – они всё равно не решат стоящих перед ним проблем. Здесь нужен хозяйский подход, чтобы относились к предприятию, как к своему. Если же ту работу, которую можно сделать за 100 тенге, будут стремиться сделать за 500 тенге бюджетных денег – ничего у нас не получится. Мы дали «Водоканалу» 500 млн. На самые уязвимые места. Я запретил отдавать эти объёмы другим подрядчикам. Это привело бы к удорожанию работ. Если нужны дополнительные рабочие – их можно принять в рамках «Дорожной карты». За счёт этого мы сумели реально сделать работ почти на миллиард. Считаю, что на 80% проблемные вопросы мы решили. В том числе – такие застарелые проблемы, как водоснабжение микрорайона Прохладной, посёлка Северный, по-простому именуемого «Шанхай». У нас остались проблемы по Левому берегу и посёлку «Ульбинский». Но там пока даже нет документации.



Что касается устойчивого водоснабжения – то это вопрос правильной организации производства, правильной эксплуатации. Нужно делать вовремя текущий ремонт. Перебои случаются также из-за отсутствия системы регулирования давления. В следующем году мы планируем установить регуляторы давления и счетчики на магистральных и внутриквартальных сетях.



– Ислам Алмаханович, большую роль играют и новые технологии. Они уже давно есть. Это и бестраншейный метод прокладки труб. И новая система сбора канализации. Три года назад представители НПО «Мостовик» из Омска приезжали в Усть-Каменогорск, предлагали эти технологии. Но к этой информации у нас отнеслись с прохладцей. Видимо, выгоднее рыть траншеи, списывать деньги на земляные работы. Наша газета, кстати, публиковала материалы об этих новых технологиях.



– Я с Вами согласен. Всё новое внедряется очень тяжело. Когда я начал разбираться с ситуацией по «Водоканалу», то выяснилось, что 40% воды теряется. Я попросил руководителей, специалистов предприятия съездить в Шымкент. Шымкентский «Водоканал» – один из лучших по бывшему Союзу. Там потери составляют всего 5% – ниже нормативных. Город с почти миллионным населением, а воды потребляет меньше чем Усть-Каменогорск. Повторюсь, что нужен руководитель, который относился бы к предприятию, как к своему.



А вообще я уже очень часто слышал в ответ на свои предложения, что «это невозможно, это нельзя». А нужно просто искать пути решения вопроса. На решение проблемы водоснабжения микрорайона Прохладный мы потратили всего 4 млн. тенге. А ведь проблема стояла десятилетиями. Цена вопроса подачи тепла на Промбазу – тоже 4-5 млн. тенге. Недавно на личном приёме у меня были жители дома №39 по ул. Комсомольской. Дом ввели три года назад, но до сих пор в квартирах нет нормального тепла. Две недели назад этот вопрос на совещании поднимала председатель КСК. Я поручил разобраться. Выясняю, что никто из ответственных за ЖКХ там не был. Вся работа свелась к составлению ответа, где сказано, что это проблема самих жителей. Вот так всегда и отделываются отписками. Ответ обычно составляет ведущий специалист, и он даёт его на своём уровне.



Недавно решал проблему пяти двухэтажных домов в КМС №5. Там текут крыши. Поручил председателю КМС посчитать смету. Собрали руководителей близлежащих предприятий. Они совместно помогли материалами, прислали рабочих, а жители оплатили работу. Вопрос закрыт. А тоже можно было дать ответ, что по Закону «О жилищных отношениях» мы не имеем права ремонтировать частную собственность.



Что касается технологий – пришлите мне эти материалы, я посмотрю. Это очень интересно.



– Такой подход к решению проблем города устькаменогорцы только приветствуют. Давайте продолжим разговор по «Дорожной карте».



– Вот Вы говорите, что деньги можно было бы направить на «расшивку» автомобильных заторов. Но это огромные деньги. К тому же «Дорожная карта» позволяет направлять средства только на капитальный и средний ремонты, а не на новое строительство. Проблемой ликвидации «пробок» мы занимаемся. Сейчас готовится проектно-сметная документация по реконструкции развязки к Ульбинскому мосту. До конца I квартала мы её закончим, и будем добиваться выделения денег. Чтобы к 1 апреля начать работы и за месяц-полтора закончить, ведь этот ремонт вызовет большие неудобства в организации движения.



С тем, что средства по «Дорожной карте» «размазаны» я не согласен. Ремонт дворов – разве это «размазывание»? 1,3 млрд. мы потратили на эти цели, зато сделали 291 двор, всё – вплоть до песочниц. Контроль вели депутаты, председатели КСК, советы территориального самоуправления – а это 250-300 активистов. Были замечания, недоделки. К весне мы всё устраним. А 25 спортивных площадок – разве это плохо?



Сделаны почти все объекты образования. Конечно, мы могли бы на эти средства капитально отремонтировать четыре школы. Но ведь во всех школах есть проблемы – где-то крыша течёт, где-то санузел не работает, где-то с теплом проблемы. Мы выбрали самое необходимое. Посчитали смету – 1,5 млрд. тенге. Я проверил выборочно – оказалось, что смета завышена. Оставили 540 млн. И из этих денег мы сэкономили 49 млн. Ни одна школа не сможет сказать, что ей не дали денег, или мало дали.



Мы отремонтировали все библиотеки. Дорожники просили 4 млрд., сделали этот же объём работы за 2,3 млрд. Занимались и озеленением. Это необходимость. Вы, наверное, уже привыкли к виду, например, дороги из аэропорта. А я когда первый раз прилетел, то не понял, что это уже город, думал – какой-то пригород. Ни в одном областном центре такого въезда в город из аэропорта нет. Конечно, мы не сможем, например, снести 400 домов и посадить там деревья и цветы. Но будем искать другой подход – это лицо города.



– На пресс-конференции Вы сказали, что будете приглашать израильских учёных для исследования экологической ситуации в городе. Честно говоря, я с большим доверием отношусь к российским учёным. К нам уже приезжал один американец кипрского происхождения. Он дал такие рекомендации: пить кефир, есть квашеную капусту (попробовав её на рынке, он был просто в восхищении) и на выходные уезжать из города. Исследования проводились уже неоднократно, обстановка в принципе ясная. Ещё в 2002 году депутаты гормаслихата II созыва подготовили все документы и приняли решение – обратиться в правительство о признании города зоной экологического бедствия. Однако тогда власти сослались на отсутствие законодательной базы. Сейчас есть не только законодательная база, но и принятые правительством критерии получения территорией статуса зоны экологического бедствия. Но создаётся впечатление, что местные власти не хотят ставить этот вопрос перед Центром, боясь испортить отношения, а людей пугают, что статус зоны бедствия, якобы, отпугнёт инвесторов. Каково Ваше отношение к этому вопросу?



– По вопросу экологии, честно говоря, я ещё сам до конца не разобрался. Весь этот год был посвящён «Дорожной карте», к тому же нужно было познакомиться с городом, изучить проблемы. Поэтому я говорил, что экологией займусь в конце года. К 20 декабря я собираю всех, кто так или иначе занимается вопросами экологии. Оказывается, уже порядка 20 томов различных материалов по экологии наработано.



Мне говорят, что у нас нет соответствующих лабораторий, что специалисты боятся говорить правду. Поэтому и появилась мысль привлечь израильскую фирму с мировым именем, чтобы с её выводами уже никто не мог спорить, подвергать их сомнению. Мы должны предоставить аргументы, а не просто утверждать, что дышать нечем. Мы уже провели с израильтянами переговоры, выслали им исходные данные. Но, прежде чем их пригласить, потратить на исследование 20-30 млн., я должен сам разобраться. Ведь уже до нас на 50 млн. были проведены исследования. Думаю, что сообща мы примем решение. Ясно одно – что экологию в таком состоянии оставлять нельзя.



– Если исследование израильтян покажет критерии, по которым город можно отнести к зоне экологического бедствия, будет ли ставиться вопрос о придании городу такого статуса?



– Повторюсь, что, возможно, израильтян и не придётся приглашать. Возможно, что мы используем уже имеющиеся документы. Конечно, не все, а итоговые. Поймите, я могу выйти только на акима области. Я ставлю вопросы, постараюсь убедить Бердыбека Машбековича. Ведь 60-80% проблем Усть-Каменогорска – это проблемы экологии. Но сначала я сам должен всё проанализировать: посмотреть данные по продолжительности жизни, по смертности, причинам заболеваемости. Буду просить Бердыбека Машбековича с этими документами зайти к премьер-министру, если необходимо – к Президенту. А сейчас я буду готовиться к встрече с министром экологии.



Если еще говорить об экологии – то сейчас проводится исследование по загрязнению подземных вод.



– Здесь мы полностью поддерживаем Вашу позицию о том, что Всемирный банк слишком расточительно тратит деньги на это исследование.



– Да берём-то мы их деньги, а отдавать будем свои, кровные. 90 млн. они потратили на исследования. Если бы это было какое-то ноу-хау, а то взяли-то ведь готовые данные у нас. Да я им без единой копейки сообщу эти данные, и не за полгода, а за полмесяца. Но мы с трудом вошли в состав наблюдательного совета этого проекта. Соглашение заключал не акимат города.



Завершая тему экологии, скажу, что свою позицию я обозначу после того, как разберусь в вопросе. В 2010 году экологические вопросы станут одними из основных в нашей работе.



– Мы плавно переходим к вопросу о задачах городской власти в наступающем году.



– В 2010 году мы продолжим работу по «Дорожной карте», завершим ремонт дворов и основных улиц.



Недавно я собирал предпринимателей, занимающихся вопросами освещения города. Город должен иметь свою неповторимую ночную красоту. Я предложил им дать свою концепцию освещения города. Она должна быть с учётом всех новых технологий, экономичности потребления, дизайна. И укладываться в рамки тех средств, что выделены в бюджете. Думаю, что к проведению казахстанско-российского форума приграничного сотрудничества мы эти вопросы полностью решим.



Планируем плотно заняться речкой Коменданткой.



– В 70-е годы в Комендантке на переменах купались студенты близлежащих учебных заведений.



– Такую Комендантку мы, конечно, восстановить уже не сможем. Но и мириться с болотом в центре города нельзя. Мы чуть уменьшим русло, пустим воду. Думаю, что это будет великолепное место. Средства получим за счёт продажи бизнесменам земельных участков вдоль берега. Для них этот проект должен быть интересен.



Нужно сделать более ярким облик города. Конечно, такие дома как в Астане, Алматы или Дубаи – мы не построим.



Есть идея – украсить балконы цветами. Мне предлагали искусственными, но это не то. Сейчас мы всё просчитываем, сколько балконов, сколько рассады нужно.



Продолжим строительство теннисного корта, мечети, совместно с национально-культурными центрами возведём этнодеревню.



В 2010-2011 годах мы закроем проблему детских садов. Занимаемся этим с лета. Просчитали – сколько нам нужно мини-центров, сколько детских садов вернуть, сколько будет построено. Большую помощь здесь окажет указание Президента по решению этой проблемы.



С 15 мая по 1 июля проведём международный симпозиум скульпторов. Смета составит около 25 млн. тенге. Участников будет человек 30, каждый оставит свою скульптуру. Сейчас мы определяем места, где они будут размещены. Конечно, на эти деньги можно было бы закупить 30 скульптур. Но каких? А так, представьте, скульпторы из Москвы или Греции оставят свои творения. И увезут с собой память о нашем городе.



Есть идея провести международный фестиваль алтайского мёда. Сейчас мы эту идею прорабатываем. Будем готовиться к 290-летию города.



– Ислам Алмаханович, к юбилею города хорошо бы реконструировать остатки крепостного вала Усть-Каменогорской крепости, с которой и начинался город.



– Мы включим реконструкцию вала в программу «Дорожной карты».



В следующем году в городе будет действовать 20 фонтанов, мы восстановим имеющиеся и установим новые.



У нас город гаражей и автостоянок. Есть идея начать строить многоуровневые паркинги, есть инвесторы, готовые вложить средства. Мы будем им помогать в решении административных вопросов, подведении коммуникаций. В течение 2-3 лет постараемся всех желающих обеспечить паркингами. Нужно сделать так, чтобы удобнее было купить парковочное место по приемлемой цене в 2-3-5 тысяч долларов, чем строить гараж. И в перспективе – снести гаражи хотя бы в центральной части. Поэтому я приостановил выдачу земли под гаражи.



Изучаем вопрос восстановления водного транспорта. Будем строить посёлок для оралманов в районе Новоявленки. Важно, что на это выделяются инвестиции – 4 млрд. тенге. Эти деньги должны были пойти в другой регион, но мы быстро, и без каких-либо затрат составили документацию на 363 дома, на инфраструктуру, школу, детский сад. И получили проект.



Начнём строительство путепровода через Самарское шоссе. Работы много, дел хватает.



– Ваши пожелания горожанам накануне Нового года.



– В Новом году я бы хотел пожелать благополучия, а главное, желаю, чтобы мы были оптимистами. Нам нужно отойти от негатива, скептицизма, видеть больше хорошего, воспитывать подрастающее поколение только на хороших примерах. Если бы всё было только плохо – то всё бы давно разрушилось. Даже при частой смене акимов, каждый что-то делал для развития города. Если бы не делали – город бы рухнул. Желаю горожанам оптимистичного настроя. Желаю любить наш город, как свой дом. А мы, исполнительная власть, будем решать все проблемы, и делать наш город уютным и удобным. В том числе – решать и проблему экологии.



Желаю всем устькаменогорцам в Новом году счастья!



– Вы пожелали горожанам оптимизма. А я вспомнил, как известный сатирик Аркадий Арканов, будучи в нашем городе, пожелал, чтобы Усть-Каменогорск не стал Грусть-Каменогорском.



– Писатели в одной фразе выражают то, что мы говорим на полстраницы. Хорошо сказал – чтобы Усть-Каменогорск не стал Грусть-Каменогорском!



Подготовил



Денис Данилевский